Как мне вставили зубные имплантаты(впечатления пациента)
Сообщество "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛЕНТА ГАЙДПАРКА (Прочел сам - передай всем)" — 10.06.2011
Незабвенному Доктору Эвальду Варесу
Посвящается
КАК МНЕ ПОСТАВИЛИ ИМПЛАНТАТЫ
http://s44.radikal.ru/i106/1106/16/b7812bb9627c.jpg
Последний прижизненный снимок Эвальда Яновича Вареса
Я ещё в детстве переболел всеми возможными болезнями, поэтому с самого начала Незалежности ничем, кроме зубов не болею. Что такое лечение у стоматолога, каждый пенсионер на постсоветском пространстве прекрасно знает. На лечение зубов никакой пенсии не хватит, хотя, теоретически в коммунальных поликлиниках и лечить и протезировать зубы должны бесплатно, на что государством выделяются солидные средства. Только и в советские времена эти средства терялись в кабинетах чиновников, а если и доходили до низовых стоматполиклиник, то их хватало только на протезирование родных и знакомых руководства этих поликлиник.
Раньше я имел возможность лечиться только в государственных(нынче коммунальных поликлиниках). Но вот в конце 80-х попал в научно-внедренческий стоматологический центр Эвальда Вареса. Близко познакомился с ним. С тех пор я не поликлинику ищу, а Настоящего Стоматолога. Поверьте, среди безликих наших врачей такие встречаются один на тысячу. Если Варес вам назначил на 10.00, то в 10.00 вы уже будете сидеть в стоматологическом кресле. Он Вас расспросит и о зубах, и о болезнях, и о жизни. Беседует так, что очень скоро становится вашим задушевным другом. О Вас узнает всё, о себе тоже немного расскажет. Хоть он и был одним из первых имплантологов СССР, но он не смог найти единомышленников, которые могли бы создать слав для имплантатов, делающий последние доступными для рядовых пенсионеров. Поэтому вместо дорогущих имплантатов занялся дешевыми пластинчатыми протезы из биологически нейтральных термопластов медицинской чистоты. Я и сейчас ем изготовленной им вставной челюстью, которой уже четверть века. Вареса боготворили его пациенты. Ведь если Варес видел, что человек нуждается и пенсии ему еле на продукты хватает, то протезы он ему просто дарил! Найдёте ли вы теперь такого Доктора-подвижника?
C прошлого года я наблюдаюсь у самого популярного стоматолога Львова Игоря Ковалишина. Врач действительно отличный, но увы, не Варес. Лечит молча. Быстро, умело, за какие-то 15-20 мин сделает столько, сколько обычный врач тебе и за час не сделает.. Но этих 15-20 минут лечения в кресле нужно ждать больше часа. Чёрт бы побрал его популярность! В день у него бывает по 40-50 человек. 20 по записи, а остальные пришли первый раз по наводке знакомых или с острой болью. Первых осматривает в порядке живой очереди, а вторых принимает сразу. Вот и ждёшь по часу, хоть и записан на то время, когда пришёл. Утешает меня то, что он сегодня вылечит и подготовит зуб, снимет мерку и отдаст её тебе отнести к знаменитой Лидии Ильиничне Ригельман, а завтра ты уже с протезом. Так, как и у Вареса. Но вот после того, как у меня в нижней челюсти остался одинокий клык, Лидия Ильинична посоветовала вставить имплантат в районе бывшего другого клыка и тогда она сделает съёмный протез, который не будет болтаться, как этот на одном зубе. Пошёл я к Игорю, договорился об имплантате. Он попросил прийти через месяц, когда народа будет меньше. Увы, у меня с тем последним клыком случился механический периодонтит, перешедший в гнойный, и целый месяц Игорь мне его лечил бесплатно, потеряв при этом всякое желание ставить имплантат. Мол лучше его приятель сделает мне силиконовый протез нижней челюсти с тем одиноким клыком всего за 800 гривен. Мол имплантат всё равно не приживётся.
