Как незрячий человек понимает, что он не видит?


«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.
Присылайте свои вопросы по адресу: [email protected]" target="_blank">editor@specialview.org.
Маргарита, незрячая с рождения
«Что я отличаюсь от сверстников отсутствием зрения, я начала понимать лет в 5-6.
Не могу припомнить конкретного момента или какого-то события, которое подвело меня к осознанию этого факта. Скорее, череда "странностей" поведения внешнего мира заставляла задуматься: все ли со мной ладно?
Например, я разговаривала с внучкой соседей по саду, и вдруг она переставала мне отвечать. Оказалось, она тихо ушла, а я не заметила. Или в больничной палате только что на койке напротив сидела девочка, мы весело смеялись. Задаю ей вопрос — в ответ ни звука. Я в палате одна. Да уж, острым слухом я похвастаться не могла ни в детстве, ни сейчас.
Много лет меня смущала, не давая полностью поверить в то, что я незрячая, эхолокация и кожная чувствительность.
Чувствовала тепло поднесенной к лицу ладони, ласковое поглаживание солнечных лучей на щеке, крупные объекты, расположенные на уровне головы, и спрашивала себя: "Разве это не зрение? Что в таком случае значит "видеть"?"
Крепко жмурилась — но ощущения никуда не девались. По-прежнему могла воспринимать стену дома, кусты, машины и заборы благодаря эхолокации — звуку, отраженному от предметов. Очень сложно было себя убедить, что это не зрение.
Но что у меня перед глазами, вернее, в глазах?
Абсолютно ничего. Ни черноты, ни белого поля, ни цветных пятен, ни тумана. Полное отсутствие чего-либо. Отсутствие отсутствия и отсутствие присутствия (надеюсь, я вас не запутала?)
Поскольку я не вижу с рождения, не воспринимаю даже свет, мозг "не знает", каково это — воспринимать глазами. Он не знает, как и что должно быть, поэтому нет ничего.
Разумеется, у людей, потерявших зрение, дело обстоит иначе. У одних после утраты зрения какое-то время перед взором чернота, как будто забыли глаза открыть. Потом эта чернота уходит, а ей на смену приходят цветные пятна, словно в глаза вставили два экрана, транслирующих яркие мультфильмы.
Эти "мультфильмы" отвлекают, мешают сосредоточиться, могут вызывать головную боль. Мозг людей, которые раньше видели, не привык к отсутствию зрительных образов. Если получать их из внешнего мира становится невозможно, мозг их "выдумывает". Отсюда и калейдоскоп, мультфильмы в глазах. Но вернемся к незрячим с рождения, таким, как я.
Вот представьте свой локоть. Представьте, что он не болит, ему ни горячо, ни холодно. На него ничто не давит, он вас не беспокоит, он просто есть, и все. Примерно так и с нашими глазами. Они не видят сплошную черноту, как и наши спины, локти, колени.
Живя в обществе, находясь среди зрячих людей, мы постепенно начинаем понимать, пусть и чисто теоретически, на уровне интеллекта, концепцию зрения и, следовательно, его отсутствия».
Екатерина, потеряла зрение в детстве
«Сложно сказать. Если человек когда-то видел, для него понять, что его глаза перестали отображать реальную картинку мира, не составит труда.
А если ребенок незрячий с рождения, то он не имеет опыта "видения". Сам он может лишь с возрастом и при общении с обычными ребятами понять, что что-то с ним не так.
Обычно специалисты или родители сами пытаются рассказать о цветах, расстоянии до предметов, описать свои зрительные ощущения и выслушать ощущения ребенка.
Как правило, в жизни происходит все быстро и жестко. Незрячий человек начинает сбивать предметы, спотыкаться, падать. К сожалению, многие до последнего отказываются верить в то, что они ослепли, пока их все-таки не убедят взять в руки трость.
Быстро понять, что он не видит, обнаружив в глазах темноту, может лишь видящий ранее человек. Незрячий с рождения иной раз даже и не отреагирует на то, что у него пелена перед глазами, опять же из-за отсутствия визуального опыта».