Как живут племена аборигенов, которые никогда не входят в контакт с остальными
smapse — 21.11.2023Хоть на карте мира уже и не осталось белых пятен, наш мир по-прежнему полон загадок и уникальных явлений, с которыми человечеству только предстоит ознакомиться. Одним из таких необычных явлений являются неконтактные племена аборигенов, которые сотнями или даже тысячами лет живут на своих землях и не взаимодействуют с окружающим миром.
Несмотря на попытки цивилизованных людей наладить с ним отношения, «дикие» люди ведут себя агрессивно, атакуют приближающиеся к ним лодки и убивают мирных ученых, которые хотят с ними пообщаться.
Экспедиция Францискато
На ферме, расположенной неподалеку от Серингейроса — небольшого населенного пункта с населением 13 000 человек в штате Рондония, одном из девяти штатов Бразилии, покрытых знаменитым амазонским лесом — обнаружили группу туземцев. В 2020 году эта группа атаковала из луков команду ученых под руководством Риели Францискато.
Мозес Кампе, сотрудник Риели, рассказывал о своих впечатлениях после столкновения с аборигенами. Ему особенно запомнился глухой звук падающего тела: через секунду он понял, что произошло что-то ужасное.
Известный исследователь первобытных народов Амазонии Риели Францискато лежал на земле неподвижно, со стрелой, торчащей из груди. Врачи в больнице, куда доставили 56-летнего ученого, уже не могли ничего сделать.
До ближайшего относительно крупного города, Порто-Вельо, отсюда примерно 500 км. Серингейрос и еще несколько деревень находятся на границе резервации Уру-Эу-Вау-Вау размером около 18 тысяч кв. км, где проживают девять племен: пять из них считаются «неконтактными», оценочно их численность составляет всего несколько сотен человек.
«Эти люди не знали и, возможно, так и не узнают, что Риели был одним из главных защитников их прав в Бразилии», — говорит Мозес Кампе.
Племена с образом жизни доколумбовой Америки
В отличие от некоторых стран Америки (США и Мексика), в Бразилии и некоторых других регионах континента существуют неконтактные коренные народы, которые избегают контакта с внешним миром.
Эти люди могут быть как целыми племенами, так и небольшими группами, отделившимися от основных племен, которые уже вступили в контакт с внешним миром.
Те аборигены, которые, предположительно, убили Риеле Францискато, описываются в документах Национального фонда индейцев Бразилии как «неконтактные с реки Гаутарио».
Несмотря на то, что некоторые люди считают, что это произошло из-за голода, причины их приближения к людям, но эти группы аборигенов всё еще остаются загадкой, неразгаданной для внешнего мира.
Конфликт между цивилизациями
9 сентября 18-летняя Дулиана Перейра, дочь фермеров из Серингейроса, обнаружила нескольких представителей неконтактного племени на территории их соседа и позвала своих родителей на помощь. Согласно словам Дулианы, ее родители проживали в этой местности уже более 25 лет, но никогда ранее не встречали никого из неконтактных племен.
Мозес Кампе сопровождал Риели Францискато в последней экспедиции, когда тот был убит
Они кричали на них, чтобы они ушли, опасаясь за их жизнь в случае встречи с другими людьми. Дулиана и ее отец сообщили об этом инциденте властям. Координатор программы защиты неконтактных племен Национального фонда индейцев Риеле Францискано, прибыл на место происшествия, чтобы разобраться в причинах появления аборигенов и предотвратить возможный конфликт. Эта ситуация стала обычной работой Францискано, который занимается защитой неконтактных племен в рамках своей программы.
Францискано, путешественник и исследователь, находился в тесном контакте с местными жителями Серингейроса, включая семью Дулиана. Смерть Францискано была ошеломляющей для девушки, которая теперь беспокоится о том, что произойдет дальше. Она опасается, что повторение подобных случаев может заставить неконтактных аборигенов выходить из леса, а соседи могут считать это нарушением их собственности.
Роберто де Баррос Оссак, опытный агроном, проводивший экспедиции на индейскую территорию с Францискано, считает, что причиной приближения аборигенов к людям стал голод. Он объясняет, что аборигены не занимаются земледелием, а живут охотой и сбором пищевых ресурсов, перемещаясь в поисках дичи, орехов, меда и ягод. Возможно, в глубине их территории стало не хватать пищи, что вынудило их приблизиться к населенным районам.
Власти Серингейроса выразили просьбу к местным жителям не причинять вреда неконтактному племени, если оно вдруг появится в их местности. Согласно законам Бразилии, члены этого племени не могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Представители неконтактных групп часто сталкиваются с негативным опытом взаимодействия с охотниками, лесорубами и фермерами: они не могут определить, кто является их врагом, а кто — нет, и ошибочно принимают местных жителей за агрессоров.
В этой сложной ситуации сложно обвинять аборигенов, так как они несут ответственность за сохранение своей культуры и традиций, попросту не знают, как вести себя с другими людьми.
Вымирание племен
В связи с неизвестностью и отсутствием связи с некоторыми аборигенными племенами точное количество неконтактных аборигенов невозможно определить. Однако эксперты выражают опасения, что их численность продолжает сокращаться.
К примеру, история «Человека ямы» в Бразилии — последнего представителя вымершего племени — яркий пример. Он получил свое прозвище за умение создавать ловушки в виде ям для добычи животных. С 1996 года «Человек ямы» периодически появлялся перед людьми, однако всегда был один.
Дружба с аборигенами
В конце 1980-х годов Сидней Поссуэло, бывший президент Национального фонда индейцев и известный «сертаниста», предложил новую стратегию, отказавшись от попыток устанавливать контакт с неконтактными аборигенами.
Он пришел к этому выводу после опыта с экспедицией, в которой он участвовал, когда некоторые аборигены умерли от гриппа, переданного им одним из участников экспедиции. Поссуэло пришел к выводу, что внешний мир представляет опасность для неконтактных племен и что мы не имеем права изменять их образ жизни.
С тех пор стратегия Национального фонда индейцев заключается в получении максимально возможной информации об индейцах без прямого контакта с ними, если только аборигены сами не проявляют инициативы.
В рамках этой стратегии разрешено оставлять подарки, например, топоры и мачете, которые могут быть полезны для охоты, собирательства и примитивного земледелия в местах обитания неконтактных племен. Однако любой прямой контакт запрещен, чтобы не создавать угрозу для жизни и здоровья этих уязвимых групп людей.
|
</> |