Как один человек смог превратить Малайзию из нищей страны в самую перспективную

Махатхир Мохамад занимает центральное место в истории Малайзии. Его роль как ведущего инициатора «экономического чуда» привела к преобразованию страны-экспортера сырья в производителя высокотехнологичной продукции, под его руководством Малайзия привлекла огромные инвестиции, усилилась борьба с коррупцией, а уровень жизни населения значительно возрос.

Мохамад дважды был премьер-министром, занимая этот пост в период с 1981 по 2020 годы, что составило в сумме почти 25 лет. Даже находясь на пенсии в возрасте 98 лет, он продолжает оставаться важной фигурой в политической жизни Малайзии.
К моменту 2002 года, когда Мохамаду исполнилось 77 лет, он уже руководил Малайзией в течение 21 года: оппозиция шутливо называла его «вечным премьер-министром» и не ожидала скорого изменения власти. Однако Мохамад удивил своих критиков, объявив о своей отставке. Этот момент оказался очень эмоциональным: во время своей речи он не смог сдержать слезы, а его партийные товарищи встали возле него, умоляя не покидать пост.

Многие присутствующие также были в слезах, и все это было показано в прямом эфире на главных телевизионных каналах. Мохамада увели в отдельную комнату, вскоре его заместитель вышел на трибуну и объявил, что премьер-министр согласился остаться.
В 2003 году Мохамад всё же ушел со своей должности, но через 15 лет вернулся, став в возрасте 92 лет самым пожилым лидером государства.
Начало карьеры
Политическая карьера Мохамада началась в 1964 году, когда он баллотировался в парламент от округа Кота Стар в Кедахе от партии ОМНО. В это время Малайзия стала независимой после присоединения Сингапура, Саравака и Северного Борнео к бывшей британской колонии Малайя в 1963 году.

Мохамад активно критиковал государственную политику и отстаивал интересы малайского населения. Он предупреждал, что игнорирование угнетенного положения малайцев может привести к серьезным конфликтам.
Он, по сути, предвидел кровопролитные события 13 мая 1969 года, когда погибли сотни людей: эти столкновения начались вскоре после проведения общих выборов, когда конкуренция между правящей партией ОМНО и оппозиционной ПАС стала особенно ожесточенной.
Мохамад занимался продвижением новых индустрий — автомобильного сектора и электроники, в результате чего Малайзия стала одним из «азиатских тигров».

В 1983 году он начал проект Proton, стремясь создать собственную национальную автомобильную компанию. Он также проводил политику, которая стимулировала быстрый экономический рост, при этом борясь с растущим уровнем коррупции и вводя стабильную монетарную политику.
Препятствия на пути развития
Однако экономические успехи не шли без препятствий. Во время финансового кризиса в Азии в 1997-1998 годах Мохамад предложил ряд решительных мер, чтобы противостоять влиянию кризиса.

Вместо того чтобы следовать рекомендациям Международного валютного фонда, которые успешно применяли в некоторых других странах, Мохамад провел строгий контроль над капиталом и ввел фиксированный обменный курс малайзийского ринггита. Это вызвало критику со стороны международного сообщества, но в итоге помогло Малайзии быстрее восстановиться после кризиса.
Жесткое, но стабильное общество
По мере укрепления экономики Мохамад проводил курс на увеличение политической стабильности в Малайзии, ограничивая демократические свободы и вводя строгие законы в области безопасности.

Он критиковал влияние Запада на мировую политику и культуру и стал известен своими откровенными заявлениями на международной арене. По мере углубления глобализации Мохамад стал усиливать свою политику Look East, обращаясь к Японии и Южной Корее как к моделям для подражания.
Он стремился к тому, чтобы Малайзия следовала по их пути, став развитой, индустриализированной страной с высоким уровнем образования и качеством жизни. Мохамад проводил смелые реформы, иногда вызывая споры, но его решения и стратегия в значительной степени привели Малайзию к ее нынешнему экономическому успеху.
Экономическое чудо
Мохамад видел, что стремительно развивающаяся страна требует доступа к ресурсам, земельным участкам и недорогой рабочей силе, и он обеспечил это. Перемещение производственных мощностей в Малайзию стало экономически разумным благодаря низкой стоимости труда, созданию свободных торговых зон, государственной поддержке электроники и других отраслей, требующих большого количества рабочих.

В середине 90-х годов XX века Малайзия трансформировалась из развивающейся нации в 13-ю крупнейшую экономику планеты. Доход на одного жителя увеличился с 2255$ в 1990 году до 3900$ в 1995 году. В эпоху Мохамада, Малайзия превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся экономик в регионе, часто упоминаемую как один из «азиатских тигров».
Быстрый экономический рост, начавшийся в 80-х годах прошлого века, продолжался до середины 90-х, несмотря на спад на рынке недвижимости в 1985-1986 годах. Мохамад активно ограждал местный бизнес от иностранных конкурентов.
Когда в Малайзию прибыла американская делегация под руководством госсекретаря США Александра Хейга, которые настаивали на предоставлении американским банкам права работы на равных с местными, премьер отказал в этом, обосновывая свой ответ опасностью подавления малайзийских банков.

Мохамад, критикуя западные взгляды на политику и экономику, активно декларировал «азиатские ценности». Вместе с первым премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю он включал в этот набор ценностей уважение к традициям, этику усердной работы, ориентацию на дисциплину и принцип общественного устройства, основанного на естественной иерархии и авторитете.
В итоге Малайзия превратилась в страну, которую уважали как в Европе, так и в США и в других азиатских государствах. Это стало основным трофеем Мохамада: Малайзию начали замечать в Юго-Восточной Азии и в большинстве исламских стран, поскольку именно под руководством Мохамада Малайзия проявила себя как ведущий защитник азиатских ценностей.
За период с 1965 по 1995 год доходы населения увеличились втрое. В 1960-е годы темп экономического роста составлял около 6%, а в период с 1987 по 1995 год ВВП увеличивался в среднем на 9% в год.

В результате роста производства Малайзия стала одной из двадцати ведущих мировых экспортеров. Страна начала вложения в экономики Восточной Европы, Южной Африки и Китая. Всемирный банк включил Малайзию в число «чудес Восточной Азии» наряду с соседними Сингапуром, Таиландом и Индонезией.