Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса

топ 100 блогов 55_7705.11.2025
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса

Когда в сети появилось фото шины Airbus A380 с идеально квадратной формой, пользователи решили, что это фейк, но фото оказалось подлинным. А сделали его после посадки гигантского лайнера British Airways в лондонском Хитроу. Кадр мгновенно разошёлся по соцсетям и превратился в настоящую головоломку для любителей техники: как такое возможно, что самолёт штатно приземлился, хотя одно колесо выглядело как кубик? И дело здесь не в везении или в каком-то стечении обстоятельств, а в предусмотрительности инженеров.
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
1. Всемирно известная посадка
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Авиалайнер Airbus A380

Весной 2016 года гигантский Airbus A380, выполнявший рейс из Гонконга в Лондон, приземлился как обычно без заметных происшествий. Правда, когда лайнер остановился у терминала, обслуживающие его техники сильно удивились: одна из покрышек выглядела будто сплющенной под линейку. Её края образовали почти идеальные углы, а сама форма напоминала квадрат.
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Квадратное колесо

Фотографию сделали буквально через несколько минут, и уже к вечеру она облетела все мировые СМИ. Интернет наполнился шутками о «новом уровне экономии на обслуживании» и «революционном квадратном колесе», но это была вовсе не инженерная ошибка. Как впоследствии выяснилось, давление в одной из шин упало почти до нуля ещё в полёте — возможно, из-за прокола или микротрещины. Пока лайнер снижался и садился, внешнее давление росло, и покрышка, оставшаяся без воздуха внутри, буквально сжалась под давлением атмосферы и весом самого самолёта. В результате корд и усиленные боковины выгнулись так, что форма шины превратилась в почти правильный квадрат.
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Случай с Airbus A380 - не единственный

Со стороны это выглядело как катастрофа, но на деле ничего опасного не произошло. Шасси A380 спроектировано с огромным запасом прочности — 22 колеса распределяют нагрузку так, что даже если одно полностью спущено, это не влияет на безопасность посадки. Экипаж даже не счёл это серьёзной проблемой. Самолёт вскоре отправился на техническое обслуживание, а квадратное колесо отправили в музей курьёзов британской авиации.

2. Квадратная шина
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Авиашина в разрезе

На первый взгляд превращение колеса в квадрат кажется весьма странным, ведь из него всего лишь вышел воздух, но в случае с авиационными шинами всё сложнее, чем с автомобильными. Конструкция каждой из них может выдерживать вес в десятки тонн, а внутри находится даже не воздух, а азот под давлением до 15 атмосфер. Он нужен и для прочности, и для стабильности при перепадах температуры: когда самолёт летит на высоте 10 километров, температура за бортом падает до минус пятидесяти, а во время посадки шина от трения нагревается до сотен градусов.
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Износ от торможения

Если в такой покрышке происходит утечка, давление падает, и её форма изменяется в зависимости от того, как распределяется нагрузка и как сжимаются армированные слои. В отличие от автомобильной резины, внутри авиационной шины десятки слоёв нейлоновых и арамидных волокон, которые не дают ей просто сплющиться. Поэтому, когда воздух выходит, оболочка буквально ломается по линиям внутреннего каркаса, а в результате образуются четыре симметричных грани. Это выглядит так, будто кто-то специально придавал колесу форму куба. По словам самих инженеров, это не ошибка и не редкость. При обкаточных испытаниях покрышек похожие деформации видят регулярно, когда моделируют утечку давления. Главное, чтобы корд остался целым и обод не начал соприкасаться непосредственно с покрытием взлётно-посадочной полосы. В случае с A380 шина просто отработала свой ресурс. Весь вес самолёта приняли на себя остальные колёса, а их двадцать две штуки.

