Как передвигались по Транссибу 115 лет назад
periskop — 03.02.2017 На новогодних каникулах ознакомился с любопытной книгой, подаренной мне тов. kokoryan во Владивостоке во время большой транссибирской поездки осени 2016-го. Интереснейший исторический источник времён пуска Забайкальской дороги и раннего Транссиба, который был медленным, однопутным и с большими уклонами и маленькими поездами. Автор - американец, евангелист-миссионер в Азии, но в книге он пишет именно про путевые впечатления, а не про свою основную миссию. Проехал он там в мае-июне 1900 года, и ускользнул с Дальнего Востока аккурат за несколько дней до начала "боксерского восстания в Китае". У американца сочный, колоритный язык, наверное, и переводчик постарался его сохранить. В общем, шикарная книга.Ниже - немного сканов и отрывок про путь по Забайкальской дороге.
2. Титульный лист.
3. Предисловие.
4. Пишет в книге он и про Владивосток, и про Хабаровск, и про Благовещенск. От Хабаровска ехал по Амуру и Шилке пароходом, затратив на это три недели (!). Пишет, как скреблись пароходы на амурских мелях - по 8-12 часов на одном месте.
5. Благовещенск.
А вот кусок главы про путь по ранней Забайкальской ж.д. Читается на одном дыхании! :)
6. ...
7. ...
8. ...
9. "Гадкий железнодорожный городишко" - скорей всего, Приисковая, аванстанция Нерчинска.
10. 8 миль в час - это примерно 13 км/час, а 15 миль в час - ок. 24 км/час. Эта скорость считалась тогда очень быстрой в Сибири.
11. В конце есть список слов, необходимых для иностранца в Сибири, а также словарик кириллических букв и как их произносить.
В общем, отличная книга. Будет теперь у меня в библиотеке.
PS. Радикальное переустройство Великого Сибирского пути на 2-путное движение до Забайкалья и на более легкий профиль пути было предпринято уже после Русско-Японской войны, по её печальным урокам. К 1914 году поезда по Транссибу пошли примерно в полтора раза быстрее до ст. Карымская в Забайкалье. Дальше была развилка на КВЖД (путь с рельсами тяжелого типа) и на Куэнгу - Сретенск (легкого типа, на малую нагрузку). Амурская ж.д. до 1938 г. также была более тяжёлого профиля и на легких рельсах, со сравнительно малой скоростью передвижения.