
Как опровергнуть закон Мерфи


Согласно закону Мерфи (он же "закон подлости", он же "закон бутерброда"), который я формулирую тут чисто по памяти, если что-то может пойти не так - оно обязательно пойдет не так. В общем-то, даже если пойти не так абсолютно нечему, то что-нибудь все равно пойдет не так.
Кстати, Эдвард Мерфи был конструктором реактивных двигателей, какие устанавливают на самолеты и космические корабли. В связи с этим надо понимать, что цена ситуации, когда что-то идет не так может быть весьма высокой, поэтому американский инженер знал о чем говорил.
Также надо понимать, что полностью исключить вероятность подобной ситуации невозможно, однако есть шанс минимизировать риски, а если речь идет об авиации, использовать это шанс надо на всю катушку. Самым важным шагом в этом направлении было оснащение воздухоплавающих машин разного рода авионикой, или как принято это называть в отечественной авиационной отрасли, авиационным оборудованием.
Военные, естественно, пользовались плодами инженерной мысли в первую очередь. И так им это понравилось, что военная авиация на теперешнем этапе ее развития зачастую не может не только выполнять боевые задачи без использования электронных технических средств, но даже и просто летать в требуемых режимах.
Забавно, но не так давно мастерство пилота было основным оружием противоборства в воздухе. Вот например, во времена Второй мировой, немцы использовали такую штуку как крылатая ракета V-1 или, если кириллицей, Фау-1 (от нем. Vergeltungswaffe - оружие возмездия). С лета 1944-го этими ракетами стали атаковать Англию. Британская авиация довольно успешно отбивала эти атаки, где-то 25% всех запущенных Фау были сбиты выстрелами истребителей. Однако, существовал и альтернативный метод уничтожения крылатых ракет, который летчики звали "coup de wing". Суть его такова: пилот приближался вплотную к летящей ракете и помещал крыло своей машины под короткое крыло немецкого снаряда, далее ловким движением корпуса самолета пилот переворачивал ракету, отчего та теряла стабильность полёта и падала. Таким образом, в середине прошлого века настоящий пилот ещё уделывал автопилота, теперь соотношение сил, конечно иное. Сейчас, говорят, из-за автопилота летчики забыли, как управлять самолетом и в нестандартных ситуациях теряются.
Да и вообще, теперь стоимость систем авионики составляет большую часть общей стоимости летательного аппарата. Производители авиационного оборудования, должно быть процветают. По крайней мере недавно Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), входящий в структуру Ростеха, подписал соглашение с "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК). В рамках оного специалисты холдингов будут направлены на совместное участие в исследованиях, проектировании и разработках новых воздушных судов, а также модернизации и интеграции современного оборудования для авиации, причем как военной, так и гражданской. ОАК будет разрабатывать авиационную технику, а КРЭТ - авионику для того, что б эта техника летала без перебоев и происшествий.
Глава КРЭТ Николай Колесов возлагает большие надежды на этот союз: "Консолидация научно-технических компетенций и производственных мощностей предприятий ОАК, разрабатывающих самолеты, и КРЭТ, создающих бортовое приборное оборудование, обеспечит синергетический эффект и станет новым стимулом для развития российской авиации". Президент ОАК, Михаил Погосян, придерживается того же мнения. Собственно, пока причин считать иначе и нет.
В любом случае, надеюсь, что совместная работа предприятий в рамках одной отрасли хоть немного приблизит авиацию к опровержению закона Мерфи, ну или хотя бы сократит возможность того, что что-то пойдет не так до минимума.
|
</> |
