Как научиться правильно воспринимать критику в свой адрес без обид?

топ 100 блогов vados238408.10.2010

Как научиться правильно воспринимать критику в свой адрес без обид?Работа и недовольство начальства неразделимы так же, как офис и бизнес-ланч. Но если перерыв на обед всегда приятен, то критика, как правило, отвратительна. Полюбить ее нельзя. Можно научиться спокойно принимать замечания. Как научиться правильно воспринимать критику в свой адрес без обид и принимать правильные решения?



Страшная правда


Мы знаем, что неидеальны. Одна ленива, вторая невнимательна, забывчива, неаккуратна, вспыльчива, третья талантливо совмещает все эти качества. Но в глубине души каждая из нас уверена, что она - лучшая. А лень или забывчивость - милые недостатки, так сказать, изюминки рассыпчатого бисквита ангельского характера. Мы легко признаемся себе, что нам сложно сконцентрироваться на работеВ», но стоит начальнику заявить о нашей невнимательности, теряем аппетит, сон и желание приходить в офис к 10 часам. В«Когда говорим о своих минусах вслух, в глубине души продолжаем считать, что они ничтожно малы, и в сравнении с коллегами мы - гениальные профессионалы. Поэтому, когда другие указывают нам на этот недостаток, страшно удивляемся и обижаемсяВ», - объясняет психолог Ирина Романова. И какие делаем выводы? К нам плохо относятся! Тем более что тактично делать замечания умеют единицы. Какой бы ни была критика - заслуженной или нет, она кажется обидной, нетактичной, суровой. Очень часто мы думаем: справедливое замечание лишь маскирует неприязнь критикующего, формируя так называемый сэндвич: сверху и снизу - якобы справедливые слова, а внутри - котлета, которой можно отравиться. И потому человек инстинктивно уклоняется и агрессивно не принимает этот фастфуд.


Со стороны


Первой реакцией в ответ на негативное замечание бывает острое желание обидеться и уйти. Или сказать что-то неприятное в ответ. Но, ни то, ни другое хорошим вариантом не назовешь. Потом придется переживать не только из-за критики, но и из-за собственных необдуманных слов и поступков. Чтобы воспринимать разносы без лишних эмоций, психологи советуют научиться видеть ситуацию со стороны. Когда мы смотрим на происходящее своими глазами, то не замечаем ничего, кроме человека, произносящего обидные слова. Но если попробовать войти в роль наблюдателя, можно заметить гораздо больше. Прежде всего, нужно глубоко вдохнуть и задать себе вопрос: В«А как я сейчас выгляжу?В» Это позволит абстрагироваться от эмоций и не пропустить замечания, с которыми можно согласиться.


Конкретнее


Очень часто, когда нас критикуют, мы слышим не конкретные вещи, а общие обвинения. Нам говорят В«ты ошибсяВ», мы слышим В«ты бездарьВ», произносят В«можно было бы сделать это лучшеВ», слышим В«ты халтурщикВ». Человеку свойственно преувеличивать масштабы неприятностей. Если критикуют нашу работу, особенно ту, в которую, как нам кажется, мы вложили душу, это становится настоящим бедствием. Но на самом деле чаще всего осуждают не наш взгляд на мир в целом, а какой-то отдельный поступок, ошибку, которую вполне можно исправить. В«Очень важно отделять критику действий от критики личности. Если говорят: пирог невкусный, это значит, что критикуют именно конкретный пирог, который на этот раз не удался. Не наши кулинарные способности и тем более не нас. Начальник выражает недовольство твоим знанием английского? Он вовсе не имеет в виду, что ты В«зря училась в институте и вообще - посредственный сотрудникВ». Он просто говорит, что тебе нужно пополнить словарный запас и потренироваться в произношении. И не более того.


Как от стенки


А бывает так, что критика оказывается явно несправедливой и обидной. Например, ты ночами сидишь над новым проектом и уже забыла, что такое полноценные выходные. Но заказчик в силу вредного характера или просто плохого настроения раскритиковал твою работу в пух и прах, не объясняя внятно, что именно ему не понравилось. Или аргументы настолько надуманны, что даже смешно. Только тебе в этот момент не до смеха - обидно до слез. Стоит заявить обидчику - все, что он хотел донести до тебя, ты услышала и усвоила. Да, мол, Иван Иванович, я вас поняла, учту, исправлюсь.В  Так проще всего прекратить разговор и оградить себя от очередного шквала упреков. Несправедливые замечания чаще всего говорят о том, что критик не в духе и пытается улучшить настроение, испортив позитивный настрой другого. Не давай ему шанса! А если твое спокойное согласие не поможет, и обвинения не прекратятся, вообрази: обидные слова отскакивают от тебя - как мячики от стенки. В психологии есть такой прием защиты: нужно представить, будто вокруг появилась невидимая стена, ограждающая тебя от внешней агрессии. И пусть они там говорят, что хотят, - тебя это не касается и не волнует. Проверено на практике: очень часто, не получив ожидаемого отпора, агрессор остывает и через какое-то время приходит с извинениями. В«Самое главное - не применять к своей самооценке весь полученный объем новых сведений о себе. Оценка себя - ваше личное дело, территория, на которую запрещен вход окружающим. Помните: как бы ни было обидно замечание - это всего лишь мнение человека, стоящего перед вами, даже если он - начальник.


