Как научить детей играть в "Что? Где? Когда?"

топ 100 блогов Дмитрий Буянский — 12.07.2011

 

Все мы знаем популярную телевизионную  игру «Что? Где? Когда?», однако не все знают, что существует еще и спортивный вариант этой игры, который имеет существенные отличия от своего телевизионного собрата. Главный принцип заявлен в названии – спортивный, т.е. все команды находятся в равных по отношению друг к другу условиях, потому что играют одни и те же вопросы в одном зале, сдавая ответы на специальных бланках. Отсутствует и еще один непременный атрибут телеверсии – волчок, а в остальном все так же: минута на обсуждение, шесть человек в команде и главное – вопросы. Вопросы ЧГК имеют принципиальное отличие от всевозможных викторин, где все строится на конкретных знаниях и требуют однозначного прямого ответа, то есть носят репродуктивный характер. В этой игре вопросы представляют собой логические загадки, часто основанные на общеизвестных фактах, но требующие определенных мыслительных действий, цепочки умозаключений. По привычной нам терминологии – они носят продуктивный характер.

Движение ЧГК – это тысячи клубов по всей стране, сотни турниров, некоторые из которых являются синхронными. Синхрон – это когда одни и те же вопросы играются одновременно в разных городах. Самые известные синхронные турниры – это Открытый Всероссийский синхронный чемпионат и Молодежный Кубок Мира. Как правило, такие турниры сопровождаются и другими интеллектуальными играми: «Брейн-рингом», «Своей игрой», также хорошо известными нам по телевизионной версии, а также «Эрудит-квартетом», «Тройкой» и многими другими.

В Калининградской области общественной организацией «Калининградские знатоки» проводится Открытый чемпионат Калининграда, турнир для школьных команд «Школьный брейн», турнир по Брейн-рингу. Кроме этого, существует еще молодежная интеллектуальная лига, проводятся синхронные турниры.

Команда моих девятиклассников образовалась в самом конце прошлого учебного года и сразу же активно включилась во все доступные турниры. Интерес со стороны ребят был таким, что скоро двухчасовые тренировки четыре раза в неделю стали для них нормой, а еженедельные турниры одним из самых важных и обсуждаемых событий. Довольно быстро команда «Убежище 93» завоевала авторитет среди команд нашего сообщества, захватив лидирующие позиции в своей возрастной категории. По итогам сезона 2009-2010 учебного года ребята с внушительным отрывом выиграли чемпионат среди школьных команд и заняли второе место в Молодежном Кубке Мира, что дало им право принять участие в Школьном чемпионате России, организованном общественной организацией «Интеллектуальное кольцо».

Такой дебют вызвал интерес и у тренеров детских команд, которые попросили поделиться опытом тренировочного процесса. Размышляя над причинами удачного старта я обратил внимание на соответствие необходимых для хороших команд и игроков качеств тем задачам, которые ставят перед собой авторы программ и учебников ОС «Школа 2100». Для игры в ЧГК полезно обладать широким кругозором и энциклопедическими знаниями, но гораздо важнее уметь этими знаниями оперировать: сопоставлять, выделять главное, обобщать, выявлять причинно-следственные связи между событиями и явлениями. А ведь именно эти умения и входят в первые три линии развития в программе по истории и отрабатываются на каждом уроке. Игроки-эрудиты должны обязательно присутствовать в каждой команде, но команда состоящая только из таких игроков как правило серьезных успехов не добивается. Без хорошего диспетчера, который умеет распознать тип вопроса и направить обсуждение по определенному руслу эрудиты просто потонут в обилии всевозможных версий. В команде необходимы игроки с развитыми аналитическими качествами, ведь одним из самых важных моментов обсуждения является выбор правильной версии, отсечение неверных вариантов. В каждом вопросе существуют так называемые «метки» или «отсечки», которые сужают выбор вариантов до единственного верного, но их нужно уметь распознать в тексте и сопоставить с теми версиями, которые появляются на столе в момент обсуждения. Игрокам необходимы навыки коллективной мыследеятельности, работы в группе.

Урок, построенный по технологии проблемного диалога, сам по себе напоминает минуту обсуждения, только охватывает гораздо больший круг проблем и существенно больше по времени, а в момент игры те же самые мыслительные операции команда должна уместить в минуту. Чаще всего это похоже на внезапное озарение – инсайт, но это озарение базируется на способности производить необходимые мыслительные операции за кратчайший промежуток времени, буквально, что называется, автоматически. А это отрабатывается годами упорных тренировок, роль которых  у нас и выполняли уроки истории по системе Школа 2100

Так что на вопрос, как я натренировал команду, я отвечаю – просто эти дети учатся по системе Школа 2100.

Успехи своей команды я рассматриваю как конкретный результат образования, позволяющий решать широкий круг жизненных задач. Может быть, кто-то скажет, что игра ЧГК это далеко не самая важная задача в жизни, однако я еще не встречал родителя, который бы не хотел, что бы его дети занимались таким досугом. Эта игра поставила перед ними задачи своего собственного интеллектуального развития, они стали планировать свою познавательную деятельность. Кроме этого, члены команды организовали в своей школе чемпионат по ЧГК, сами составляют пакет вопросов, проводят турниры. Следующий шаг – это сочинение своих собственных вопросов. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Россия дезориентирована. Она до сих пор не услышала официального заявления Мелькова Андрея Сергеевича (родился 17 июня 1982 года в Москве) – "ученого, писателя, общественного деятеля, кандидата филологических наук, профессора Российской Академии ...
В России сегодня насчитывается примерно семь миллионов волонтеров, занятые этой деятельностью систематически. Об этом заявила Глава Роспатриотцентра Ксения Рузаева. Не перевелись еще добрые люди. По ее словам, посчитать количество добровольцев достаточно тяжело. «Считать ли ...
Проснулись сегодня, полезли в интернет и обалдели. Читаем новость: В Астрахани запустили флешмоб против свалок мусора на улицах города, чтобы привлечь внимание властей к плохой работе коммунальных служб. Суть флешмоба — сфотографироваться красиво одетыми на фоне заваленных мусором ...
Странно тряхнуло, без сильной головной боли. Только не понял кто - или иранцы или паки.... Может китайцы мутят или индусы направленным? Всё может быть, всё может быть. Буду наблюдать..... Сообщайте мне пожалуйста о поведении животных. Это важно. Тут пара френдов писала о кошках. ...
...