Моя однокурсница живёт в Полтаве. Её муж профессор в стоматологической академии. Когда я позвонил ей в феврале, она позвала к себе в гости, гарантируя, что муж обеспечит мне имплантацию на кафедре, в порядке научного эксперимента, и не одного имплантата, а столько, что хватит на несъёмный протез нижней челюсти. Причём платить придётся только за материал по себестоимости. Всё это проведут по Президентской акции за бюджетные средства. Кстати, когда я позвонил через пару дней, уточняя со сроками, она и рассказала о том, что Президентами ассоциации имплантологов всегда были Львовяне, а сам Центр украинской ассоциации имплантологов находится во Львове. Увы, в апреле она скончалась и надежды на имплантацию в Полтаве развеялись.
Я сам из Чернигова. Учился в Черниговской средней Школе в её лучшие времена директорства Дмитрия Наумовича Вигриненко. Почти все из моего выпуска получили высшее образование. Когда не стало Союза и наступили бандитские 90-е, многие уехали в Штаты, Англию, Германию, Бельгию. Меня тоже приглашали в Англию. Увы, по техническим причинам я не могу жить в странах с чужим языком. Вот и остался на Родине, вернее в Галицком Львове, который никогда не будет мне родным... В мае, для моей знакомой Сонечки Розенбладт, которая сейчас редактором в «Нашем Техасе» я сделал репортаж о «Дне Победы» во Львове. Вот делая репортаж о Дне Победы с Холма Славы, я и обнаружил в том районе Украинский центр Имплантации, о котором говорила однокурсница. http://i034.radikal.ru/1106/58/0e6ad634b963.jpg В Интернете нашёл эмейл и написал запрос. Через некоторое время позвонил и записался на приём к почётному Главе ассоциации, Другу Эвальда Вареса, Мирону Мироновичу Угрину, побывав перед этим в десятке частных львовских стоматологических клиник, где мне вещали такую чушь о моих зубах и предлагали имплантацию, при чём без гарантии, по цене моей трёхгодичной пенсии. Так что если уж консультироваться, то с Первым в этом деле, тем более, другом Вареса.
Назначили через две недели на 1300 30 июня. Мол Мирон Миронович сейчас оперирует в своём имплантационном центре в Киеве. Что же. В его возрасте я сам бывал дома, как в гостях. Больше мотался по Союзу. Жду до 30. За 15 минут до назначенного времени я уже перед входом в Центр. Минут 5 не http://s02.radikal.ru/i175/1106/cc/e8c3e3faa8be.jpg отважился открыть двери. Ведь в тех стоматкабинетах мне нарассказывали столько страшного об имплантации, приводили столько примеров отторжения имплантатов и осложнений после операции, что чернобыльский ёжик на голове дыбом становился. К тому же во всех тех кабинетах ждать той консультации приходилось часами, так что и здесь ожидал увидеть кучу трепещущих пациентов в тесной приёмной и грозную тётку-регистраторшу за стойкой. Первое впечатление о стоматологе мы всегда получаем в его приёмной. В центре Имплантологии первое впечатление прекрасное. Встречает Вас симпатяшка, ассистент-биолог Оксанка Дякив http://s02.radikal.ru/i175/1106/c5/5926ce582f71.jpg Делает отметку в регистрационном журнале и вручает для заполнения анкету с кучей http://i062.radikal.ru/1106/a4/dbaec258708e.jpg вопросов по состоянию Вашего здоровья. В самой приёмной люди есть, http://s50.radikal.ru/i129/1106/d6/d2b9f7ea0971.jpg разных возрастов люди, но все говорят, что принимают здесь точно в назначенное время. Заполняю быстренько анкету и Оксанка меня проводит в рентген-кабинет, к симпатичному рентгенологу.http://s002.radikal.ru/i200/1106/3c/572c92fd6643.jpg Марии Единок. Ну прямо гламурная медицина!
Снимаю и ложу на её столик свои очки и древний, ещё Варесовский съёмный протез нижней челюсти и занимаю необходимую позу в рентген-аппарате непривычной конструкции. http://s49.radikal.ru/i124/1106/95/2c69a2080c08.jpg Зажимаю челюстями наконечник и вокруг моей головы начинает двигаться прозрачный щиток компьютерного считывателя. Щелчок и щиток застывает на своём месте. Рентгенолог приглашает меня в свой кабинет, где на мониторе белеют протезы на моих зубах. Со вздохом говорит, что у меня плохо дело с верхней восьмёркой. Я в ответ смеюсь – какое там плохо! Там уже 10 лет пародонтоз 4-степени, пусть он ещё 10 лет будет, лишь бы верхний мостик держался. Меня больше беспокоила семёрка с другой стороны, из под коронки которой я извлёк огромный кусок пломбы и напихал туда дентин-пасты. На рентгенограмме там всё благополучно. Так что пожелав рентгенологше за тот обнадёживающий снимок семейного комфорта, возвращаюсь в приёмную, где меня уже ожидает парнишка так похожий на моего младшего сына Андрея, что я вначале чуть не спросил, что он здесь делает. Правда, вовремя понял, что это не сын, а ассистент Угрина – Тарас Чубенко. Он повёл меня на второй этаж, в кабинет, где будет консультировать Доктор.
