Как определить, является ли историк настоящим профессионалом?

Поделюсь несколькими приемами, которыми пользуюсь я, определяя настоящих профессионалов.
Во-первых, основной признак профессионала – это беспристрастность.
Некоторые люди считают, что все историки пристрастны. И в какой-то мере эти люди правы: они живут в мире пристрастных историков и никогда не встречали настоящих и опираются на видимую ими реальность.
Им непонятна сама концепция беспристрастности. Ибо если эти люди сами начнут что-то писать, они будут писать пристрастно. Примерно также подростку, только что узнавшему о сексе, непонятна концепция мужчины-гинеколога, который не хочет секса со своими пациентками. Однако, она непонятна ему только потому, что он подросток.
Пристрастность в историке, даже если он просто упорно продвигает свою модель реконструкции без акцентирования исключений и слабых мест модели, является, по сути, его дисквалификацией. Как метко отметил еще академик Е.Семенов, "наука не терпит субъективизма".
Конечно, тот факт, что мы не видим, что историк пристрастен, не означает, что этот историк беспристрастен, поскольку мы можем просто не иметь ресурсов его раскусить. Но в каком-то плане, видимая беспристрастность это уже хорошо, поскольку многие историки даже не стараются скрывать пристрастность, а способность скрыть пристрастность является признаком некоторой рафинированности.
В любом случае, отсутствие видимой пристрастности – уже знак того, что автор может быть профессионалом.
Во-вторых, профессионалу некогда болтать, поэтому его книга насыщенна информацией. Никакого пустословия.
В-третьих, профессионал мыслит логически, его логика проста и прозрачна. Никаких метафизических полетов, никаких туманов а-ля Гегель.
В-четвертых, никаких ссылок на авторитетов, никакой слепой веры. Слепая вера и авторитеты – инструменты, которые мы оставляем, выходя из интеллектуального детства. Никаких теорий заговора, никакой эзотерики.
В-пятых, развитие интеллекта способствует развитию морали. Развивая свой интеллект, человек добреет. Интеллектуалы неагрессивны, не призывают ни к каким преступлениям и насилию. Интеллектуалы занимают позицию взрослых по отношению к большинству людей. Они учат конструктивизму и добру. Если автор явно оправдывает какое-либо насилие, это уже тревожный звоночек.
Есть еще одна позиция, возможно, неприемлемая для некоторых, однако, я ее отмечу, поскольку она вытекает из вышеперечисленных пунктов. Это консерватизм.
Сам раньше был консерватором, полностью проникся этой идеологией, знаю всю эту кухню, и мой опыт свидетельствует, что консерватизм уходит с развитием интеллекта.
Не должно быть никаких добровольных прислуживаний власти, никаких воспеваний тирании. Никаких высоких показателей Альтемейера.
Развитие цивилизации, развитие интеллекта каждого из нас основано на том, что мы отбрасываем старое и заменяем его более функциональным, поэтому консерватизм только тормозит развитие. Консерватизм хорош как украшение, как соблюдение определенных традиций в ритуале, но не как инструмент мышления.
Мне неизвестны историки-консерваторы, демонстрирующие уровень настоящего профессионала. Хотя это не означает, что они не могут существовать.
А по каким признакам определяете профессионализм Вы?
|
</> |