Как художник-бунтарь — Карл Лемох, стал академиком и учителем царских детей
volynko — 19.06.202419 июня 1841 года родился Кирилл
Викентьевич Лемох, русский жанровый живописец, участник
«бунта четырнадцати» академистов, академик и действительный член
Императорской Академии художеств.
Был одним из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и
Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
1863 год можно определить знаковым для будущего развития изобразительного искусства в России. Все началось с «Бунта четырнадцати». Четырнадцать студентов исторического класса предпочли реалистический стиль классическому, пропагандируемому направлению Академии и покинули стены учреждения. Одним из этих художников был Карл Лемох.
И бунтарь, и академик
Кирилл Викентьевич Лемох, также известный как Карл Лемох - был — как сейчас принято говорить — этнический немец и прославился как русский жанровый живописец. В 1858 году поступил в Императорскую Академию художеств, где изучал историю живописи у Петра Васина и Алексея Маркова.
В числе других 14 академистов, демонстративно отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, Лемох в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника 2-й степени.
Покинув Академию, он вступает в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И.Н. Крамским. В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» Лемох получает звание классного художника 1-й степени. Жил преимущественно в Петербурге, зарабатывая частными уроками рисования в аристократических семьях.
Лето живописец проводил в подмосковном селе Ховрино, где построил себе художественную мастерскую. Жители Ховрина нарисованы на многих картинах Лемоха, изображавших русскую крестьянскую жизнь.
Дети стали центральной темой в творчестве Лемоха. Они пишет их даже тот момент, когда они только появляются на свет. Такова и картина «Новое знакомство». В этой крестьянской семье произошло радостное событие - появился малыш.
Интерьер соответствует обычной крестьянской избушке XIX века (самодельная мебель, льняные покрывала, крестьянская одежда). Благодаря картине современный зритель видит, как разнообразно использовался лен, льняной холст в крестьянском быту. Лен для простых людей значил не меньше, чем хлеб. Он и одевал, и украшал, и был частью жилища, и лечил, и защищал от напастей.
Художник, получивший при дворе православное имя Кирилл, принимает приглашение давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III, в т.ч. и его старшему сыну, впоследствии ставшему последним императором России Николаем II.
Однако наиболее талантливой ученицей Лемоха стала младшая сестра Николая – Великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь.
Кстати, по воспоминаниям современников, Лемох был единственным, к кому Александр III обращался во дворце на «Вы». Карла Лемоха называли бесконечно честным, деликатнейшим и добродушным человеком. Если до ушей художника доходили неприятные слухи или сплетни, что-либо дурное о ком-нибудь – он отмахивался от них со словами:
«Пустое, это все только говорят, да-с! болтают, а он прекрасный человек!».
Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве Лемох, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III.
В 1875 году за семь выставленных на академической выставке картин художнику присваивается звание академика. За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 года и почти до самой смерти, он занимал должность хранителя художественного отдела Русского музея Императора Александра III.
Скончался Кирилл Викентьевич Лемох 9 марта 1910 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на кладбище Казанского Головинского общежитейского монастыря в Москве.