3. Как самолёт такое выдержал
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Шасси Airbus A380

Глядя на A380, легко забыть, что под обшивкой скрывается настоящее инженерное чудо. В частности, его шасси — одно из самых сложных, созданных в гражданской авиации. В конструкции восемь стоек, каждая с собственными гидравлическими и амортизационными системами, а вся масса распределяется на 22 колеса. Это нужно не только для мягкой посадки, но и для того, чтобы лайнер не разрушил взлётную полосу собственным весом. Каждая шина работает в жутких условиях: при касании полосы нагрузка на одно колесо может превышать 30 тонн, а температура резины подскакивает выше 200 градусов. И всё это при скорости более 250 километров в час. Но при этом самолёт может безопасно приземлиться, если одна или две шины потеряют давление.
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Шасси и колёса имеют сложную и прочную конструкцию

В A380 установлены системы мониторинга, которые отслеживают давление в реальном времени, а датчик TPIS (Tyre Pressure Indication System) передаёт данные экипажу. Если давление падает, система просто фиксирует инцидент и позволяет завершить полёт в штатном режиме — ведь потеря одной шины не влияет на управляемость и устойчивость при посадке. На земле же у лайнера визуально проверяют каждое колесо, и в тот день всё выглядело куда драматичнее, чем было на самом деле. Квадратная шина лишь казалась сломанной, а её армирующий каркас не пострадал.

4. Колесо - герой новостей
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Горит колесо на Боинге

Квадратное колесо A380 — не единственная история, когда шасси самолёта внезапно оказалось в центре внимания. Авиация знает десятки аналогичных случаев. К примеру, в 2018 году пассажиры Boeing 787 Dreamliner снимали через иллюминаторы, как во время посадки из-под крыла вырывается дым — одна из шин лопнула из-за сбоя тормозной системы, но лайнер спокойно остановился на полосе. На следующий день тот же борт продолжил полёт: инженеры просто заменили покрышку и проверили крепления. В похожей ситуации оказался и российский Ту-204: при разбеге на взлётной полосе одна из шин взорвалась от перегрева, но стойка выдержала перегрузку без последствий.
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Повреждённые во время посадки

Есть и куда более экзотические примеры. На испытаниях самолётов инженеры часто специально доводят шины до разрушения, чтобы изучить, как поведут себя стойки и тормозные механизмы. Во время тестов Airbus инженеры подогревают покрышки до температуры плавления алюминия, проверяя, выдержит ли диск момент перегрева. Другие же эксперименты включают сброс макетов шасси с трёхметровой высоты, чтобы смоделировать жёсткую посадку. Всё это нужно, чтобы в реальном полёте даже нештатная ситуация не стала катастрофой. Впрочем, ни один из этих случаев не вызвал такой волны обсуждений, как история с квадратной шиной, которая мгновенно превратилась в мем.
Как на огромном авиалайнере появились квадратные колёса
Шасси на посадке

Когда снимки шины A380 облетели соцсети, пользователи наперебой придумывали версии: от «новой системы для мягкой посадки» до «экономии на материалах». Некоторые даже уверяли, что Airbus экспериментирует с «активной» резиной, меняющей форму в зависимости от давления. На деле всё оказалось куда проще — в современной авиации даже подобные случаи не становятся проблемой. Покрышку, кстати, заменили уже через несколько часов, а сама компания Airbus с юмором отнеслась к ситуации, отметив, что если бы инженеры действительно создавали квадратные колёса, самолёт вряд ли смог бы сесть так мягко. Сама же история быстро перешла из разряда происшествий в разряд легенд. Она попала в подборки «самых странных случаев в авиации», а фотографию по сей день цитируют в учебных курсах в качестве наглядного примера.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности",- писал В. И. Ленин. Ну а что не так? Нормальный план действий. Подсекаешь, соображаешь, дело ...
Женщины лишь "Вежливые цветы", НЕболее того Осуждать их за что-то там, кроме как за НАМЕРЕННЫЙ ВРЕД, наверное даже вредно. Ни кто не идеален и ни что на Земле 100% не вечно Винить иногда, ДАЖЕ за предательство, может быть Самому смешно. ...
Сейчас до сих пор не утихают споры по поводу того, существовала ли в прошлом высокоразвитая цивилизация на территории Сибири.  Призванные Романовыми иностранные историки для ...
Верховная Рада Украины на заседании 16 января приняла закон, ужесточающий правила проведения мирных собраний. За этот документ проголосовали 235 депутатов. ...
Некоторые посмеялись над моим советом нашим братьям бежать. Мол всë это пропаганда России про то, что хватают на улице и тащат людей в военкоматы. Любопытное решение суда, где это признали законным. Обоснование простое. По Конституции граждане обязаны служить - служите. Это нечто ...