рейтинг блогов

Как они ставят точку. Двадцать лучших финалов в кино.

топ 100 блогов mishemplushem28.04.2021

По чеклисту «пост-список». Это не рейтинг, фильмы приведены в хронологическом порядке. 

Я перечислил самые, на мой взгляд, точные финалы, причем рассмотрел только фильмы, которые люблю или очень люблю.  Исключил: финалы с твистом, клиффхангеры, глубокомысленные амбивалентные, а также легко предсказуемые - замыкание в кольцо или воссоединение героев с поцелуем в диафрагму. Оставил те, которые завершают рассказанную историю, ставят в ней необходимую точку кадром, репликой или сценой, которые мы запомним.

Касабланка

Касабланка (Casablanca). Майкл Кертис, 1942
Касабланка (Casablanca). Майкл Кертис, 1942

По картинке может сложиться впечатление, что там пралюбофф. Нет. Там и про любовь, конечно, есть, и про войну, но, как все настоящие фильмы, он про человеков. В первую очередь про человеческое благородство и как оно не дает себя уничтожить, прорастает на самой неблагоприятной почве. И в финале — прилетает эхом с совершенно неожиданной стороны.

Двенадцать разгневанных мужчин

Двенадцать разгневанных мужчин (12 Angry Men). Сидни Люмет, 1956
Двенадцать разгневанных мужчин (12 Angry Men). Сидни Люмет, 1956

Точка фильма поставлена уже после завершения собственно истории, и косвенным образом переводит фокус в плоскость настолько неожиданно личную, что выходишь вконец потрясенным. Нет, никаких твистов, просто пара реплик ни о чем. Поговорили и разошлись. 

Мост через реку Квай

Мост через реку Квай (The Bridge on the River Kwai). Дэвид Лин, 1957
Мост через реку Квай (The Bridge on the River Kwai). Дэвид Лин, 1957

Весь фильм представляет собой подробное, художественно совершенное доказательство одного тезиса: война — это безумие. В финале — убийственный QED.

В джазе только девушки

В джазе только девушки (Some Like It Hot). Билли Уайлдер, 1959
В джазе только девушки (Some Like It Hot). Билли Уайлдер, 1959

Помню, когда первый раз его смотрел — еще на русском языке — зал валялся, ревел так, что слова можно было едва разобрать, как тут точку ставить, когда и так уже все в истерике? Оказалось, можно совсем доконать. Выползали, держась за животы.

Тупик

Тупик (Cul-de-sac). Роман Полански, 1967
Тупик (Cul-de-sac). Роман Полански, 1967

Жуткое заключение черной комедии. Из-за жалости, которую в этот момент испытываешь, всё становится совсем ужасно, и бежать некуда, никто не придумал для нас другого глобуса.

Самурай

Самурай (Le Samouraï). Жан-Пьер Мельвиль, 1967
Самурай (Le Samouraï). Жан-Пьер Мельвиль, 1967

Напряженный, скупой, графичный фильм, состоящий в основном из хождения по лестницам. В финале потрясает обыденность, с которой мир принял жертву. 

Искатели приключений

Искатели приключений (Les aventuriers). Робер Энрико, 1967
Искатели приключений (Les aventuriers). Робер Энрико, 1967

Тут, конечно, романтика зашкаливает, и, как в большинстве французских фильмов, возникает множество вопросов по моральной стороне, но трогательно это всё очень, а последние кадры — визуальное выражение потери.

Лев зимой

Лев зимой (The Lion in Winter). Энтони Харви, 1968
Лев зимой (The Lion in Winter). Энтони Харви, 1968

«Я надеюсь, мы никогда не умрем!» — Генрих II на самом деле умрет очень скоро, а вот Элеонора Аквитанская проживет еще очень долгую интересную жизнь. Запомните их такими, в водовороте страстей и политической интриги, на пике противоречий.

Щит и меч

Щит и меч. Владимир Басов, 1968
Щит и меч. Владимир Басов, 1968

Подробно разбирал финал здесь.

Долгие проводы

Долгие проводы. Кира Муратова, 1971
Долгие проводы. Кира Муратова, 1971

Фильм с несчастной судьбой, который мало кто видел: сначала не показывали, а потом уже не смотрели. Шедевр во всех отношениях, и точка поставлена идеально.

Печки-лавочки

Печки-лавочки. Василий Шукшин, 1972
Печки-лавочки. Василий Шукшин, 1972

Тут чего говорить-то! Общему «всё не так, ребята» подводится итог репликой «Всё, ребята. Конец.»

Старший сын

Старший сын. Виталий Мельников, 1979.
Старший сын. Виталий Мельников, 1979.

В доме загораются окна: Раз. Два.  

