Как Незнайка учил ненавидеть Запад.
maxim_nm — 14.11.2019Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост о том, как детские книги про Незнайку учили ненавидеть Запад и развитые страны, а также в скрытой форме хвалили коммунизм и сеяли в умах юных читателей зёрна совка. Этим грешит особенно последняя часть трилогии про Незнайку под названием "Незнайка на Луне" — если первые две части книги (особенно "Приключения Незнайки и его друзей") более-менее нейтральные, то в "Незнайке на Луне" Николай Носов разошёлся вовсю и показал своё совковое мышление во всей красе.
Что самое интересное — история с Незнайкой до смешного повторяет 90% всего того, что было произведено в СССР — идея украдена на Загнивающем Западе, а реализация оказалась совковой. Именно так делались советские автомобили, магнитофоны и прочая бытовая техника, и именно так был придуман Незнайка и его друзья — Николай Носов украл эти образы у Анны Хвольсон из книги "Царство Малюток", что была издана в 1889 году, добавив затем советской фактуры и совковых рассуждений об экономике — в итоге получился советский Незнайка.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как Незнайка учил ненавидеть Запад. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
Кто такой Николай Носов.
Прежде чем приступить к разбору, собственно, книжек про Незнайку, нужно сказать пару слов и про его автора — Николая Носова. В 1932 году Носов заканчивает Московский институт кинематографии — а это значит, что он весьма неплохо разбирался в визуальной пропаганде — потому что советское киноискусство тех лет в основном пропагандой и занималось, вворачивая даже в нейтральные картины о быте рассуждения про ведущую роль КПСС.
О "высокой морально-политической подготовке" Носова говорит тот факт, что в годы войны он снимал военно-технические фильмы для РККА, причём не просто снимал — а был их режиссёром. Согласитесь — обычному человеку с улицы, не доказавшему свою преданность "делу партии и правительства" такое делать вряд ли доверили бы.
Уже позже, когда Носов стал писателем, он уже вполне конкретно пел в своих книгах дифирамбы Сталину — и вот одно из доказательств этого. На скриншоте — текст известной всем вам повести Носова "Витя Малеев в школе и дома" — думаю, вы все читали эту повесть, но читали её уже после цензурных правок, которые были внесены во все издания после 1956 года. А в старых изданиях Носов беззастенчиво хвалил Сталина, расписывая на целые абзацы оды вождю, в моей книге 1953 года это выглядело вот так:
В общем — лично я считаю Николая Носова классическим советским пропагандистом — который получил профильное пропагандистское образование, до 1956 года открыто хвалил Сталина, потом на время затаился и уже позже начал более нейтрально (не ссылаясь на фигуры вождей) хвалить советский строй в своих книгах. При этом кстати я не умаляю таланта Носова — при всём прочем он весьма неплохой писатель и даже советский строй хвалил талантливо, но с его совковыми закидонами в "Незнайке" разобраться надо — что я и сделаю в следующих разделах.
Первые две книги про Незнайку.
Первые две части трилогии про Незнайку — вполне нейтральные книги, хотя во второй части ("Незнайка в Солнечном городе") Носов уже вполне себе начал похваливать совок и поругивать Загнивающий Запад. Самой нейтральной остаётся первая книга — "Приключения Незнайки и его друзей". Собственно, часть героев и сюжетную канву этой книги Носов и содрал на Загнивающем Западе — взяв их из дореволюционной книги Анны Хвольсон "Царство малюток", которая в свою очередь была переведена с книги канадского писателя Палмера Кокса, чьи комиксы выходили в 1880-х. Там тоже маленькие лесные человечки летят путешествовать на самодельном воздушном шаре и встречаются со всякими приключениями. Думаю, именно поэтому эта часть — самая нейтральная из всей трилогии.
Во второй книге, "Незнайка в Солнечном городе" — совок Носов уже начал кипятиться и беззастенчиво хвалить советский строй. Солнечный город в книге — это аллюзия на развитое коммунистическое общество — где все счастливы, радосто работают, нет никаких конфликтов и все в магазинах берут всё бесплатно и в любом количестве. Даже само название книги отсылает к классической утопии "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы, которой зачитывались создатели совка.
Носов не объясняет детям, откуда в магазинах берутся "бесплатные" товары, откуда берутся "бесплатные" квартиры и гостиницы, откуда берётся "бесплатная" еда в лифтах домашней доставки (где каждый может заказать что угодно и в любом количестве) и откуда берутся ресурсы для поддержания огромного города в порядке — в книге не существует дворников, каменщиков, лесорубов, ассенизаторов, мусорщиков и санитаров морга — а есть только счастливые архитекторы, парящие балерины и вдохновенные музыканты.