Кабинет малюсенький. Точно такой же, каким был смотровой кабинет у Вареса на ул. Ольги Телиги. Сажусь в кресло. Входит два доктора. Один - чем-то знакомый, а второй казах. Первый это и есть Мирон Миронович, а второй приехал из Казахстана набираться опыта. Что же, во времена Союза, за Государственный счёт я исколесил всю страну от Калининграда до Петропавловск- на- Камчатке, делясь опытом по созданию безотходных сельхозперерабатывающих комплексов. Теперь государству и на своих чиновников денег не хватает. Так что не Мирон Миронович ездит по разным странам, а к нему на учёбу. приезжают… http://s52.radikal.ru/i135/1106/5a/9572acb398d8.jpg
Располагаюсь в кресле. Мирон Миронович изучает рентген снимок и мою ротовую полость. Спрашивает, что я хочу. Я уже в приёмной успел глянуть расценки на имплантацию, мало чем отличающиеся от расценок в клинике Заблоцкого, Игоря и других именитых клиниках. Поэтому говорю, что хочу поставить один имплантат, чтобы на нём и оставшемся клыке держался силиконовый съёмный протез нижней челюсти. Мирон Миронович хмыкнул, что мой четвертьвековой варесовский протез, конечно, вещь хорошая. Что он дружил с Варесом. Очень жаль, но Эвальд Янович 10 декабря 2010 скончался…
Первой книгой, которую подарил ему Варес была книга по имплантации с дарственной надписью «надеюсь, тебе никогда не придёт в голову этим заниматься». Но он постарается переубедить меня и доказать, что мне нужен не протез, который нужно снимать на ночь, а постоянный на имплантатах. Грустно улыбаюсь – « Я и сам это знаю. Но времена, когда мои разработки давали стране миллионы, а я получал зарплату в 10 раз больше обычной, давно прошли. Нынешней пенсии мне как раз на один имплантат и хватит.»
Мирон Миронович обиделся. «Вот так всегда, говоришь больному о его здоровье, а он переводит разговор на доллары. В конце концов, материальные вопросы мы попробуем решить после основного вопроса – будем ставить вам не один, а все четыре имплантата? Зуб Ваш уже неустойчив, так что его придётся удалить, а на его место тут же поставим имплантат. Затем поставим временный протез, чтобы имплантаты прижились, как нужно, а когда приживутся – поставим металлокерамику» .
Вообще-то расставаться с собственным зубом и менять его на какой-то имплантат не очень то хотелось. Вернее боялся не имплантат вставлять, а клык рвать. Ведь совсем недавно хирург в стоматполиклинике так мордовал меня вырывая соседнюю малюсенькую двойку, что перспектива пережить ещё больший ужас, вырывая огромный клык не прельщала. Но Мирон Миронович успокоил, что всё пройдет под надёжным наркозом и вся операция удаления корня и введения имплантатов пройдёт одномоментно и в его центре не такие «рвачи», что бы повредить челюсть.
Что же, я ведь в Полтаве собирался ставить несъёмный протез. Поэтому сейчас меня всё же больше всего интересовал вопрос оплаты. Ведь хоть я когда-то и получал в месяц столько, сколько рядовой инженер в год, но зарплата у меня была стандартной 125-180 руб., остальное – гонорары за изобретение. Поэтому и пенсия моя, даже после обращения в Европейский суд, хоть и увеличилась в 10 раз, но осталась в районе 1000гривен, в то время как один имплантат стоит 300-600 долларов! Конечно, я знаю, что по Президентской акции на имплантацию зубов ветеранам войны выделены бюджетные деньги. Но во- первых те деньги застряли где-то в министерских кабинетах, а во вторых я не ветеран, а дитя войны, так что на компенсации рассчитывать не могу.
