
Как живется в США "неайтишникам"

Так и я, послонявшись несолоно-хлебавши по „индидам“ и „линкединам“, получив откоряку везде, даже в соседней пиццерии, я решил что надо брать машину. И через пару дней у дилера из Венесуэлы я купил KIA 2010 года за 3500$ с пробегом 170 000 миль. И практически на следующий день меня взяли в доставку в одном из кафе. мне платили 9$ в час, во время выезда 5$ в час плюс чаевые, плюс 0,35$ за милю. Но такая работа — на любителя, когда зарплата зависит от чаевых. Суммарно в месяц получалось чистыми на руки около 1500$. Психологически каждый месяц „расходиться краями“ было тяжело. А вдруг машина сломается? А вдруг зуб заболит? А вдруг работы не будет? Плюс хочется чего-то больше чем просто жить от зарплаты до зарплаты.
Нужно было шевелиться дальше. Через пару месяцев я нашел новую работу в телекоме верхолазом. Нужно было лазать по вышкам, вешать и ремонтировать оборудование сотовых операторов. Этой работы полно. Можно начать как я, не имея вообще никаких знаний. Главное высоты не бояться. Платили 20$ в час при 10-12 часовом рабочем дне. И это средняя зарплата в отрасли. С одной стороны работа несложная, на свежем воздухе. Но с другой стороны, когда сидишь 10 часов на вышке высотой 100-150 метров под палящим солнцем, или на адском ветру, без возможности толком, пардон, пописать, балансируя на пятачке 2х2 метра с железкой весом 25 кг, без медицинской страховки — это быстро надоедает.
Как мне видится, история переезда в США без IT специальности имеет отличия. Тут нет зарплат в 100к или 200к, тут нет офисов с кофе, снэками и кондиционером. Тут всем пофиг на твой университетский диплом и опыт. Нужно ломать себя, чтобы работать на кухне или таскать коробки в магазине. Но как показывает практика, через год-другой жизнь у мигрантов налаживается, зарплата понемногу растет, кредитная история тоже.
Прошло два года. Я перешел на работу по специальности в местную фармкомпанию в Северной Каролине, которая занимается контрактным производством лекарств находящихся на разных фазах испытаний. Заказчик нам присылает готовую клеточную культуру с определенным геномом, способную продуцировать нужный продукт, а мы, следуя инструкциям и требованиям ее растим в биореакторах. Зарплата начинается с 20$ в час и на должности супервайзера получается около 40$ в час. Переход на каждую новую ступень, а их 5-6, занимает не меньше 18 месяцев.

Рабочее место выглядит примерно так.
При этом меня поражает уровень образования работников. Скажем, человек с бакалаврской степенью спокойно может не знать как перевести граммы в килограммы. Величину 3,5 часа спокойно трактуют как 3 часа 50 минут. Или что если в закрытый сосуд закачивать воду, то воздух, находящийся в сосуде полностью растворится в воде и весь объем сосуда займет вода. Или, что если оставить электроплитку включенной, она нагреется не до максимальной температуры установленной производителем, а будет расти бесконечно пока не расплавится .
Эффективность работников очень низкая. Я сначала удивлялся, когда люди увольнялись с формулировкой "сильно тяжело работать". Это при том что ты 30-40% времени реально что-то делаешь, а остальное время втыкаешь в ютубчик. Однажды уволилось сразу 5 человек из 8. Мы втроем, работая в обычном режиме спокойно вывозили следующие пару месяцев пока не набрали новых. Если рабочий день до 18-00, то ровно минута в минуту народ встает и идет домой. Прямо посреди процесса.
Последние пол-года я хожу по собеседованиям и ищу другую работу. Но пока дела идут туго. Во-первых, заполнение анкет на сайтах работодателей это просто отдельное ублюдство утомительно. Такое ощущение что ты попал в 1992 год с плывущими верстками, неработающими кнопками, и миллионом повторяющихся вопросов. Чтобы качественно заполнить одну анкету, уходит 30-40 минут. Во-вторых, если у тебя таки хватило терпения на все это, то ты попадаешь на телефонное интервью, где рекрутер, часто не имеющий представления об отрасли, делает твой первичный отбор. Потом стандартное 3-5 часовое интервью со всеми - с директором, менеджером, супервайзером и даже потенциальными коллегами. С каждым по 30-40 минут. И за это время НИ ОДНОГО вопроса по процессу, по оборудованию, по опыту. Все вопросы - как решаешь конфликты, твой самый большой факап, что будешь делать если твой коллега сворует карандаш и т.д. В моей золотой коллекции есть такие - какой ты фрукт (должен быть тот что растет в гроздьях), кто ты из кухонного оборудования.
Стоимость жизни:
-Аппартаменты с учетом вывоза мусора и воды минимум 1300$ в месяц. Два года назад было 950$. Рост 40%.
-Электричество 40-80$ в месяц. Осталось примерно также, с учетом что мои новые аппарты на треть меньше по размеру.
-Интернет 50$ в месяц. Осталось также.
-Стрижка раз в месяц в дешевой парикмахерской 20$ (было 15$).
