Вольсовские вокзалы. Часть 2, от Кордона до Перми
dmitry-sasin — 27.10.2024 Граница между Свердловской областью и Пермским краем сейчас проходит между станциями Шамары и Кордон. О свердловской части железной дороги Пермь - Екатеринбург я рассказал, теперь очередь за пермской. Но рассказ будет не о железной дороге вообще, а о вокзалах, которые были построены одновременно с железной дорогой. На всём участке вокзалы строились по типовым проектам, разработанным архитектором Феофаном Евтихиевичем Вольсовым. Вокзалы были построены одинаковыми и окрашены одинаково, но как по разному сложилась их судьба! Нумерация вокзалов продолжена сквозная с прошлого поста.Кордон (№ 15) - станция IV класса «деревянная на каменном фундаменте с буфетом»
2.
3. Водонапорные башни тоже строились по типовому проекту и сейчас так же, как и вокзалы не похожи одна на другую.
4. Лёк (№ 16)
5. Тулумбасы (№ 17) - станция IV класса «деревянная на каменном фундаменте без буфета». Фото klyaksina
6. Водонапорная башня (фото klyaksina)
7. Шумково (№ 18)- станция IV класса «деревянная на каменном фундаменте без буфета». Здесь получилось побывать лично.
8. Таким красивым он был.
9. Само здание вокзала изуродлвано, зато здесь удалось попасть в зал ожидания. Подробнее про Шумково написано здесь.
10. От водонапорной башни осталась только нижняя часть.
11. Кишерть (№ 19) - станция IV класса «деревянная на каменном фундаменте без буфета». Вокзал дошёл до нас практически без потерь. Зал ожидания используется службами железной дороги, посторонним туда не попасть.
12. Станция построена при селе Усть-Кишерть, районном центре. Сюда тоже удалось заехать.
13.
14. И водонапорная башня здесь тоже в хорошем состоянии.
15. Кунгур (№ 20) - станция III класса каменная с большим буфетом. Здесь я побывал дважды и написал отдельный пост про станцию.
16.
17. Станция расположена очень неудобно - на дальней окраине города. причина в том, что в то время городские власти не оценили значения станции для города и выделили отдалённый участок под строительство. Рассказы про сам Кунгур здесь.
18. Один из залов ожидания.
19.
20. Ергач (№ 21) - станция IV класса «деревянная на каменном фундаменте без буфета». Снимал из окна электрички. Здесь на моих глазах происходило чудо - зданию возвращали оригинальную раскраску. Прямо вот радость-радость.
21. Ещё бы сайдинг убрали с водонапорки.
22. Кукуштан (№ 22) - станция IV класса «деревянная на каменном фундаменте с буфетом»
23.
24. Юг (№ 23). непосредственно к станции примыкает село Бершеть, а посёлок Юг, в честь которого станция получила название, находится в 12 км от неё. Вокзал находится на другой стороне жд от села, попасть к нему целая проблема из-за стоящих на путях составах.
25.
26. Мулянка (№ 24) - станция IV класса «деревянная на каменном фундаменте без буфета»
27. Такой он был в оригинале. И когда-то очень давно я там бывал. Сама Мулянка возникла как посёлок при станции.
28. Вокзал загорелся в феврале 2019-го года. Как писали в СМИ, через 13 минут его потушили, участвовали в тушении пожара 44 человека и 16 единиц техники (откуда за 13 минут могло столько приехать?)
29. Водонапорная башня.
Клестовский (№ 25) . На разъезде Клестовский был построен деревянный вокзал, точно помню, что он был. Вокзал был с печкой, из-за неё и сгорел. Ни одной фотографии я не нашёл.
30. Бахаревка. (№ 26) Здесь основные здания сохранились, но утрачена первоначальная расцветка.
31.
32. На Бахаревке вокзал не самый красивый из перечисленных выше, зато здесь лучше всего сохранился весь комплекс зданий и сооружений, построенных в то время.
33. Но и здесь не обошлось без потерь. Утрачены два боковых крыла вокзала. Они были открытыми и не отапливались. Видимо дерево просто не выдержало испытания погодой и временем.
34. Весь комплекс признан объектом архитектурного и исторического наследия, что позволяет надеяться на его дальнейшее сохранение.
35.
36. Водонапорная башня.
37. Пермь II (№ 27). Так здание вокзала выглядит после реконструкции, закончившейся в 1963-м году.
38. На момент строительства станция называлась Заимка. Особенность вокзала заключается в том. что он зажат между путями Главного направления (Транссиба) и Горнозаводского.
39. Но первый вокзал был построен на станции Заимки ещё в 1874-м году при строительстве Уральской горнозаводской железной дороги. На тот момент это была малозначимая станция, а главный городской вокзал был в центре города, ныне это Пермь I.
40. со стороны путей Главного направления (Транссиба).
41. Вид со стороны путей Горнозаводского направления.
42. Зал ожидания.
43. Сейчас ведутся проектно-изыскательские работы по реконструкции здания вокзала с расширением за счёт пристройки, возвращающей нас к первоначальному облику. Сюда же перенесут главный городской автовокзал.
Ну что же, поживём - увидим.
Итак, подведём итоги: я насчитал 27 вокзалов.
4 вокзала каменных: в Екатеринбурге и Перми перестроены, Шале, Кунгуре сохранились.
23 вокзала деревянных:
Перестроены в разной степени
1.Хрустальная
2.Кузино
3.Вогулка
4.Шамары
5.Шумково
6.Кукуштан
Утрачены
1.Ревда
2.Подволошная
3.Бизь
4.Мулянка
5.Клестовский
Сохранились в разной степени
1.Билимбай
2.Бойцы
3.Коуровка
4.Сабик
5.Сарга
6.Кордон
7.Лёк
8.Тулумбасы
9.Кишерть
10.Ергач
11.Юг
12.Бахаревка
|
</> |