Мирон Миронович ответил, что он придерживается принципов Эвальда Яновича Вареса. Больше всего в имплантатах нуждаются пенсионеры. Значит, по цене они должны быть доступны им! Учтя негативный опыт общения Вареса с налоговиками, Мирон Миронович такие акции проводит во время научных конференций, участники которых частично и оплачивают эти операции, как демонстрационные. Получается, что и участники получат практические познания, и центр получит прекрасную рекламу, и пациент заплатит столько, сколько может. И налоговики ничего не смогут предъявить. Ясно, что я согласился.
Четвёртого мне позвонили. Девчушка из Центра попросила прийти в понедельник с половины девятого, при этом ничего не есть – они меня направят в лабораторию на сдачу анализов. Прихожу в понедельник в 9.00. Как-то непривычно пусто. Девчушки из регистратуры выдаёт мне мою карточку-направляние и отправляет в соседний, лабораторный корпус. Я был здесь лет 20 назад, когда водил старшего сынульку делать прививку от туберкулёза. Из дверей выскакивает какой-то бодрячок-старичок с пластырем на сгибе локтя, садится в машину и выезжает в ворота. На душе отлегло. Раз человек после отбора крови может так бодро бегать и машину водить, значит анализ тот совсем не страшен. Захожу в приёмную. Девчушка в юбочке-поясе сразу же ведёт меня к «вампирскую», так она ехидно зовёт комнатушку для отбора крови. Я когда-то был донором. Помню мороку с оформлением бумаг и очередь на сдачу крови. Тут ни мороки, ни очереди. Симпатяшка-лаборатка Оксанка Ким показывая свои зубки и заговаривая мои, совершенно незаметно воткнула иглу в вену и выбрала необходимое количество крови. Я даже не заметил, отвлёкшись наблюдением за тем, как нимфа в юбочке-пояске делает снимок.
Оксанка сообщает, что результаты анализов отправят электронной почтой в Центр, плачу сотню и так же бодро выскакиваю на волю, как и предшественник.
Операция мне назначена на 15.30 во вторник. Всю ночь мне снился кошмар – клык перед имплантированием удаляет тот хирург, который в прошлом году мордовал меня с той малюсенькой двойкой, а затем покойный Эвальд Янович грустно кивает головой и говорит: «Я ведь думал, что Вы и умрёте с моими зубами, я ведь Мирона заклинал не браться за эту дорогущую панскую забавку-имплантацию! Что ж, чувствуйте себя буржуем!...»
Одев траурную тёмную форму в 1500 приезжаю в Центр., позвонив младшему сыну, чтобы забрал меня в 1700. Я в перепуганном состоянии. Жалею, что запретили и есть и пить с самого утра. Я с удовольствием выпил бы своей медовой «Забиловки» от стресса.
Сверху спускается Тарас Чубенко и отводит меня в операционную. Там встречает анестезиолог Алёша, усаживает в кресло, подключает к капельнице и делает укол. Я вырубаюсь, хоть мне и обещали, что всё буду чувствовать и слышать, если громко скажут, что делать. http://s004.radikal.ru/i206/1106/b1/65bd223e4ff4.jpg Сам же он проверил, подействовала ли на меня анестезия и пригласил всех на операцию. http://s58.radikal.ru/i162/1106/a6/df4759b7069b.jpg , Все - это Мирон Миронович Угрин, его помощник ортодонтолог Алесандр Александрович Ферендюк и с полдесятка интернов с разных регионов СНГ…
Саму операцию и по удалению моего последнего клыка, и по врезке имплантатов делал непосредственно Мирон Миронович, Алесандр Александрович ассистировал для солидности, а интерны открыв рты созерцали, затаив дух. Ассистент Мирона Мироновича Тарас всё фотографировал своим и моим цифровиком. http://i013.radikal.ru/1106/05/fd23e206a779.jpg
http://i024.radikal.ru/1106/b0/8b6d866888d5.jpg, http://i040.radikal.ru/1106/19/c087c42bbc1e.jpg http://s55.radikal.ru/i149/1106/53/0cede8407145.jpg,