-Мобильный телефон 15 $ плюс 10 Гб в месяц с учетом оплаты за год вперед. Особенно не поменялось.
-Автостраховка 50$ в месяц. Не изменилось.
-Бензин 200-300$ в месяц За два года стоимость бензина выросла почти в 2.5 раза, с ~1.9$ за галлон самого дешевого бензина (тут это 87) до ~4,5$.
-Еда 600-800$ в месяц (было 300-400$).
-Медицинская страховка мне обходится ежемесячно в 500$ из кармана, плюс еще столько же добавляет компания.
Итого, общая минимально необходимая сумма приближается к 3000$. То есть стоимость жизни за два года выросла почти в два раза.
Соотечественники в США
На всякий случай повторюсь, изложенное ниже это исключительно мой опыт и мое восприятие действительности. Так вот, как я вижу, мигранты в первом поколении никогда не будут чувствовать себя тут как дома. Их дети - да. И это четко видно невооруженным взглядом. Тут постоянно проводятся всякие встречи соотечественников с костром и гитарой. В местных сообществах ищут русскоязычных нянь, механиков, врачей, дантистов, адвокатов. Практически все, кто прожил тут более 10, кого я знаю лично, так или иначе строят планы на возвращение в Россию. Кто-то ждет пока дети закончат школу и встанут на ноги, кто-то ждет пенсии, кто-то копит определенную сумму на счету, кто-то на заработанные тут деньги покупает землю и квартиры в России, кто-то вкладывает в Российский фондовый рынок.
Про лицемерие и красивую обертку
То, что изначально казалось вежливостью, на самом деле является лицемерием. Это окружает тебя везде, в магазинах, в банках, на работе. Соседи и продавцы тебе говорят что рады видеть, рекрутер тянет "вааааууу" читая твое резюме, коллеги делают круглые глаза, узнав что ты приехал с другой страны. Сначала ты воспринимаешь все всерьез. А потом понимаешь что за этим ничего нет.
Они на каждом углу кричат об экологии и сортируют мусор, но при этом три раза в день заказывают еду в пенопластовых контейнерах и два раза в день кофе в старбаксе с пластиковой крышкой и стоппером. Они требуют чтобы ты приходил на собеседование в костюме, даже на позицию сварщика, потому что это бизнес стайл, но при этом у тебя может быть полкилограмма пирсинга на лице, синие волосы и татуировка на лбу. Они каждое утро идут бегать, потому что того требует образ, а потом, прямо после бега идут в Старбакс пить кофе, чтобы проснуться. Они переживают за Украину, но две трети не сможет ее показать на карте. Они никогда не пропустят тебя на дороге, если тебе, например, неудобно повернуть или съехать. Если кто-то тебя поцарапает на парковке, то вероятнее всего, он убежит. Ты можешь договориться на бизнес встречу, а на нее не придут, и не перезвонят. И так далее, и тому подобное.
Даже улыбки. Поскольку дантист тут многим не по карману, люди покупают "набор юного стоматолога" в волмарте. Это штука, типа боксерской капы, но спереди выглядит как идеальные зубы. И таких улыбок вокруг много )))
Про уровень сервиса написано и показано уже много. Многим знакома фраза "где открывали карту туда и идите". Только в США это устроено даже хуже. Ни одно их банковское приложение даже вполовину не дотягивает до наших. Кто пользовался знает. Сотрудники часто некомпетентные, причем решение проблемы выглядит как дозвон сотрудником на горячую линию своего же банка, ровно как и ты сам можешь сделать. Однажды я пять(!) раз приходил в ВеллсФарго банк чтобы разблокировать новую карту, которая заблокировалась на первой же покупке. Естественно, каждый раз я брал аппойнтмент. За пять визитов они так и не смогли ее разблокировать. Или Сити-банк. Покупал с их карты ноутбук. Потратил ровно день на телефоне, потому что платеж не проходил и никто не понимал почему. Или банк Чейз. Выпустили мне две карты и перепутали их реквизиты. Пришлось ехать в соседний город лично, прямо к главному менеджеру чтобы решить вопрос.
Невозможно никуда попасть без записи. Автомастерская, парикмахерская, банк, больница. Да что угодно. Это в России можно по пути на работу заскочить в сбер и, скажем, заказать карту. Но не тут.
Про здравоохранение вообще писать не хочу. За свои 1000$ в месяц я не могу просто попасть к врачу. Сначала нужно найти клинику которая принимает пациентов, и записаться на прием к терапевту. Это все происходит на вебсайтах, которые работают 50/50. И сто процентов это будет не сегодня и не завтра. Терапевт отправит к требуемому врачу, но там тоже нужно записаться, причем им нельзя позвонить, нужно ждать пока они сами тебе позвонят. Пройти УЗИ в день обращения невозможно. Ну и т.д. Я с теплотой вспоминаю родной провинциальный город в Сибири, где за цену чашки кофе можно в день обращения попасть к узкому специалисту и решить все свои проблемы.
Про зубы и глаза даже писать не буду.
"Нужно валить". Не знаю. Если ты не айтишник и не едешь на зарплату 10-15к, то то я бы крепко подумал.
|
</> |