Волосы

Hair. Милош Форман, 1979
Hair. Милош Форман, 1979

С момента отправки за океан, ритм и всё настроение кардинально меняется.  Так заканчивается эта яркая, пестрая, психоделическая, развесистая история: солдатское кладбище и антивоенный митинг. Быстро, жестко, внятно.  

Ран  

Ран (Ran). Акира Куросава, 1985
Ран (Ran). Акира Куросава, 1985

Всегда с удовольствием помещаю этот фильм, вместе с финалом, в десятку лучших всех времен и народов, хотя у меня в этой десятке уже штук сто!

Кин-дза-дза!

Кин-дза-дза! Георгий Данелия, 1986.
Кин-дза-дза! Георгий Данелия, 1986.

Не буду ничего говорить, столько уже всеми сказано, а я еще потом тоже собираюсь. Коротенько: гениально начали, продолжили и закончили.

Уитнейл и я 

Уитнейл и я (Withnail and I). Брюс Робинсон, 1987
Уитнейл и я (Withnail and I). Брюс Робинсон, 1987

Интересно было бы узнать, видел ли его кто-нибудь, кроме меня. Я бы не увидел, но один мой английский друг считает этот фильм своим самым любимым и способен разговаривать исключительно цитатами оттуда. Ну и я посмотрел. Фильм блестящий, умный, с английским юмором и тонким, и толстым, и совсем непотребным, — и очень мудрым, горьким финалом.

Синекдоха, Нью-Йорк 

Синекдоха, Нью-Йорк (Synecdoche, New York). Чарли Кауфман, 2008
Синекдоха, Нью-Йорк (Synecdoche, New York). Чарли Кауфман, 2008

Фильм неровный и для своего содержания длинноватый, но хороший, а точка поставлена наповал.

Призрак 

Призрак (The Ghost Writer). Роман Полански, 2009
Призрак (The Ghost Writer). Роман Полански, 2009

Фильм — классика, с тонкой проработкой всех деталей, упоение смотреть каждую секунду, и финал не подкачал. Это просится в учебник киноязыка: как сообщить, что произошло, ничего не показывая, и в чем мораль, ни слова не сказав о морали.

Тайна в их глазах 

Тайна в их глазах (El secreto de sus ojos). Хуан Хосе Кампанелья, 2009
Тайна в их глазах (El secreto de sus ojos). Хуан Хосе Кампанелья, 2009

А тут вдруг в конце вырулили на любовь (нет, не на «пралюбофф», а на любовь). Прекрасный фильм получил завершение и обрел совершенство.

Охота 

Охота (Jagten). Томас Винтерберг, 2012
Охота (Jagten). Томас Винтерберг, 2012

Печальный, безнадежный итог печального, безнадежного фильма. На протяжении всей истории нас морочили надеждой: все-таки много на свете хороших людей, спасибо. Но в финале напомнили, что обольщаться не следует. Хорошо так напомнили.

***

Я не включил фильмы, которые сами по себе не могу назвать любимыми, но где финал оправдывает всё. Например, Бубен, барабан (Алексей Мизгирев, 2009. Я имею в виду не чем дело кончилось, а именно как поставлена точка).

Кроме того, напрашивается другая тема: когда блестящие концовки расположены за один шаг до собственно финала, а сама точка ставится бледнее, чем предыдущая сцена. Например, Оливер! (Кэрол Рид, 1968), Апокалипто (Мэл Гибсон, 2006) и Ксения, любимая жена Федора (Виталий Мельников, 1974).

Вопрос: что я забыл? Какие финалы остались у вас в памяти?

И еще вопрос: кто-нибудь эти фильмы вообще видел? Сколько? )

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нашёл способ оказаться на другом берегу Мзымты. Посмотрите, как она справа налево впадает в море. Местные рыбаки сказали, что вон та коса-насыпь гальки продержится только до осенних дождей. Мзымта наберёт сил в верховьях и снесёт насыпь напрочь. Потом море зимой снова подкинет гальки и к ...
Итак, передо мной стоит вопрос "что делать?". У меня дома несколько коробок и пара пакетов с записками "из прошлого". Девичьи дневники, анкеты, школьные записочки, письма друзей и разных ухажеров. Дневники начиная с 11-12 лет и кончая 16 ...
Люблю тему оружия у сотрудников НКВД. Посмотрел обширное дело арестованных киевских милиционеров за 1937-38 год. Акты изьятия оружия. Легендарный Михаил Моисеевич Вихман, бывший председатель Крымской Чк. Согласно акта о изьятии, обладатель двух Маузеров, Нагана, Браунинга и загадочного ...
Пока российская таможня считает коллаген ̷к̷о̷р̷м̷о̷м̷ ̷ продуктом ...
Bright Colored Buildings 09:30:36 DSC_4254 Taken on October 21, 2015 Nikon D60 ,24.0-120.0 mm f/4.0 ƒ/11.0 31.0 mm 3 200 Granada, Andalusia, Spain, ...