http://s002.radikal.ru/i200/1106/27/7ac6fcb10ce4.jpg Я спокойно, без кошмаров, спал себе, пока Алексей не разбудил, http://s008.radikal.ru/i303/1106/23/da141ae66333.jpg отвёл в соседнюю комнатушку, http://s02.radikal.ru/i175/1106/65/333852ab1e37.jpg попросил снять дежурные бахилы и следовать за ним в ортодонтологический кабинет, где уже не Мирон Миронович, а Александр Александрович поставит мне временный протез Перехожу в другой кабинет. Меня вновь укладывают на кресло. Александр Александрович бурчит у монитора с http://i032.radikal.ru/1106/33/f429c890123e.jpg изображением того, что теперь у меня во рту, что все эти заготовки делаются неизвестно для кого и их очень трудно подгонять под конкретную челюсть. Бурчит, подтачивает, совает мне в рот, примеряет и вновь обрабатывает. Но, наконец, бурчание прекращается, он ставит протез на дентин, http://s010.radikal.ru/i311/1106/da/1289dfbd4186.jpg удовлетворённо хмыкает и суёт мне под нос зеркало. Я бы тоже удовлетворённо хмыкнул, но Тарас издали отчаянно жестикулирует, чтобы я только рот открывал, а не говорил. Ладно. Молчу. Жестом прощаюсь и отправляюсь домой…
На следующий день прихожу в 10.30. Оксанка направляет меня первым делом на компьютерную томаграфию. http://s39.radikal.ru/i086/1106/32/87d5a9f637b8.jpg Теперь уже не в этот панорамный рентген-считыватель становлюсь, а меня садят в кресло рентген-томографа.. Вновь вокруг головы крутится рамка и экран, а затем рентгенолог показывает мне объёмный снимок моей головы и манипулируя клавишами компьютера показывает мне каждый зуб и гайморову полость. Шикарно, всё как на ладони! Он записывает всё это на диск, вручает мне его и с диском я поднимаюсь в смотровую Мирон Мироновича на промывку и осмотр. Мирон Миронович удовлетворённо осматривает ротовую полость, спрашивает об ощущениях. А какие тут ощущения – ничего не болит, правда непривычно рот набит зубами, я ведь привык на ночь вынимать их, а тут торчат во рту весь день, да и сладкого хочется, а сладкого как раз и нельзя есть, чтобы не активировать патогенную микрофлору, как впрочем ни курить ни пить. Но я и непьющий. и некурящий, а вот без сладкого не могу. Придётся вместо любимой львовской «ромашки» лопать мёд, подавляющий микробы…
Мирон Миронович успокаивает. Через 10 дней всё заживёт, швы снимут и можно будет лопать сладкое. Когда же имплантаты приживутся, поставят на них стационарный металлокерамический протез, я смогу и шашлыки откушивать. ..
Помня о своих одноклассниках, которые живут в Штатах и Англии и, хотя и неплохо устроились, но вот об имплантатах и мечтать боятся, я поинтересовался у Мирона Мироновича, принимает ли он иностранцев. Принимает, даже приезжая у них есть для таких гостей. Правда им он имплантаты вставляет не по акции, а по украинским расценкам, но они, впрочем, вдвое ниже белорусских, втрое российских, в 5 штатовских и в 20 английских. Кто не верит, может послать запрос в его украинский центр имплантации на e-mail: [email protected]. Когда я связался со своим приятелем Женей Древинским из Бельгии и рассказал ему, как ставил имплантаты и что ему тоже могут поставить их по технологии Угрина, он, шамкая вылетающими челюстями сказал, что теперь спать не будет, а будет думать, хватит ли у него здоровья прилететь во Львов и заменить свои быстро изнашивающиеся протезы стационарными челюстями Угрина…
Я раньше, как и все нормальные пенсионеры к этой имплантации относился как к поездкам на Канары. Хочется, а денег нет! А, оказывается у нас есть ещё Подвижники, делающие и имплантацию доступной для пенсионеров! Мало того, никаких страшных болей при удалении зуба и вставке имплантатов, никаких последующих болей и отторжений! Всё это трёп рвачей-стоматологов, которые сами не могут заниматься этим, и другим не дают!
В заключение я ещё раз хочу помянуть добрым словом замечательного Человека, гениального ортодонтолога, незабвенного Эвальда Яновича Вареса. Он ушёл от нас. Но после него остались учебники, десятки тысяч его благодарных пациентов, тысячи его учеников и его Друг Мирон Миронович Угрин…
К.т.н.Владимир Сиротенко(Вербицкий)