как и обещал
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В начале года по Cети гуляла необычная карта мира: государства на ней были обозначены цветами и символикой тех автомобильных брендов, которые в этих странах чаще всего ищут в интернете. Автомобильный «гуглоатлас» не удивил нас, а заставил улыбнуться: большинство народов Европы, как правило, ищет Volkswagen или BMW, однако французы — Renault, итальянцы — Fiat, шведы — Volvo.
В Америке и в Китае бренд номер один — Toyota, но это ладно, а вот победа Mini в Йемене, Непале и Лаосе — парадокс. И еще: самый востребованный бренд Республики Нигер — Bugatti! Может, объяснение в том, что доступ к интернету имеет только президент этой страны?
В Белоруссии, если верить этому «атласу», больше всего гуглят Volkswagen, в Казахстане — Тойоту, а в России — Hyundai. И это вроде бы логично.
Словом, любопытная карта.
Появилась она и на сайте Авторевю, но теперь уже хвастаться здесь совершенно нечем. Быстро выяснилось, что авторы исследования из Великобритании, во-первых, принимали в расчет только запросы поисковика Google, а во-вторых, даже это сделали довольно халтурно. Так что из хорошего в этой истории только то, что без такого начала не было бы удивительного продолжения.
Через несколько дней в редакцию стали приходить письма от компании Toyota. В них были ссылки на отчеты Google-аналитики c массой цифр и графиков, но смысл сводился к одному: в России Тойоту гуглят больше, чем Hyundai. Зная о «дружбе» японцев с корейцами, мы разослали собственные запросы в Google и Яндекс и приготовились к самому занудному статистическому репортажу на свете, однако, когда получили цифры, поняли: черт с ней, с этой картой!
Давайте сразу о самом неважном. В соревновании по «автогуглу» нельзя назвать абсолютного чемпиона России. Тот же Google запросы по массовым маркам считает отдельно, запросы по премиум-брендам тоже, но Ладу не учитывает ни там ни там! Мы попросили Google свести все бренды (в том числе Ладу) вместе и получили официальный отчет, который утверждает, что в первой четверке 2016 года друг за другом идут Toyota, Hyundai, Лада и Mercedes-Benz. Однако «ручной» инструментарий счетчиков на сайте Google Trends говорит обратное: Лада все-таки популярнее, чем Hyundai, а BMW гуглят чаще, чем Mercedes.
Но есть еще Яндекс, которому принадлежит портал Auto.ru, и оттуда сообщили, что среди брендов чаще всего пользователи ищут не Ладу, не Тойоту, а Ford — точнее, Ford Focus с пробегом.
Впрочем, спор о том, у кого больше поисковых запросов, важен примерно как число лайков: покупатель из салона не уедет ни на том ни на этом. Другое дело — масштабы, в которых рунет ищет и потребляет информацию о машинах. Тут не нужно стесняться: у нас с вами автомобильная интернет-супердержава!
Если верить статистике Яндекса, то количество поисковых запросов по автомобильной тематике в прошлом году колебалось от 30 до 55 миллионов в месяц. То есть полмиллиарда в год. Правда, намерение что-то купить содержал лишь каждый пятый запрос. Во всех остальных случаях цель — почитать про новые автомобили, про ПДД, про аварии, ремонт, штрафы, мигалки, дороги, бензин, шины, запчасти...
И посмотреть.
Вы могли себе представить, что русский автомобильный YouTube — это явление планетарного масштаба? Конечно, и так понятно, что видеоблоги, обзоры и трансляции в Сети вот-вот расправятся с обычным телеком даже в его коронных дисциплинах, но разве кто-то предполагал, что размер русскоязычного раздела «автомобили и транспорт» уже сейчас перерос все мыслимые границы?