Собственно, именно так и выглядят утопические мечты фанатов СССР о коммунизме. Будет всё в любом количестве для всех и бесплатно! Как, каким образом? А хрен его знает! Надо только подождать, вернуть Сталина — и всё само собой наладится. Они не хотят слушать о том, что "бесплатного" на всех не хватит, что всё "бесплатное" обеспечивается тысячами концлагерных рабов, что всё равно придётся вводить какую-то систему ограничений и талонов — которая будет намного хуже и несправедливее "ненавистных денег". Как не хотят и слушать о том, что реальный коммунизм будет похож на тюрьму или казарму — с вонючими подъездами и магазинами, полными тоскливых пирамид с консервами.
В "Солнечном городе" совок Носов нападает также и на страны Запада, пытаясь разжечь ненависть к странам, живущим свободно — в книге появляются модно одетые ветрогоны, которые по книге якобы происходят от обычных ослов и не хотят наслаждаться дарами радости коммунизма, а хотят только лишь праздно проводить время — явный соцзаказ на критику "стиляг" и современного искусства, выглядящий ныне совковым токсичным убожеством.
Незнайка на Луне и оды Совку.
Но полностью совок Носов раскрыл себя со своей лучшей пропагандистской стороны в третьей книге под названием "Незнайка на Луне". Под Луной в книге понимаются, конечно же, страны Загнивающего Запада — а в частности ненавистная Америка, которая на протяжении последней сотни лет четырежды спасала Россию/СССР от голода и заслужила тем самым благодарность в виде карикатурных памфлетов от писателей-сталинистов. Лунные города, в которых проходит действия книги, носят названия Лос-Свинос и Лос-Паганос — очевидная аллюзия на американские города, в которых живут, видимо, свиньи и поганцы, собиравшие ещё недавно деньги на помощь пухнувшей от голода России.
Далее Носов переходит к критике денег как таковых — его герой Незнайка, от души пожрав в лунном кафе, как всякий совок собрался уйти не расплатившись — посчитав, что его обязаны кормить бесплатно, из-за чего попадает в кутузку. На страницах книги Носов сам того не замечая, наступает на горло собственной песне — Незнайка рассказывает, что в его скрепном и духовном средневековом Цветочном городе денег ещё не придумали, и вовсю процветает натуральный обмен — в результате которого чтобы купить штаны, ты бегаешь два дня по городу с огромной грушей и в итоге остаёшься без штанов но зато с тремя молотками в руках. Но деньги это плохо — смотрит советский пионер не перепутай.
Затем Носов переходит к критике американских законов, чья свобода и человечность недоступна для совкового понимания — из тюрьмы вас могут выпустить под залог, вот ужас-то! В ГУЛАГ сразу без права переписки! Люди могут свободно покупать оружие — кошмар! А как же тогда НКВД будет в дома к крепостным по ночам вламываться? Вы можете взять кредит на покупку автомобиля — ужасающая вещь! Нет чтобы в очереди 20 лет постоять и купить вонючие жигули в пять раз дороже их реальной стоимости. Вы можете свободно организовать акционерное общество и собирать деньги на собственный проект — кошмар! Этим занимаются только жулики и бандиты. Иди работать на завод 10 часов в сутки за три рубля зарплаты.
И вот такой ненавистью к свободной стране, жители которой являются не скрепными рабами, а Гражданами с широкими правами — пронизана вся книга. Все лунные богачи — обязательно жирные и противные и не умеют даже яичницы поджарить. Все развлечения лунных америкосов — обязательно глупые и несмешные. Все проекты с участием ненавистных денег обязательно заканчиваются крахом. Живи, мальчик, в своей комнате в коммуналке и не сопротивляйся. Ты живешь в лучшей в мире стране.
Заканчивается книга советским переворотом — тайной мечтой всех совков по захвату Загнивающего Запада и уничтожению Пиндостана с помощью тайного оружия. Радостные лунатики бегут на встречу своим "освободителям", и на этой радостной ноте книга заканчивается. Я думаю, что Николаю Носову следовало бы написать четвертую часть книги — "Луна под властью совков", но он почему-то не стал этого делать...
Вместо эпилога.
В конце поста хочется сказать вот что . Лично я считаю книги Николая Носова (а в особенности "Незнайку на Луне") пусть и талантливо написанной, но всё же совковой пропагандой, которая вливает в детские умы неправильное представление о мире, деньгах и власти. Просто потому, что там навязывается мысль о том, что несвобода лучше свободы.
А в комментариях напишите, что вы думаете по этому поводу. Читали "Незнайку на Луне"?
Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
На ютуб-канал тоже подписывайтесь:)
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
________________________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как в книги о Незнайке учили ненавидеть Запад, нажав на кнопочку ниже:
|
</> |