Скорая помощь


Иной вариант реакции на агрессивную критику - сочувствие. Согласись, если человек сейчас не в духе, значит, у него есть на то причины. Может, пару часов назад его безжалостно отчитало вышестоящее руководство. Или, что тоже вероятно, он просто завидует твоим талантам. Плохая погода, неудачное отражение в зеркале - мало ли что. В«Скрытой причиной унижающей критики нередко оказывается обида на весь мир или конкретную его часть. Но вот только ты здесь ни при чем, а потому переживать из-за претензий совершенно нет смысла. Подумай, что обидчику сейчас гораздо тяжелее, чем тебе, посочувствуй и отпусти его с миромВ», - советует Ирина Романова. В зависимости от ситуации сочувствовать можно молча или вслух. Например, если позволяет субординация, обратись к критику: В«Мне кажется, вы чем-то расстроены. Вы себя хорошо чувствуете?В» Это поможет ему отвлечься и задуматься о собственных проблемах.


Замена слов


В«Ты всегда опаздываешь!В» - говорит коллега, В«ты всегда все забываешьВ», - хмурит брови суровый шеф, В«вы опять все напуталиВ», - заявляет клиент. После этих слов можно посыпать голову пеплом и признать себя непутевой неудачницей. Но лучше перевести услышанные слова в конструктивное русло. В«Не позволяй критикам обобщать и преувеличивать. Ты ведь не теряешь документы каждый день, а конкретно вчера куда-то подевалась копия договора. Или, например, не В«всегда забываешьВ», а именно сегодня заработалась и не поздравила с днем рождения партнера вашей фирмы. К тому же психолог напоминает, что в любой фразе можно найти второй смысл. То есть ты можешь смело искать в критичном высказывании похвалу в твой адрес. Например, если говорят: В«ты слишком болтливаВ», это можно перевести как В«да, я общительна, коммуникабельна, у меня хорошие ораторские способностиВ». Сообщают, что В«работаешь в темпе черепахиВ», - думай: В«я чертовски выносливый марафонец, все делаю на совестьВ».


Прямым текстом


А иногда критика бывает похожей на назойливую муху. Например, у тебя есть привычка постоянно накручивать волосы на палец, когда задумаешься. Или тебе нравится, если около компьютера стоят чашка с кофе и вазочка с печеньем. Ни то ни другое не запрещено, ни корпоративными правилами, ни правилами приличия. Но обязательно в коллективе найдется кто-то, кому доставляет удовольствие регулярно и громко делать тебе замечания. В«Проще всего прямым текстом сказать собеседнику: ты поняла его, но у тебя есть своя позиция, и отказываться от нее вовсе не собираешься, ведь никому вреда не наносишь. Если критика назойлива или неприятна, не стесняйся честно сказать об этом и попросить избавить тебя от дальнейших замечанийВ», - советует Ирина Романова.


В шутку


Очень важно научиться принимать критику с юмором. В«Ты не можешь найти общий язык с заказчикамиВ», - говорит коллега после пяти заключенных сделок, а шестой, увы, не состоявшейся. Пообещай брать пример с критика, ведь он - В«настоящий специалистВ». Если делает замечание босс, и удачную шутку могут принять за оскорбление. Но можно и пошутить над собой. Улыбнись и признайся: ошиблась в отчете, потому что, В«как настоящая блондинка, раз в год страдаю приступом тупостиВ». Самоирония не позволит шефу рассердиться. Веселый настрой поможет смотреть на вещи проще, принимать критику спокойно и даже находить в ней что-то полезное.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
* * * Реклама в уютной жэжэшечке * Текст предоставлен клиентом * Публикация щедро оплачена * * * За последние два десятка лет – на западе чуть раньше, полвека уже где-то – человечество успешно покорило новую вершину: мы просрали календарь. А с ним вместе и остатки ...
Это видео на ютубе уже давно и его не заблокировали. А почему? А потому что там нет ничего из war thunder, и поэтому его не могут заблокировать из-за авторского права. Берите пример с умного человека и не жалуетесь, что "меня обидела большая злая компания гейджин", как маленькие. ...
Социальная модель, в основе которой выживание родов ради продолжения вида, становится все более разрушительна для человека. На фоне процветания идеи культа индивидуального сознания, весь остальной мир борется с последствиями в ее реализации… Под индивидуальным сознанием имею в виду не ...
Фото © Reuters. Вполне легальный, но не вполне легитимный сирийский президент Баша́р Ха́фез аль-А́сад внезапно посетил российскую авиабазу Хмеймим. Где с видимым удовольствием попробовал себя в кресле пилота российского истребителя Су-35 (по военной специальности маршал Асад ...
Мне нужно было сегодня придумать из чего "0" сделать. Посмотрел я в окно со второго этажа - зеленая травка, солнышко и паллеты. ;-)) В общем пошли мы с Аминой гулять и нолик рисовать на травке. С Аминой всегда интересно фотосессию вместе делать -  никогда не знаешь чем она ...