Как искусство делало революцию
mari_batinak — 07.11.2018Случившаяся ровно 101 год назад октябрьская революция влияла не только на жизнь в стране в целом, но также и на искусство, которое, в свою очередь, влияло на революцию. Многие художники в то время верили, что искусство способно менять мир, и старались вносить свою лепту в перекраивание действительности.
Особенно революция повлияла в те годы на кино. Кинопроизводство после октябрьского переворота национализировали, и это коренным образом изменило его судьбу в России. Его стали использовать в целях пропаганды. Большое место занимали так называемые агитфильмы, которые, подобно плакатам той поры, старались доходчиво разъяснить широким массам лозунги партии. Сейчас уже эти фильмы никто не помнит, однако именно в них тогдашние режиссёры отрабатывали приёмы воздействия на зрителей. Лучшие агитфильмы отличались лаконичностью и острой публицистичностью.
Одним из первых выдающихся советских режиссёров стал Сергей Эйзенштейн. Созданный им в 1925 году «Броненосец Потёмкин» оказался большим событием в мировой культуре. В основу фильма лёг исторический факт – восстание матросов на царском броненосце, которое произошло летом 1905 года. Об этих достоверных событиях режиссёру удалось рассказать так, что они предстали перед зрителем как обобщённый образ революции, а из-за своей мощной агитационной силы картина была даже запрещена к показу во многих странах Запада.
Плакат фильма "Броненосец Потёмкин"
Потом, поверив во всесилие кинематографа, Сергей Михайлович выдвигает теорию «интеллектуального монтажа», согласно которой монтажными средствами можно выражать на экране отвлечённые понятия и идеи. В последующих фильмах режиссёра «Октябрь» и «Старое и новое» эта теория частично находила свою реализацию, однако эти творчески смелые картины не имели успеха «Броненосца Потёмкина».
На литературу революция 1917 года тоже повлияла. В самостоятельное литературно-философское течение превратился в начале XX века символизм, который стал активно влиять на культурно-духовную жизнь России того времени.
К октябрьской революции поэты-символисты относились по-разному. Многие эмигрировали после октября 1917 года, другие же, как, например, Блок и Брюсов, восприняли революцию как реализацию своей мечты о смене форм культуры и быта. Последняя яркая вспышка активности русских символистов была связана именно с днями октябрьской революции. Поэты той поры стремились соединить символизм и революцию, а вершиной их поисков стала поэма Блока «Двенадцать», которая позднее легла уже у истоков советской поэзии.
Однако сильнее всего в годы революции в России проявил себя авангардизм. В русской поэзии он был представлен творчеством футуристов.
Футуристы стремились создать искусство будущего, декларировали отрицание традиционной культуры и культивировали урбанизм – эстетику машинной индустриализации и большого города. Для этого они разрушали естественный в поэзии язык и переплетали документальный материал с фантастикой. Примером могут послужить их бунтарские «зауми».
Стараясь вынести искусство на улицу, в толпу, футуристы протестовали против буржуазных стереотипов, отражали психологию городских низов и анархический бунт тогдашнего люмпен-пролетариата. Отсюда была их огрубленная лексика «человека улицы» и демонстративное соединение высокого и низкого городского бытия. Октябрьскую революцию большинство футуристов приветствовали как шаг к новому будущему, к которому они же сами и стремились.
Самым известным поэтом-футуристом той поры сейчас является Владимир Маяковский.
Для изобразительного искусства революция также была бурным и продуктивным периодом. В то время возникло множество художественных объединений со своими манифестами, художники находились в творческом поиске.
Одним из таких объединений была АХРР – ассоциация художников революционной России, основанная в 1922 году. В её состав входили бывшие художники-передвижники. Как и в XIX веке, в революционные годы они устраивали тематические выставки на темы «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии» и т. д.
"Трубачи Первой Конной". Хотя эта картина Митрофана Грекова и была написана в 1934 году, уже после роспуска объединения АХРР, однако вполне отражает его идеологические устремления.
Менее консервативных с точки зрения живописи взглядов придерживались ОСТ – общество художников-станковистов. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, однако ориентировались не на реализм, как АХРР, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт.
"Даёшь тяжёлую индустрию!" Картина художника Ю. Пименова - одного из участников ОСТ.
Авангардные направления в живописи в то время тоже развивались. Так, например, знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича появился именно в эти годы. Эта картина была таким своеобразным живописным манифестом супрематизма – направления в авангардистском искусстве, созданного самим же Малевичем.
"Чёрный квадрат" Малевича
Авангардизм в начале XX века получил своё бурное развитие почти во всех видах искусства. Основной его чертой было программное и выраженное в полемически-боевой форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как и окружающим социальным стереотипам в целом. Заимствованное из военной лексики название направления подчёркивало роль авангардистов как первооткрывателей и борцов с устоявшейся веками художественной системой.
Борьба мировоззренческих позиций происходила и внутри самого авангардизма. Так, если одни художники декларировали создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, то другие, наоборот, стремились к передаче настроений социального протеста и революционного содержания, и искали для этого принципиально новые выразительные средства. Кроме того, противоречивая природа авангардизма обозначалась также и в тяготении одних его направлений к формализму, а других, наоборот – к отрицанию эстетической сути искусства и утилитаризму. Так, если для первых были характерны такие тенденции, как победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, бессюжетность и акцентация композиционной структуры в живописи и атональность и какафония в музыке, то вторые стремились к слиянию искусства с производством, бытом и политической публицистикой. Однако во всех случаях авангардисты искали новые и необычные выразительные средства для своих произведений, а также способы взаимоотношения художника с жизнью.
Авангард как художественное направление был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, а также на эстетическую революцию, которая бы разрушила духовную косность существующего общества. Художественно-утопические стратегии авангардистов были решительные и анархически-бунтарские.
Авангардисты начала XX века понимали искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придавал особую масштабность надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства. Приверженцы авангардных направлений в России выступали против буржуазной культуры, которую воспринимали как косную и застойную.
В дальнейшем в советском союзе авангардизм, как и другие подобные ему направления революционного искусства, оказался под запретом. Однако и в последующие советские годы он боролся против рутины «ангажированного» искусства и его регламентированности. Но это уже была совсем другая история…
Источники.
1. С. В. Филимонова. История мировой художественной культоры.
2. Ю. Борев. Эстетика.
3. Википедия.
|
</> |