Как искусство делало революцию

топ 100 блогов mari_batinak07.11.2018 Как искусство делало революцию

Случившаяся ровно 101 год назад октябрьская революция влияла не только на жизнь в стране в целом, но также и на искусство, которое, в свою очередь, влияло на революцию. Многие художники в то время верили, что искусство способно менять мир, и старались вносить свою лепту в перекраивание действительности.

Особенно революция повлияла в те годы на кино. Кинопроизводство после октябрьского переворота национализировали, и это коренным образом изменило его судьбу в России. Его стали использовать в целях пропаганды. Большое место занимали так называемые агитфильмы, которые, подобно плакатам той поры, старались доходчиво разъяснить широким массам лозунги партии. Сейчас уже эти фильмы никто не помнит, однако именно в них тогдашние режиссёры отрабатывали приёмы воздействия на зрителей. Лучшие агитфильмы отличались лаконичностью и острой публицистичностью.

Одним из первых выдающихся советских режиссёров стал Сергей Эйзенштейн. Созданный им в 1925 году «Броненосец Потёмкин» оказался большим событием в мировой культуре. В основу фильма лёг исторический факт – восстание матросов на царском броненосце, которое произошло летом 1905 года. Об этих достоверных событиях режиссёру удалось рассказать так, что они предстали перед зрителем как обобщённый образ революции, а из-за своей мощной агитационной силы картина была даже запрещена к показу во многих странах Запада.

Как искусство делало революцию
Плакат фильма "Броненосец Потёмкин"

Потом, поверив во всесилие кинематографа, Сергей Михайлович выдвигает теорию «интеллектуального монтажа», согласно которой монтажными средствами можно выражать на экране отвлечённые понятия и идеи. В последующих фильмах режиссёра «Октябрь» и «Старое и новое» эта теория частично находила свою реализацию, однако эти творчески смелые картины не имели успеха «Броненосца Потёмкина».

На литературу революция 1917 года тоже повлияла. В самостоятельное литературно-философское течение превратился в начале XX века символизм, который стал активно влиять на культурно-духовную жизнь России того времени.

К октябрьской революции поэты-символисты относились по-разному. Многие эмигрировали после октября 1917 года, другие же, как, например, Блок и Брюсов, восприняли революцию как реализацию своей мечты о смене форм культуры и быта. Последняя яркая вспышка активности русских символистов была связана именно с днями октябрьской революции. Поэты той поры стремились соединить символизм и революцию, а вершиной их поисков стала поэма Блока «Двенадцать», которая позднее легла уже у истоков советской поэзии.

Однако сильнее всего в годы революции в России проявил себя авангардизм. В русской поэзии он был представлен творчеством футуристов.

Футуристы стремились создать искусство будущего, декларировали отрицание традиционной культуры и культивировали урбанизм – эстетику машинной индустриализации и большого города. Для этого они разрушали естественный в поэзии язык и переплетали документальный материал с фантастикой. Примером могут послужить их бунтарские «зауми».

Стараясь вынести искусство на улицу, в толпу, футуристы протестовали против буржуазных стереотипов, отражали психологию городских низов и анархический бунт тогдашнего люмпен-пролетариата. Отсюда была их огрубленная лексика «человека улицы» и демонстративное соединение высокого и низкого городского бытия. Октябрьскую революцию большинство футуристов приветствовали как шаг к новому будущему, к которому они же сами и стремились.

Самым известным поэтом-футуристом той поры сейчас является Владимир Маяковский.

Как искусство делало революцию

Для изобразительного искусства революция также была бурным и продуктивным периодом. В то время возникло множество художественных объединений со своими манифестами, художники находились в творческом поиске.

Одним из таких объединений была АХРР – ассоциация художников революционной России, основанная в 1922 году. В её состав входили бывшие художники-передвижники. Как и в XIX веке, в революционные годы они устраивали тематические выставки на темы «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии» и т. д.

Как искусство делало революцию
"Трубачи Первой Конной". Хотя эта картина Митрофана Грекова и была написана в 1934 году, уже после роспуска объединения АХРР, однако вполне отражает его идеологические устремления.

