Плавучая тюрьма "Ефимия" на фоне салуна "Аполло" ("Летописи Сан-Франциско", 1855 г.)
В европейской истории 1848 год
славен множеством революций. В Америке в этот год тоже произошло
событие революционное, обошедшееся, правда, без баррикад. В
Калифорнии было найдено золото.
Учитывая тогдашние скорости, весть об этом распространилась по миру
мгновенно. В Калифорнию хлынуло множество людей. Маленький сонный
поселок с испанским именем В«Йерба БуэнаВ», то есть В«хорошая
траваВ», вдруг превратился в город Сан-Франциско. Имя святого
Франциска Ассизского подарила городу и заливу находившаяся здесь
католическая миссия монахов францисканцев, потихоньку
цивилизовавшая окрестных индейцев.
Сан-Франциско волей-неволей стал В«прихожейВ» золотых приисков
Калифорнии. Новый город превратился в скопище палаток и шалашей, в
которых на некоторое время поселялись золотоискатели, перед тем как
отправиться на поиски счастья в горы Сьера-Невада. В«АргонавтовВ»
привозили сюда корабли со всего света.
Кстати, о кораблях. Запах золота так манил всех прибывавших
тогда в Калифорнию, что экипажи многих кораблей попросту сбегали в
золотоискатели вместе с пассажирами. И новых матросов капитаны не
могли набрать ни за какие деньги. Им ничего не оставалось, как
становиться на долгий прикол у причалов Сан-Франциско. К началу
1849 года в заливе образовалось крупнейшее В«кладбищеВ» кораблей.
Кораблей, абсолютно пригодных к плаванию, но В«мертвыхВ» из-за
отсутствия на них моряков. Этаких В«Летучих голландцевВ». Городской
порт стал напоминать Венецию, но каналы пролегли не между
мраморными дворцами, а между высокими сосновыми бортами океанских
парусников.
Среди массы народа, вдруг заполнившего улицы города, естественно,
было множество людей, мечтавших обогатиться работой более легкой,
чем изматывающий труд старателя. Воры, мошенники и грабители
переполнили недавно тихий городишко. Убийства и разбой среди белого
дня стали обычным явлением. Не мудрено, что в 1849 году городские
власти озаботились созданием в Сан-Франциско тюрьмы. Прежняя
кутузка, оставшаяся еще со времен, когда город назывался Йерба
Буэна, для этого явно не подходила.
Казалось бы, чего проще: снять для этой цели подходящее здание или
построить новое. Беда заключалась в том, что из-за золотой
лихорадки цены на жилье в городе стали совершенно заоблачными.
Денег же на строительство нового В«казенного домаВ», как всегда, не
было. Да и затянулось бы это строительство надолго. Рабочих рук в
городе не хватало. Все ушли на прииски.
Поэтому отцы города нашли необычное, а самое главное, дешевое
решение этой проблемы. Муниципалитет приобрел на В«кладбище
кораблейВ» бриг В«ЕфимияВ» (Euphemia) и превратил его в плавучую
тюрьму. Этот бриг водоизмещением в 167 тонн, построенный в Англии в
начале 1800-х годов, был довольно крупным судном. Его длина по
борту составляла около 30 метров. За будущую плавучую тюрьму мэрия
города заплатила 3500 долларов. Хозяином брига – совершенно
случайно – оказался член городского совета Уильям Дэвис.
В«ЕфимиюВ» поставили на якорь у главного причала городского порта.
Трюм разгородили под камеры, а на палубе разместились охранники. К
декабрю 1849 года переоборудование корабля в тюрьму было закончено.
На это понадобилось около тысячи долларов. Еще полтысячи долларов
стоил доставленный в январе 1850 года тюремный инвентарь. Итого,
новая тюрьма обошлась муниципалитету в 5400 долларов. Для
сравнения: постройка одноэтажного деревянного дома с черепичной
крышей в тогдашнем Сан-Франциско стоила около 15 тысяч долларов.
Действительно, экономия получалась существенной!
![]() |
Сухопутное применение двух парусников. Литография 19-го века |
Надо сказать, что идея использовать В«летучих голландцевВ»,
застрявших в заливе Сан-Франциско, для сухопутных целей уже была не
новой. Один из покинутых кораблей стали использовать в качестве
церкви. А прогуливаясь по Монтгомери-стрит, улице, проложенной
вдоль бывшего причала, жители города видели зрелище феерическое.
Над мостовой возвышались два корабельных носа. Славные парусники
В«АполлоВ» (Apollo) и В«НайэнтикВ» (Niantic) расстались с мачтами и
с парусами. На их палубу теперь можно было подняться прямо с улицы
по трапу. На первом корабле устроили магазин и салун, на втором –
отель. Вместительный трюм в обоих случаях, естественно,
использовался в качестве склада.
Как раз рядом с этими очагами торговли и культуры, неподалеку от
центрального причала, стала на якорь плавучая тюрьма. 1 февраля
1850 года она приняла на борт первых заключенных. На борту
В«ЕфимииВ» устроили также камеры предварительного заключения. Кроме
того, в трюмах корабля был оборудован первый в Калифорнии
официальный приют для душевнобольных.
Деньги на свое содержание заключенные добывали, трудясь днем на
берегу (как правило, в кандалах). Надо думать, что на эти работы
арестанты выходили охотно. На борту их запирали по 4-5 человек в
камеру размером меньше 1 кв. м. В жаркий калифорнийский полдень там
просто можно было свариться в собственном соку. Да, и уж если
говорить о собственном соке, то вонь в тюремных трюмах стояла
такая, что охранники по утрам соглашались спускаться вниз только
после хорошего проветривания.
К счастью, плавучая тюрьма просуществовала недолго. В начале 1851
года проблему В«ничейныхВ» кораблей, заполнивших залив
Сан-Франциско, решили радикально: их затопили. Конечно,
предварительно со всех судов сняли все, что представляло собой
мало-мальскую ценность. Затопленные корабли завалили горной породой
и на этой дамбе построили новый деловой район города.
Именно в этом новом районе, на Бэттери-стрит, основал свой
галантерейный магазин Ливай Страусс (Levi Strauss)
(1829–1902). Он прибыл на Западное побережье из Нью-Йорка в
1853 году. Среди прочих товаров в своем магазине Л. Страусс начал
продавать рабочие брюки для золотоискателей, мгновенно ставшие
хитом продаж. Легенда говорит, что первые такие брюки Ливай Страусс
сшил из парусины, снятой с затопленных в бухте кораблей. Через
несколько лет на Бэттери-стрит обосновалась штаб-квартира компании
В«Levi Strauss & CoВ», развернувшей производство и сбыт знаменитых
джинсов.
В январе 1921 года совсем неподалеку от этого здания, на углу
Бэттери-стрит и Сакраменто-стрит, начали строить Федеральный
резервный банк. В котловане на глубине около 10 метров строители
обнаружили полусгнивший остов корабля. Историки установили, что это
– остов плавучей тюрьмы В«ЕфимияВ». В десятке метров от него
нашли еще один затопленный в 1851 году корабль. Это был
В«АполлонВ», прославившийся в свое время, как салун с тем же
названием.