Как научить ребенка делать конспекты

Ну, во-первых, все ребенки разные, и наверное, для разных ребенков методики должны действовать тоже неодинаково.
Но, во-вторых, есть одна методика, которая точно НЕ работает. Это составление плана. Мол, сначала план, а потом по нему - конспект. Но видите ли, это может сработать для пишущего студента или взрослого человека, которому надо просто сымитировать некую алгоритмическую деятельность для отчета, но который и так уже, прочитав текст, понимает, что в нем главное. И потому может составить план. По которому дальше написать конспект. Потому что конспект - это самое главное в тексте, а план - это как бы главное главного. И если ты видишь, что самое главное в главном, то ты уже знаешь, и что там главное, а значит, можешь писать конспект без плана. Странно, что эта простая мысль не приходила никому (кроме бедных школьников, которые честно пытались это делать) в голову.
И, в-третьих, как делала это я со своим ребенком Данилой. Предупреждаю, метод достаточно жесткий и трудозатратный для обоих сторон. И та сторона, которая учит, должна быть уверена, что она сама умеет качественно извлекать информацию.
1. Читает текст
2. Пишет конспект как может
3. Я читаю конспект и, указывая на фразы, которые не несут информации, заставляю объяснять, почему они лишние (что лишние, говорю сама). Потом заставляю прочитать конспект с вычеркнутым лишним и спрашиваю, все ли понятно будет человеку, который не читал текст, но читал конспект. Выясняется, что часть важной информации утеряна.
4. Пишет конспект ещё раз заново, с учетом разговора
Пункты 3-4 повторяются, пока не придет время ложиться спать (потому что идеального конспекта первые года полтора не будет).
Можно немного помочь себе и ему какими-то банальными правилами. Типа, если пишем конспект по истории, то должны в него попасть все упомянутые даты и фамилии. Если по математике - все ключевые формулы и определения. И так далее. Но в целом учить приходится именно так. Он читает и пишет - я проверяю и задаю вопросы, которые должны высветить проблемные места. Он переписывает - я проверяю. Он ещё раз переписывает - я проверяю.
Конспекты он у меня писал с третьего, кажется, класса по окружающему миру, когда возникли первые проблемы, а с пятого, когда подрос и окреп, и я решила, что навык извлечения информации первичен перед всеми остальными - по всем предметам в принципе, даже по русскому. Потом, где-то в конце седьмого, он сказал, что все понял и больше не будет мне приносить на проверку. Я согласилась, потому что к тому времени у него за все конспекты "на оценку" всегда стояли пятерки с плюсом.
Сейчас Данила выражает мне благодарность. Его одноклассники его конспекты передают из рук в руки. У него идеальное чутье на главные моменты, он никогда не вставляет лишнюю воду и никогда не упускает главное. И при этом у него идеальный почерк. Потому что переписывать несколько раз неудачно написанное я настойчиво предлагала ему не только в отношении конспектов по предметам в средней школе, но и в отношении прописей в началке. Я мать-зануда. Тогда он на меня злился. Сейчас гордится и радуется.
P.S. А когда ребенок научится делать связные короткие тексты, в которых содержится все, что написано в развернутом и громоздком исходном тексте, тогда можно подкинуть ему идею менять местами абзацы для повышения логичности изложения, строить таблицы и схемы, рисовать стрелочки, да и вообще заменять графикой связующие предложения, что приведет к возникновению системности мышления в узком смысле (по одной дисциплине). Но после этого будет уже легче "столкнуть" несколько дисциплин в его голове и дать понять, что они связаны все, абсолютно.
|
</> |