Больше нас про машины на «трубе» смотрят только в США. Но там уровень автомобилизации выше в четыре раза, авторынок больше в четырнадцать раз, а по количеству просмотров мы, россияне, отстаем лишь вдвое: десять миллиардов за год против 20 в Америке. За спиной Бразилия, Индия, Япония и Южная Корея. Германия — она вчетверо мельче нас. Наверное, где-то рядом мог быть Китай, но там YouTube запрещен.
Двадцать миллиардов просмотров — это один сеанс каждые три дня, причем абсолютно для всех жителей, включая стариков и младенцев. За 2016 год российские зрители «трубы» насмотрели автомобильное видео общей продолжительностью 14 тысяч лет!
Российский автомобильный YouTube громаден, и почти все европейские страны на нашем фоне выглядят карликами: в Германии за год набралось примерно 2,6 млрд просмотров, в Великобритании — 2,4 млрд, в Италии — 1,6, во Франции — 1,1, в Испании — 1,0. И еще один интересный факт: 91% из наших 10 млрд просмотров на «трубе» собрали неангажированные, то есть нефирменные, авторские ролики
Если кажется, что это случайность, то вот еще парочка любопытных фактов. Самый крупный в мире автомобильный сайт, по оценке сервиса similarweb.com, — это российский drom.ru. Самая крупная на свете автомобильная соцсеть — drive2.ru.
Иными словами, это мы, мы больше всех на планете смотрим про машины, читаем про машины, пишем, постим, спорим и лайкаем. Но не покупаем. И не ездим.
По объему продаж новых автомобилей мы скатились на 13-е место в мире. А средний уровень обеспеченности личным транспортом в 2016 году по России — 285 автомобилей на тысячу жителей. Это место в конце пятого десятка глобального рейтинга, уровень Ливии, Суринама и Черногории. В США — 797 машин на тысячу жителей, в Германии — 592, в Польше — 537.
Может, мы фоксьюмеры? Напомню, фоксьюмеризм — это явление ложного потребительства, то есть тяга к шопингу и наслаждение процессом выбора, обсуждения, примерки, но — без совершения самой покупки. Однако в нашем случае дело, возможно, имеет немного другую природу.
Согласно исследованию Яндекса, к концу 2015 года популярность автомобильного контента выросла в российском интернете настолько, что информацию на тему «авто» там искали уже чаще, чем порно. Во всяком случае, со стационарных компьютеров, хотя и с планшетов запрашивали примерно поровну.
Вот вы хихикаете, а все та же Яндекс-статистика показывает, что поиск по теме «авто» прочно вошел в набор таких общечеловеческих запросов, как кино, красота и здоровье, игры, дети, школа и дом. Заметьте, в этом хит-параде отсутствуют «отношения», «любовь», «хобби», «спорт» или «музыка». Потому что национальный личный досуг в интернете — это кино, игры и порно. И авто становится даже популярнее последнего. В каком-то смысле автомобили — это и есть наше национальное порно. Смотрим, читаем, сравниваем, завидуем, комментируем. С регулярностью раз в три дня.
Тут ведь два варианта: либо с машинами у нас в стране все настолько хорошо, либо с интересом друг к другу настолько плохо. Разнообразные секс-рейтинги вроде бы говорят, что россияне в этом плане уверенно идут в группе середняков, иногда даже подбираются к лидерам, но ничего выдающегося не демонстрируют. А по идее должны. Ведь автомобиль часто рассматривают еще и как афродизиак или как проекцию либидо его владельца — это лакомая тема для психоаналитиков. Такой зашкаливающий уровень энергетики, страсти к машинам просто не может взяться из ниоткуда или раствориться в никуда.
И вот на этот счет у меня есть забавная гипотеза. Давайте наложим график изменения автомобилизации в России на график рождаемости!
Вы, наверное, сейчас скажете: доброе утро, приятель, чего ж тут нового — беби-бум, а потом и сексуальную революцию в Америку привезли как раз седаны с широкими диванами. Да, но в России все происходило иначе.
