Как меня учили читать. Обещанное.
yapritopala — 28.04.2010 Я сразу оговорюсь: никакой специальной методики я вам не поведаю, никаких открытий в сфере педагогики не сделаю. Просто расскажу, как учат детей читать в моей семье.С самого моего рождения, пожалуй, меня окружали подписанные вещи. Я не про ползунки, подписанные лично мною, а про то, что находилось вокруг меня. Например, на стене была приклеена бумажка со словом "СТЕНА", на стуле - со словом "СТУЛ", на кроватке - "КРОВАТЬ", на настенных часах - "ЧАСЫ" и так далее. Согласные буквы были написаны синим фломастером, а гласные - красным.
Я, из свойственного мне любопытства, тыркала в буквы пальцем, и родители говорили: "Это буква С, а это буква А". И как-то оно в моём мозгу откладывалось, видимо. То есть, я ещё не понимала, на кой хрен нужны эти буквы, но уже знала, как они выглядят и как произносятся.
Родители мои, славящиеся своей хитропопостью, время от времени показывали на какую-нибудь букву и называли её неправильно. К примеру, ткнут в С и говорят: "Вот буква К". Я возмущалась их необразованностью и невежеством, мотала головой и орала. Так закреплялся результат.
Чуть позже началась хитропутаница со словами: от часов откреплялась бумажка с подписью и вешалась на кроватку. Вы видали когда-нибудь, чтоб кроватка называлась ЧАСЫ? Это же беспредел. Я снова возмущалась и требовала повесить бумажку на место. Показывала: часы - там!
Думаю, у той "врождённой грамотности", о которой так много говорили мои учителя в школе, ноги росли именно оттуда.
Потом мы стали выискивать знакомые буквы в книжках. Это была такая игра. Мне нравилось безумно. Особенно нравилось учить глупых родителей - они же опять всё путали, недотёпы.
Вывески на магазинах - тоже прекрасный повод поискать буковки. Я, правда, росла в Риге, и далеко не все вывески были на русском языке, но я находила. Радовалась встрече. Сейчас с этим несколько сложнее - и в Петербурге порой нужно побегать в поисках русскоязычных вывесок. Но найти можно, конечно. Пока ещё.
Потом пошли короткие слова. Осознанное уже чтение. Тут на помощь пришли открытки - я любила их разглядывать, а на них были как раз подходящие к случаю "МИР", "МАЙ", "УРА".
Кубики с буквами - тоже вещь. Такие, на которых нарисованы разные звери. Я любила всех женить: складывала в ряд собаку, оленя и медведя и сообщала: "Если их поженить, то у них родится сом". С младых ногтей страсть к извращениям.
К двум с половиной годам я постепенно научилась читать слоги. И однажды на улице слоги сложились в слово "магазин". Тут начались казусы. Папа как-то вечером сказал:
- Пойду в магазин, куплю вино на праздник.
Я спросила:
- А в какой магазин?
Он ответил:
- В винно-водочный.
На другой день гуляем с мамой, я читаю вывески:
- Мя-со! Ры-ба! Ви-но! Вод-ка! - и ору на всю улицу: - Ой, сюда мой папа ходит!
Мама со стыда чуть сквозь землю не провалилась от такой грамотности.
Потом начались новые хитрости.
Я любила, чтоб мне читали сказки вслух. И много. И каждый раз новые, плиз.
Мама, папа и Влада (старшая сестра) по очереди несли эту вахту. И вот читают они, читают, а на самом интересном месте говорят:
- Всё, спать хочу (как вариант - опаздываю, глаза устали, или ещё что-то в этом роде).
А мне же интересно, наверное, съест серый волк семерых козлят или подавится. Вот как быть? Беру книжку и читаю сама. Со скрипом, медленно, но читаю.
Книжки покупались в огромных количествах, при этом были обязательные комментарии из серии "Ой, купили новую сказку, так интересно, про что, а читать некогда". Сажусь, читаю, потом всем рассказываю. Мама говорит, что с трёх лет до окончания школы она меня без книжки в руках и не видела, пожалуй. Я ела с книжками, ванну принимала с книжками, спала с книжками, а уж на горшок без книжки пойти - это вовсе преступление.
Вообще считаю, что любое обучение всегда должно быть в форме игры. Никто меня никогда не заставлял читать, но во мне всегда пробуждали интерес к этому занятию. И у меня, конечно, очень читающая семья - то бишь, пример перед глазами. Книги обязательно обсуждались за ужином, и мне дико хотелось не сидеть валенком, слушая впечатления родственников, а принимать в этих беседах непосредственное участие. Тоже ведь, своего рода, родительская хитрость. И, как все их хитрости - на пользу.
Ещё, мне кажется, не стоит ставить какие-то возрастные планки: ах, у Васи сын с трёх лет читает, а моему уже шесть, и ни фига. Я пока не знаю ни одного взрослого человека, не знающего букв. А вот людей, не любящих читать, знаю. И из общения с ними поняла: их не заинтересовывали чтением, их заставляли читать. Ребёнку охота поиграть, побеситься, а тут мама с веником наперевес: куда пошёл, зараза? Ну-ка, книжку в руки и от сих до сих читать! А превратить обучение в занимательную игру не додумалась. Как результат - ненависть к чтению на всю жизнь и твёрдое убеждение, что чтение - это напрасное времяпрепровождение и тоска смертная.
Так что, по сути, неважно, в каком возрасте ребёнок начал читать. Главное, чтоб он получал от этого удовольствие. Так мне думается.
И ещё одно.
Я росла в семидесятые. Три программы на ТВ. Никаких компьютеров.
А сейчас? Такой поток информации сваливается на бедных карапузов, им столько нужно всего узнать и освоить - я реально не представляю, как они справляются. Нам-то тяжело, а каково им? Не наседайте на них. Просто общайтесь почаще и принимайте участие в их играх. Тогда они позволят вам придумывать правила этих игр, и вот тут-то вы их всему научите.
С уважением, Великий Педагог Всея Руси. ?