КАК ЖИТЬ?
domestic_lynx — 16.07.2025
Рассказывают, что к Толстому в Ясную Поляну приходили ходоки с вопросом: «Лев Николаевич, как жить?». Сегодня вопрос «Как жить?» снова стоит в полный рост. Ему, в сущности, был посвящён «Форум будущего», организованный недавно Институтом Царьграда.
Главный вопрос – рождаемость. Мы можем сколько угодно гордиться русскими традиционными ценностями, но если не будет русского народа – носителя этих ценностей, то их будет просто некому передать, и они заглохнут за пару поколений.
Народ наш, если без политкорректных околичностей, - вымирает. Слабое утешение, что точно так же поступает всё белое и частью небелое начеление планеты. Коэффициент фертильности в России сегодня 1,4 ребёнка на женщину, в то время как хотя бы для замещения поколений нужно примерно 2,2. Главнейшая задача – это хотя бы остановить вымирание.
А раз вымираем, значит, живём мы неправильно, нездорово, убийственно. Потому что любое сообщество – человеческое или звериное – если оно живёт в благоприятной среде обитания, согласно своей природе - не вымирает, а множится. Эта простая мысль как-то забывается или забалтывается, но дело обстоит именно так.
Главная неправильность – это скученность в немногие городские агломерации с обезлюдиванием остальной территории. В агломерациях люди подсознательно ощущают тесноту, хроническую нехватку места, полное отсутствие какой бы то ни было связи с землёй, из которой, согласно библейскому тексту, все мы вышли и куда вернёмся. Всё это блокирует рождение потомства.
Когда-то мне приходилось часто бывать в Гонконге – городе небоскрёбов. Меня неизменно удивляло практическое отсутствие детей и детского ассортимента в тамошних огромных, богатейших магазинах. И вот на Форуме я услышала: установлена зависимость: больше этажей – меньше детей. А ещё раньше привелось мне прочесть, что скрупулёзные немцы, умеющие работать со статистикой, установили: в городе не живёт больше трёх поколений одной семьи. Что дальше? А ничего. Просто перестают у них рожаться дети, и нужно, чтобы в город пришли новые сельские жители.
30-этажные башни, натыканные окна в окна – это постоянный источник стресса и рассадник психических болезней. Не случайно, Сбер в своём прогнозе на 35-й год предсказывает рост на 40% рынка всякого рода успокоительных пилюль и психиатрической помощи. У жителей мегаполисов массово едет крыша. Например, недавно по телевизору рассказали, как обитательница элитного ЖК в Химках побила в лифте беременную соседку по подъезду за то, что та не там или не так стояла.
У итальянцев есть такое выражение, которое они употребляют, чтобы похвалить город, здание или ещё что-нибудь – «по мерке человека» (a misura d’uomo). Вся современная жизнь скроена не по мерке человека – и человек перестаёт воспроизводить себя в потомстве.
Поэтому нельзя не согласиться со многими выступавшими: хотим сохраниться – надо возвратить народ в небольшие, не высотные посёлки и города. Деньги, материнский капитал, всякие льготы – это хорошо, но одними ими дела не решишь. Народ надо возвращать на землю. Это трудно, невозможно? Не думаю, что невозможно. Небоскрёбы тоже весьма дороги, а маленькие дома можно строить из дешёвых материалов. Что подлинно дорого – это инфраструктура: отопление, освещение, переработка отходов. Но трудно – не значит невозможно. Многое становится возможным, когда речь – о выживании.
Индустриализация, о которой много говорят, должна происходить в таких поселениях, как, собственно, и было с начала времён: завод и посёлок при нём. В городе Гусь Хрустальный можно до сих пор видеть добротные кирпичные коттеджи, построенные владельцем Мальцовым для своих трудящихся. В искони индустриальной Туле, знаменитом городе оружейников, люди жили в домах с садами, в таком жила и моя бабушка. Кстати, во время Великой Отечественной войны Тула фактически была отрезана от «большой земли», но никакого голода не было: картошка своя, у всех куры, у многих и коровы. Мои мама и бабушка прожили это время в Туле и рассказывали, что разве что соли сильно не хватало, а так – были более-менее сыты. Помню, мама рассказывала, как носили траву и сено соседской корове ради стаканчика молока.
Менделеев, считавший себя более политэкономом, чем химиком, считал, что промышленность в России надо развивать в сельской местности, а не в городах: сельскохозяйственный год короткий, и надо дать селянам зимнюю занятость, чтобы те не были вынуждены идти «в отход».
Меж тем, план о пяти городских агломерациях живёт, здравствует и, похоже, представляет собой государственно одобренную точку зрения. На том же Форуме ораторы, выражающие точку зрения Московского правительства, наперебой хвалили самую идею агломераций и жизни в них. О том же самом говорится и в футурологическом прогнозе Сбера до 35-го года.
Эти идеи живут параллельно, не пересекаясь: хвала агломерациям и плач о вымирании народа. На Форуме то и другое можно было услышать в соседних аудиториях.
Агломерации - это смертельно опасная идея и большой подарок супостатам: на пять агломераций хватит пяти приличных ядерных зарядов. Это немыслимо? Многое казалось немыслимым даже пять лет назад, не говоря уж о пятидесяти… Не случайно, наверное, в Америке после Второй мировой войны и с появлением атомной бомбы стали строить коттеджные, а не многоэтажные поселения. Конечно, в их климате можно строить из толчёного мусора и фанеры, а у нас надо что-то пофундаментальнее, но идея у них была верная. Перспективная идея. Положившая начало бэби-буму. Нам бы так!
|
|
</> |
Как выбрать духи Nina Ricci
Борода на Руси
«О характере и обстоятельствах повреждения танка КВ № 4919 показываю
Филипп Паулуччи. Атрибуция портрета
Как создать интернет-магазин самому бесплатно?
Хоббидогинг: ваш невидимый друг
Выставка "Елизавета Кругликова и вокруг". Продолжение
Сергей Эйзенштейн в РОСИЗО
Юлиус дал мне миллион долларов: что с ним делать?