Самые мощные скачки в «поголовье» автомобильного парка наша страна встречала своими самыми глубокими демографическими ямами. Первые автозаводы у нас запускали в бесчеловечные тридцатые. Эпохе Москвича-412 и первых Жигулей сопутствовал драматический провал рождаемости в 60—70-х. Наконец, время распада Союза и нищета 90-х ознаменовались и демографическим кризисом, и массовым нашествием иномарок в Россию.
Можно возразить, что у каждого демографического явления все-таки есть объективные социально-экономические причины. И это правда. В начале 30-х это был Великий перелом, индустриализация и голод, в 60-х на рост автопроизводства наложилась пора, когда собственных детей начали заводить немногочисленные «дети войны», в 90-х разруха и обнищание происходили вместе с падением железного занавеса.
Однако можно взглянуть и по-другому: всякий раз, когда согражданам было не до продолжения человеческого рода, автомобили оказывались рядом, чтобы принять на себя нерастраченную любовь, страсть и заботу. Или наоборот, когда в стране вдруг становилось больше машин, именно они перетягивали на себя внимание, подменяя автолюбителям реальные романтические отношения.
Быструю езду русские уважали и триста лет назад, поэтому в автомобиль влюбились еще до того, как воочию увидели его на дорогах. В 1927 году на весь Союз насчитывалось только 18 тысяч машин, но первый выпуск журнала «За Рулем» в 1928-м вышел тиражом 25 тысяч экземпляров. А когда в 1932 году запускали ГАЗ, тираж был уже 72 тысячи! Даже в Москве по мостовым еще гремели подводы, а на страницах кипели дискуссии о том, какой тип автомобиля нужен стране, какой у него должен быть привод и сможет ли вообще русский мужик управлять персональным экипажем.
Запуск ВАЗа в 1970 году пришелся на абсолютный минимум послевоенной и доперестроечной рождаемости в Союзе. Жигули не спасли ситуацию по американскому сценарию: вместо детей тогда появлялись анекдоты про мужей, которые ночуют под своими машинами. Зато уровень автомобилизации за следующие десять лет вырос в пять раз.
И то же самое в 90-е годы, когда любой мужик мечтал в первую очередь о «японке», «немке» или «американке».
Есть еще один интересный пример — малообъяснимый парадокс 2005 года. Тогда при высоких ценах на нефть и в условиях относительной стабильности в России внезапно захромала рождаемость — и восстановилась только к 2009-му. Но все встает на свои места, если вспомнить, что именно в 2005 году на российском рынке начался бум новых автомобилей: продажи тогда росли на 25—40% в год. Россия хотела машины — и на детей не отвлекалась.
И вот 2017 год. Новые автомобили продаются плохо, новые дети появляются редко (с 2016-го у нас очередной демографический застой). А это значит, что вновь скопился огромный нереализованный запас энергии, коллективное и бессознательное либидо, которое уже прорвалось в автомобильный интернет, на каналы YouTube и, может быть, прорвется куда-то еще.
Мы страстно гуглим, увлеченно смотрим, жарко спорим, сладко мечтаем. Это нас увлекает. И отвлекает. Да, про машины, но ведь это редкая сфера, где еще жива свобода — формата, мнения и слова. Это новый самиздат с поправкой на время, ценности и нравы. Это новая формула любви: машина, девушка, семья, — причем именно в такой последовательности. И новая гражданская платформа, ведь именно автомобилисты смогли переубедить правительство и «упростить» систему ЭРА-ГЛОНАСС.
А в нынешнем масштабе это уже почти новая национальная идея. Простая и мощная. Русские не хотят ни войны, ни мира, ни любви, ни справедливости. Русские хотят автомобиль. И не могут себе его позволить.
К чему это приведет? По логике вещей, к новому автомобильному буму, который случится, как только упадут цены и подрастут доходы. И может быть, к новой демографической яме. Хотя не исключено, и к чему-то другому, — особенно если распознать и вовремя направить эту стихийную страсть на что-то конструктивное, сделав наконец Россию автомобильной державой не только в интернете. Как? Надо погуглить.
|
</> |