Как мы патронный завод покоряли.
mikul_a — 20.07.2018 Пара слов про почивший в бозе Луганский станкостроительный завод. Интересное было предприятие. Во времена СССР он представлялся как станкостроителный завод. А о том, что под землей на территории завода было одно из самых крупных в СССР производств патронов, скромно умалчивалось. Хотя об этом знал весь Луганск.Завод был очень режимный. За внешней сплошной стеной ограждения завода была еще одна стена из колючей проволоки. А в промежутке между стенами прогуливалась охрана со злыми собаками. Но как говориться и на старуху бывает проруха. Территория завода была ограничена еще со времени литейного завода. Когда заводу понадобился комплекс по перекачиванию сточных вод, его построили за территорией завода.
на фотографии этот комплекс справа. На задем плане видны остатки цехов, ныне не работающего завода.
А с самим заводом он должен был соединяться подземным тоннелем - коллектором. Но сложность ситуации была в том, что этот тоннель - коллектор пересекала на поверхности железная дорога. А в то время движение по ней было очень интенсивным. И тогда решили делать этот тоннель шахтным способом. Проходкой под землей. Работу эту выхватила наша контора. Удивительно, как наше начальство умело выхватывать самую гнилую и противную работу.
Завод стоял на берегу Лугани. В том месте подземные грунтовые воды выходили почти на поверхность .Дома вдоль железной дороги стояли на воде. В подвалах стояла вода. С ней боролись, постоянно откачивая эту воду в нескольких местах .
Постоянно работали насосы. Они то откачивали, но вода все равно была близко к поверхности. Пикантность ситуации была еще в том, что все дерьмо с Камброда то же шло в ту степь. И в таких условиях начали строительство этого тоннеля.
Участок этот сразу же превратился в штрафбат. Морозить там никто не захотел из за малого обьема работы. И проходка была, буквально, по колено в воде. Да плюс еще постоянное движение поездов по железной дороге. Вся проходка шла на отбойный молоток.
И одновременно со строительством тоннеля - коллектора, не очень далеко от того места, начали строить подземный переход возле парка Первого мая. Он должен был пересекать железную дорогу под землей. Для этого его и начали строить. Подземный переход строил мостострой. Они как белые люди, вдоль железной дороги забили плоские сваи. Дополнительно укрепили железнодорожное полотно и большую часть перехода вырыли экскаваторами. Небольшой участок под железной дорогой им пришлось идти под землей. Но это был небольшой кусочек.
Наш братва шла метров двадцать. И все под землей. Работа была каторжной. Но! Присутствовало негласное соревнование, кто быстрей. Мы или мостострой. Мы их таки победили. Но, правда мостострой держало культурное оформление подземного перехода, а нам надо было просто прорыть дырку.
Когда наступил этот торжественный момент и несколько наших проходческих морд окадзались на территории режимного завода, то об этом торжественном моменте забыли оповестить вневедомственную охрану, которая этот завод охраняла. И в течении трех суток была дырка, правда под землей, о которой никто не знал. Братва сразу же кинулась шерстить все, что под руку попадалось. В средневековье, после взятия штурмом города, его отдавали на три дня на разграбление, традиция была такая. Так что мы тут не были оригинальными. Нагребли тогда всякого барахла, кто сколько смог унести, времена были такие, несунов. Могли бы и дальше исследовать режимный завод, но на четвертый день, кто то из наших, оппившись пивом (штрафбат таки, что ни говори), вступил в конфликт с работягами завода. На шум сбежалась охрана. Ну не знаю, какими словами описать выражение их лиц, когда они увидели на территории режимного завода небольшую толпу чумазых проходчиков в грязнючих касках. Прилетел начальник охраны, набежали вооруженные ВОХРы. Диверсанты на патронном производстве! Но наша братва под влиянием пивных паров так просто сдаваться не захотела .Прибежал наш начальник участка (под землей) и после непродолжительного разбора полетов, наших отпустили. Поставив дополнительный пост возле выхода тоннеля на заводе. С собачкой на всякий случай.
Время все расставило на свои места. Патронный завод почти помер. Сейчас производство патронов еле дышит. Сточных вод с завода нет.
Сам комплекс постепенно заростает бурьяном. Коллектор есть, но он сейчас не нужен.
Подземный переход то же постигла печальная судьба. Место, где его построили, выбрали очень неудачное. Засыпанное еще до революции, старое русло мелкой речки, которая текла параллельно Ольховке. Там грунтовых вод было еще больше. Переход начало топить. Что то там делали, по моему пытались тампонировать, но все без толку.
Вход с обех сторон в переход закрыли плитами и его быстро затопило водой. Вот он, слева от стоящих автомобилей, под деревьями. И этот вход едва виден рядом с парком. Воду никто не откачивал. И со временем вода та обрела такой духан, что каналиация по сравнению с ней пахла как французские духи. И сейчас, при приближении к этому "законсервированному"переходу, начинаешь ощущать всю прелесть подземного аромата.
|
</> |