Менее консервативных с точки зрения живописи взглядов придерживались ОСТ – общество художников-станковистов. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, однако ориентировались не на реализм, как АХРР, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт.

Как искусство делало революцию
"Даёшь тяжёлую индустрию!" Картина художника Ю. Пименова - одного из участников ОСТ.

Авангардные направления в живописи в то время тоже развивались. Так, например, знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича появился именно в эти годы. Эта картина была таким своеобразным живописным манифестом супрематизма – направления в авангардистском искусстве, созданного самим же Малевичем.

Как искусство делало революцию
"Чёрный квадрат" Малевича

Авангардизм в начале XX века получил своё бурное развитие почти во всех видах искусства. Основной его чертой было программное и выраженное в полемически-боевой форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как и окружающим социальным стереотипам в целом. Заимствованное из военной лексики название направления подчёркивало роль авангардистов как первооткрывателей и борцов с устоявшейся веками художественной системой.

Борьба мировоззренческих позиций происходила и внутри самого авангардизма. Так, если одни художники декларировали создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, то другие, наоборот, стремились к передаче настроений социального протеста и революционного содержания, и искали для этого принципиально новые выразительные средства. Кроме того, противоречивая природа авангардизма обозначалась также и в тяготении одних его направлений к формализму, а других, наоборот – к отрицанию эстетической сути искусства и утилитаризму. Так, если для первых были характерны такие тенденции, как победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, бессюжетность и акцентация композиционной структуры в живописи и атональность и какафония в музыке, то вторые стремились к слиянию искусства с производством, бытом и политической публицистикой. Однако во всех случаях авангардисты искали новые и необычные выразительные средства для своих произведений, а также способы взаимоотношения художника с жизнью.

Авангард как художественное направление был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, а также на эстетическую революцию, которая бы разрушила духовную косность существующего общества. Художественно-утопические стратегии авангардистов были решительные и анархически-бунтарские.

Авангардисты начала XX века понимали искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придавал особую масштабность надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства. Приверженцы авангардных направлений в России выступали против буржуазной культуры, которую воспринимали как косную и застойную.

В дальнейшем в советском союзе авангардизм, как и другие подобные ему направления революционного искусства, оказался под запретом. Однако и в последующие советские годы он боролся против рутины «ангажированного» искусства и его регламентированности. Но это уже была совсем другая история…

Источники.

1. С. В. Филимонова. История мировой художественной культоры.

2. Ю. Борев. Эстетика.

3. Википедия.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все любят путешествовать, ну или почти все. Вот только не говорите, что в своей жизни вы ни где не были. Путешествие - это не только поездки в другой город или другую страну. Ведь можно взять рюкзак, палатку, сесть на велосипед и оправить в лес или к ...
Ну вот и подходит к концу осень. Осталось у нас каких-то 1.30. Чуть больше, но пока допишу пост как раз и будет столько. Вот сейчас на часах 22.22. Красивое время. Было, минутки уже дальше побежали. А с ними улетает и осень. Как-то быстро она пролетела в этот раз. Я даже не успела ее ...
Энди Вачовски, режиссер кинотрилогии «Матрица», рассказал, что сменил пол вслед за братом Ларри, который в 2012 официально стал называть себя женщиной и взял имя Лана. Об этом говорится в колонке режиссера в газете Windy City Times. «Шокирующая новость о смене пола – братья Вачовски теперь ...
Когда разведчик внедряется в стан врага, ему создают легенду, т.е. вымышленную историю его жизни. Органы контрразведки, конечно, проверяют эту историю, но если легенда добротная, то разведчик спокойно делает своё дело   на благо пославшей его ...
Сначала сели мы провожать старый 2023-ий год. Дамы разошлись и надарили мне умопомрачительных подарков. Среди них невероятно шикарный американский кожаный портфель. С таким портфелем нужно быть академиком, как минимум. Да ещё и книжки хорошие мне подарили. Ну, и я отчасти заслуживаю ...