Как научить ребенка делать конспекты

топ 100 блогов mama_gremlina24.05.2020 Отвечу на вопрос от нескольких людей сразу, заданный в комментариях к предыдущему тексту

Ну, во-первых, все ребенки разные, и наверное, для разных ребенков методики должны действовать тоже неодинаково.

Но, во-вторых, есть одна методика, которая точно НЕ работает. Это составление плана. Мол, сначала план, а потом по нему - конспект. Но видите ли, это может сработать для пишущего студента или взрослого человека, которому надо просто сымитировать некую алгоритмическую деятельность для отчета, но который и так уже, прочитав текст, понимает, что в нем главное. И потому может составить план. По которому дальше написать конспект. Потому что конспект - это самое главное в тексте, а план - это как бы главное главного. И если ты видишь, что самое главное в главном, то ты уже знаешь, и что там главное, а значит, можешь писать конспект без плана. Странно, что эта простая мысль не приходила никому (кроме бедных школьников, которые честно пытались это делать) в голову.

И, в-третьих, как делала это я со своим ребенком Данилой. Предупреждаю, метод достаточно жесткий и трудозатратный для обоих сторон. И та сторона, которая учит, должна быть уверена, что она сама умеет качественно извлекать информацию.
1. Читает текст
2. Пишет конспект как может
3. Я читаю конспект и, указывая на фразы, которые не несут информации, заставляю объяснять, почему они лишние (что лишние, говорю сама). Потом заставляю прочитать конспект с вычеркнутым лишним и спрашиваю, все ли понятно будет человеку, который не читал текст, но читал конспект. Выясняется, что часть важной информации утеряна.
4. Пишет конспект ещё раз заново, с учетом разговора
Пункты 3-4 повторяются, пока не придет время ложиться спать (потому что идеального конспекта первые года полтора не будет).

Можно немного помочь себе и ему какими-то банальными правилами. Типа, если пишем конспект по истории, то должны в него попасть все упомянутые даты и фамилии. Если по математике - все ключевые формулы и определения. И так далее. Но в целом учить приходится именно так. Он читает и пишет - я проверяю и задаю вопросы, которые должны высветить проблемные места. Он переписывает - я проверяю. Он ещё раз переписывает - я проверяю.

Конспекты он у меня писал с третьего, кажется, класса по окружающему миру, когда возникли первые проблемы, а с пятого, когда подрос и окреп, и я решила, что навык извлечения информации первичен перед всеми остальными - по всем предметам в принципе, даже по русскому. Потом, где-то в конце седьмого, он сказал, что все понял и больше не будет мне приносить на проверку. Я согласилась, потому что к тому времени у него за все конспекты "на оценку" всегда стояли пятерки с плюсом.

Сейчас Данила выражает мне благодарность. Его одноклассники его конспекты передают из рук в руки. У него идеальное чутье на главные моменты, он никогда не вставляет лишнюю воду и никогда не упускает главное. И при этом у него идеальный почерк. Потому что переписывать несколько раз неудачно написанное я настойчиво предлагала ему не только в отношении конспектов по предметам в средней школе, но и в отношении прописей в началке. Я мать-зануда. Тогда он на меня злился. Сейчас гордится и радуется.

P.S. А когда ребенок научится делать связные короткие тексты, в которых содержится все, что написано в развернутом и громоздком исходном тексте, тогда можно подкинуть ему идею менять местами абзацы для повышения логичности изложения, строить таблицы и схемы, рисовать стрелочки, да и вообще заменять графикой связующие предложения, что приведет к возникновению системности мышления в узком смысле (по одной дисциплине). Но после этого будет уже легче "столкнуть" несколько дисциплин в его голове и дать понять, что они связаны все, абсолютно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Казалось бы, что такого - переместится на 6000 километров с Запада на Восток всего за 7,5 часов? Плевое же дело, сел в самолет и полетел. А через неделю обратно. Ничего сложного. Но организм человеческий штука тонкая. И реагирует на такие изменения соответствующим образом. А именно - ...
Сегодня в Харькове совершил посадку военно-транспортный борт. Причем, принял его аэродром Харьковского авиазавода,  позволяющий максимально отсечь всех любопытных. А в данном случае это было необходимо потому, что на его борту в Харьков  доставили 6 или 7  трупов солдат, уби ...
Да, я требователен к людям. Хотя раз за разом даю шаесы. Вы, например, любите на 9 мая дрочить на, например, детей войны, которые и воевали, и работали. А вы не задумывались почему дети? Взрослые ведь не закаончились. Просто те взрослые были такие как некоторые из вас - гниды. И этих гнид ...
Городские гибридные автомобили, созданные предприятием «Городской автомобиль», в которое входит группа Михаила Прохорова, будут выпускаться под брендом «Ё». Об этом представители компании сообщили накануне, во время презентации авто. ...
Дюша говорит: "Женька, бросай Фонд. Ты же видишь, кроме тебя это никому не надо. Всем пофиг. Они уже все забыли, как машины боялись оставлять на улице, как в подъездах ходили по шприцам, как вечером женщин одних не отпускали, чтоб наркоманы не ...