
Как мы поджигаем страну а потом учимся ее тушить...

За полторы сотни километров до столицы все постепенно меняется. Сладковатый запах торфяного пожара дает о себе знать, видимость ухудшается. И через несколько десятков километров я увидел ИСХОД. Тысячи машин сплошной живой лентой с включенными фарами тянулись через серо-синий смог прочь из мегаполиса к дачам, лесам, к свежему и чистому воздуху. А за ними медленно полз дым пожаров.

Теле эфир наполнен сводками с огненного фронта, интернет волнует шокирующими фотографиями. Такое впечатление что уникальная жара сама поджигает леса и торфяники а огонь самозарождается, как первичная жизнь в биосфере планеты. Мне почему-то кажется, что это совсем не так. Есть несколько причин лесных пожаров в Центральной России. И везде присутствует человеческий фактор. Вот несколько рассказов из реальной жизни. Я постараюсь не давать оценки действиям конкретных людей - ведь по большому счету это мы сами поджигаем свои леса. А то, что дым на полстраны, пятьдесят человек погибло, 5 миллиардов ущерба и возросшая смертность в мегаполисах - это просто закономерный итог игры со спичками на бочке с порохом, коей сейчас являются сухие леса.
Все начинается с весны. Недавно сошел снег, но жесткое солнце уже высушило сухую прошлогоднюю траву. Я со своим тяжелым рюкзаком фотооборудования медленно бреду по старой заброшенной узкоколейке среди торфяных полей. Уже двадцать лет по этой железной дороге не снуют юркие мотовозы и миниатюрные, почти игрушечные составы с торфом. Разработки выбраны не полностью, заросли ивняком и молодой березой. То там, то здесь видны следы пожаров прошлых лет. Жарко. Одно радует - в мелиоративных каналах и рвах у железнодорожного полотна много пролетных уток и я с удовольствием подсчитываю птиц и фотографирую стаи. Тишина, спокойствие и одиночество. Но далекий стук железнодорожных колес возвращает меня к реальности. Поезд? Откуда? Может это знаменитый Док из третьей части фильма "Back to the Future" приземлился на своем летающем поезде. Спешно отхожу от полотна дороги и смотрю в телеобъектив, пытаясь первым обнаружить источник звука.

Останавливаются. Приветствуют вежливо... Развязывают рюкзак, достают нехитрую закуску, бутылку. Знакомимся. Выпьешь - говорят. Нет- объясняюсь я жарой, тяжелым грузом и своей охотой фотографировать птиц. Ребята не удивляются, ведь рядом заповедник, а просто предлагают проехаться с ними в интересные места, посмотреть чаек, канюков, гадюк. Это называется поездкой "на колах" и напоминает кадры из "Сталкера" Тарковского, только без тумана. Старший из друзей авторитетно рассказывает о нересте окуня, о количестве хищных птиц в лесах, о отрицательном влиянии торфоразработок на близкое озеро. Чувствуется, что ребята знают лес как свои пять пальцев и читают приметы, следы животных. Прибыв на приметное место в глубине торфяника они тут же раскладывают большой костер и начинают поджигать сухую траву. Огонь грозит перекинуться на торфяной слой. Зачем - спрашиваю. Ну как же, отвечают - Нам тут летом ходить, трава сухая будет мешать, вдруг загорится. Лучше мы ее сейчас сожжем.

По дымам пожаров можно проследить путь той самой узкоколейки. С озера хорошо видны дымы от пожаров. Опять горят берега реки Пылки и урочище Доронин Бор.

Другая зарисовка. Деревня Язвы на границе Полистовского заповедника. Живут в деревне несколько человек, техники никакой нет, до зарастающего пруда около километра. Чужие здесь не ходят и каждый человек на виду. Проезжаю по дороге к лугам, хочу там поснимать птиц. Ничто не предвещает пожара. А через час сильный ветер раздувает пламя на большой площади, огонь ревет и пожирает по 2-3 метра в секунду. Случись ветру поменять направление - как будут спасать свои дома жители, я не могу представить. Телефон мобильный тут не берет, до ближайшей пожарной части километров 50 по грунтовке и асфальту. В то же время никто не контролирует продвижение огня.

Самое интересное, что потери ощущаются тогда, когда сгорел дом, погибли люди или документы. Но у такого пожара есть миллионы жертв, которые простой человек просто не учитывает. Это растения, личинки и куколки бабочек, гнезда птиц, мелкие и не очень животные. А когда из года в год на одном и том же месте происходит пожар, то образуется пустошь, лишенная всякого биоразнообразия. Причем горят луга и поляны везде, с юга на север с завидным постоянством и без всякого присмотра, там где надо и не надо.

Таких историй видел десятки. Как и читатели, наверное.
Конечно, снимки эти никого не могут шокировать после огромного количества страшных фотографий последних недель. Но многолетние наблюдения во время путешествий по лесам и болотам убеждают меня, что потеряна культура поведения в лесу. Причем как у местных селян, так и у горожан, выезжающих на природу. А правила предельно просты. Костер надо окопать. На торфе костер разводить нельзя. Окурок из машины, двигающийся по лесу или полю выбрасывать нельзя. Его надо обязательно затушить. Долго стоять в сухом лесу с работающим двигателем нельзя. Мусор, особенно пластиковый и стеклянный надо увезти с собой. И поджигать лес из интереса и любопытства - вообще преступление.
Возможно, власть виновата в небыстрой реакции на происходящие. Но не Шойгу же ходил по Мещере и Поволжью с зажигалкой в руке. А кто-то из жителей моей страны.
Все же вышки пожарного наблюдения должны быть. Тем более, что нет смысла строить из специально - достаточно поставить автоматическое оборудование на вышках сотовых компаний. И группы быстрого специального лесопожарного реагирования необходимы. Пропаганда правильного поведения в лесу тоже нужна.
Мы как то довольно быстро победили в себе отвратительную привычку летать по встречке. Распугивать автомобилистов дальним светом и скоростью "под двести" стало тоже немодно у большинства. Пропускаем пешеходов, пристегиваемся за рулем.
Скоро, наверное, перестанем вываливать мусор по трассам и лесам. А там глядишь, научимся правильно разводить костер и будем думать о последствиях.
Но кто то должен ответить за то, что произошло перед природой и перед людьми. Чтобы остальные задумались.