Как жилось самым несчастным женщинам на Руси: Перестаки-вековухи


«Прокисшая невеста», девуниха, перестарка, седая макушка, домовуха, однокосая – какие только прозвища не придумывали на Руси старым девам. Одно обиднее другого. Причём приклеиться такие прозвища вполне могли уже к годам 20 – уж если до этого возраста не вышла девка замуж, с ней явно что-то не так. И соседи смотрят с подозрением, и женихи сторонятся, и даже сваха на чай не заходит. А уж если «стукнуло» 23 и всё ещё «в девках», шансы выйти замуж стремятся к нулю – так и останешься доживать век старой девой.
На Руси супружество считалось делом богоугодным, а полноценными людьми лишь те, кто обзавёлся семьей, а позже и родил детей. Вековух считали ущербными. И стоит сказать, явление это было не таким уж и редким. По статистике 1897 года в Ярославской губернии незамужними были 20% девушек в возрасте 20-29 лет, и 8% в возрасте 30-49 лет.
Старые девы – трагичные судьбы

Не вышла замуж до 20 - старая дева.
В родном селе они становились изгоями и многие женские радости были им недоступны. Их жалели и презирали, побаивались и сторонились. До конца своих дней на них оставалось позорное клеймо «непетого волосья». Это странное сегодня прозвище было неслучайно. Незамужняя женщина не просто лишалась женской доли, но и такого почётного атрибута замужней женщины как платок. Во время свадьбы подружки с прощальными жалобными песнями надевали невесте на голову. Вековухи были лишены такого обряда, а значит и платка у них не было – поэтому и «непетое волосьё».

Часто старые девы жили в семье брата.
И всё же самым уничижительным было другое прозвище - «седая макушка». Поскольку незамужние женщины не могли надеть платок, они были вынуждены день ото дня демонстрировать собственные волосы, в которые со временем прокрадывалась седина. И на улице часто можно было наблюдать картину, когда за старой девой бежит ребятня с криками: «Седая макушка идёт!»
Почему девушки оставались «старыми девами»

Отец с дочками на выданье.
Причины безбрачия были разными. Самыми распространёнными были
физическое недостатки: болезненность, глухота, уродство, хромота.
Дело не только в красоте. Жену брали в первую очередь для рождения
детей и работы по дому. В селах причиной безбрачия могла стать
порча – нарушение традиций брачных обычаев или обрядов при
рождении.
Ещё одна распространённая причина, по которой девушка не выходила
замуж – разборчивость невесты или её родителей. Пока семья выжидала
«лучшую партию» для старшей дочери, младшая вполне могла засидеться
в девках. Проблемой для замужества могло стать и то, что девушка
редко бывала в церкви, не ходила на посиделки, работала в
праздничные дни – нарушала общепринятые в то время нормы
поведения.

Перед свадьбой девушкам расплетали косу, а вековуха так и оставаласьс косой.
Важное значение играл и авторитет семьи. Если семья была на
плохом счету, у родителей были психические расстройства или
серьёзные болезни, шансы выйти замуж стремились к нулю. И даже
вымыслы о нарушении невинности или слухи о недостойном поведении
девушки могли стать препятствием для брака. Не на последнем месте
было и благосостояние семьи.
Справедливости ради стоит сказать, что порой сами девушки не хотели
уходить из родительского дома и оставались с родителями, с братом
или с овдовевшим отцом, помогая управляться с младшими детьми. Если
дочь оставалась в доме отца, она могла рассчитывать на вполне
достойное содержание.
Что запрещалось старым девам, а что было разрешено

Замужние женщины и молодые девушки не водили дружбу с вековухами.
В русской деревне были четко выделены 2 социальные группы – молодые незамужние девушки, которым позволялось «невеститься»-наряжаться и замужние женщины с их семейными хлопотами. Старые девы оказывались вне этих двух групп. Они не могли принимать участие в девичьих посиделках и примкнуть к замужним тоже не могли. И даже не общем гулянье присутствовать они не могли, а если и приходили, то совсем ненадолго. Дружбы с ними никто не водил. Молодые девушки считали, что вековуха отпугивает женихов, а замужним женщинам не о чем было говорить с теми, у кого нет ни мужа, ни детей.

На свадьбе голову девушки обязательно покрывали платком, а старым девам запрещалось его носить.
Старым девам было запрещена надевать головной убор и поневу –
только темная одежда без любых украшений. Если же вековуха
позволяла себе вольности в одежде, то её ждало словесное порицание,
а то могли даже сорвать с головы платок или бусы.
Для семьи такая женщина становилась обузой. Её нередко попрекали
куском хлеба и заставляли выполнять самую тяжелую и грязную работу.
А если речь шла о приоритетах в семейных проблемах, то вопрос
всегда решался в ущерб старой девы. После смерти родителей вековуха
могла рассчитывать только на материнские вещи, имущество отца, в
том числе дом и земля, им не полагалось. Как правило, незамужние
женщины уходили жить в дом брата. А многие и вовсе подавались «в
чужие люди» - в няни или смотрительницей за хозяйством.
Старым девам запрещали выполнять печь хлеб и принимать участие в
подготовке к свадьбе. А вот похороны без них не обходились – им
доверяли обмывать покойника. Они не могли подходить к роженицам, и
даже считалось, что могут навести порчу на скотину. Часто старых
дев считали ведьмами, и если на деревню сваливались беды, то
считали, что виноваты именно они. В некоторых деревнях и вовсе
вековухи должны были носить пояс из поповской ризы, который должен
был защитить от порчи и колдовства.
И хотя потеря невинности и рождение ребёнка вне брака в русской
деревне считалась позором, старые девы нередко рожали детишек, и
односельчане смотрели на них снисходительно. Воспитанием детей они
занимались сами в ожидании, когда же отец ребёнка решит жениться.
Народ часто становился на сторону старых дев по пословице: «Любил
кататься, люби и саночки возить».

Вернулась....
В случае же смерти старую деву выдавали замуж хотя бы символически. Ей подбирали «мужа» для жизни на том свете из числа умерших односельчан, а похороны вековухи нередко проходили как свадебное застолье.
А что с бобылями?
Справедливости ради стоит сказать, что и крестьянские парни,
которые не женились, оказывались ущемлёнными в своем правовом и
социальном положении. Если глубоко за 30 парень не женился, его
называли «малый» и за мужчину не считали, выражая обидные
подозрения в физическом уродстве. Холостяков считали
безнравственными людьми, которые никакой ценности для общества не
представляли.