"Как говорят у вас в Америке, я облажался" Приводнение DC-8 в Сан-Франциско

топ 100 блогов picturehistory23.02.2025 Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско
Douglas DC-8 Japan Airlines

22 ноября 1968 года пассажирский 4-двигательный лайнер Douglas DC-8 японской авиакомпании "Japan Airlines" готовился выполнить трансатлантический рейс по маршруту Токио (Япония) - Сан-Франциско (США). Перелет через океан по этому направлению был чрезвычайно популярен, поэтому в тот день на него был поставлен новенький флагман авиакомпании - DC-8. Он налетал всего 1707 часов, т.к. сошел с заводского конвейера всего 6 месяцев назад.

Интернациональный экипаж в кабине состоял из 4 человек. Возглавлял его опытнейший 46-летний японец Кохэй Асо, начинавший свою летную карьеру во время второй Мировой войны в Японских военно-воздушных силах в качестве летчика-инструктора. До четырехдвигательного флагмана он освоил самолеты Douglas-4, 6, 7, а также Convair 880 и Boeing 727. В экипаж входили также 2 американца (второй пилот и бортинженер) и штурман-японец. На борт самолета поднялись 96 пассажиров, которых обслуживали 4 стюардессы и 2 стюарда.

Рейс на 27 минут задержался с вылетом из-за устранения выявленной в предыдущем полете серьезной неисправности: на крейсерском эшелоне полета имелись расхождения в показаниях барометрических высотомеров со стороны командира и второго пилота. После ее устранения лайнер оторвался от полосы Токийского аэропорта в 08:36 по всемирному скоординированному времени (UTC).

Тут необходимо сделать небольшое отступление про время и про полет над океаном. Чтобы не создавать путаницы во времени после перелета из одного аэропорта в другой, которые могут находиться в разных часовых поясах и не совпадать по времени (так, например, разница между Москвой и Владивостоком составляет 7 часов), вся мировая гражданская авиация летает по всемирному скоординированному времени. Как исторически сложилось, это время Лондона. Поэтому полет над океаном, где нет радиолокаторов и самолет не могут видеть авиадиспетчеры, заранее рассчитывается по времени UTC. А экипаж самолета по дальней связи докладывает пролет контрольных точек диспетчеру, чтобы тот был уверен, что полет проходит расчетно и в соответствии с расписанием.

Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско
DC-8 Japan Airlines

Вернемся к нашему Дугласу. Через восемь с половиной часов полета лайнер был обнаружен авиадиспетчерами и опознан по радиолокатору. Он начал снижение с крейсерского эшелона для захода на посадку в Сан-Франциско. Добавлю, что заход выполняется над океаном. В случае, например, тумана это сильно осложняет саму посадку, так как не видно наземных ориентиров и на поверхности отсутствуют огни.

Как раз в этот день погода в Сан-Франциско была отвратительной. Горизонтальная видимость составляла всего около километра, а облака опустились до высоты 90 метров, а местами и вовсе до 60 метров. В небе над аэропортом была настоящая «каша» из прилетающих самолетов, каждый из которых стремился побыстрее совершить посадку. В таких ситуациях диспетчеры создают некую очередь для прилетающих самолетов, выдавая каждому из них время прибытия. Вот и наш Дуглас получил свое временное «окно» для посадки и чтобы успеть вынужден был воспользоваться таким средством торможения в воздухе, как включение реверса двух двигателей.

Да-да, уважаемый читатель, вы не ослышались: пилоты включили реверс в воздухе. Конструкции некоторых самолетов, как винтовых, так и реактивных, допускают возможность включения реверса тяги в воздухе. При этом порядок его использования зависит от конкретного типа воздушного судна. В ряде случаев реверс включается непосредственно перед касанием полосы. В других — на снижении, что позволяет снизить скорость торможением при подходе по крутой глиссаде. Также это помогает избежать превышения допустимых скоростей при пикировании во время выполнения боевых маневров (применимо к военным самолётам) или при быстром экстренном снижении.

Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско
DC-8 снижается с активированным реверсом

Так, в турбовинтовом авиалайнере ATR 72 (летают у нас в "Utair") реверс может быть использован в полёте. В турбореактивном лайнере Trident тоже предусмотрен реверс в воздухе для быстрого снижения, хотя эта возможность редко использовалась на практике. Военно-транспортный американский самолёт C-17A также допускает включение реверса всех четырёх двигателей в воздухе для быстрого снижения. Одномоторный швейцарский турбовинтовой самолёт Pilatus PC-6 может использовать реверс в воздухе при заходе по крутой глиссаде на короткие посадочные площадки.

Дуглас снижался в соответствии с командами диспетчера для создания безопасных интервалов с другими прибывающими самолетами. Однако экипаж, в отсутствие видимости земной поверхности, многократно менял курсы и высоту полета, что создавало дефицит времени в условиях захода на посадку. Кроме того выяснилось, что несмотря на ремонт в Токио, барометрический высотомер со стороны командира завышает показания высоты почти на 40 метров. Также командир обнаружил, что и радиовысотомер, который сканирующим лучом измеряет расстояние от самолета до поверхности над которой он пролетает, выдает неверные данные. А при снижении на предпосадочной прямой в условиях тумана и высоты облачности всего в 60 метров, разница в показаний приборов даже в 10 метров критична для безопасной посадки.

Командир, не видя поверхности, продолжал заход по приборам. Он установил сигнализацию о высоте принятия решения на 70 метров (по радиовысотомеру). То есть, если пилот в момент срабатывания такой сигнализации все еще не видит землю, то он обязан уйти на второй круг. Второй пилот, как и положено в такой ситуации, громко отсчитывал уменьшающуюся высоту полета по барометрическому высотомеру. Но капитан, по каким-то причинам, его не слышал.

Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско
Капитан Асо

После срабатывания сигнализации о высоте принятия решения командир уставился в лобовое стекло пытаясь разглядеть огни полосы. Второй пилот доложил о выходе из облачности, а затем закричал:

"Мы слишком низко. Поднимаемся, поднимаемся"

Командир тоже к тому моменту понял опасность ситуации и увеличил режим двигателей, после чего попытался увести самолёт на второй круг. Однако, одновременно с этим сначала правая, а затем и левая стойки основного шасси врезались в воду. Командир, почувствовав удар, сразу убрал режим двигателей, так как понимал что самолёт может зарыться носом в воду и просто перевернуться на спину. Погружаясь в воду, авиалайнер в 17:24:24 UTC остановился на мелководье в 2,5 милях от торца полосы. Почувствовав, что шасси упёрлись в дно и погружение прекратилось, командир объявил эвакуацию.

Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско

Что удивительно, все 107 человек на борту были успешно эвакуированы. Никто не получил никаких травм ни при столкновении с водой, ни при эвакуации. У самолета были повреждены только закрылки и предкрылки на правой плоскости крыла, а также несколько колес шасси. Однако в целом авиалайнер не пострадал. Через два дня его извлекли из воды и на барже перевезли в аэропорт Сан-Франциско, где доставили на ремонтную базу американской авиакомпании "United Airlines".

Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско
Подъем самолета

Расследование инцидента вёл Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB). Капитан Асо был вызван в качестве главного свидетеля. Руководитель комиссии по расследованию задал риторический вопрос, как опытный капитан умудрился посадить свой самолёт на воду в бухте Сан-Франциско в двух с половиной милях от аэропорта, прямо по курсу посадочной полосы. По всей видимости, он ожидал услышать пространный ответ со ссылкой на различные обстоятельства, помешавшие капитану разобраться в обстановке и о непричастности к случившемуся. Однако тот дал неожиданно прямой и самокритичный ответ:

"Как говорят у вас в Америке, я облажался"

Это моментально обезоружило комиссию и стало причиной скорого завершения процедуры расследования. Зачем искать виноватого, если он уже сам признался?

Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско
Эвакуация пассажиров

Согласно отчету NTSB, командир экипажа Асо не следовал процедурам "Japan Airlines" по выполнению автоматического снижения и захода на посадку с использованием курсо-глиссадной системы (ILS). Кроме того Асо не настраивал автопилот для захвата ILS до тех пор, пока самолет не оказался ниже требуемой глиссады. Также имел место языковой барьер между командиром экипажа и вторым пилотом. Он мог способствовать недостаточному пониманию и взаимодействию в кабине.

Вследствие низкого налета самолета и сравнительно небольших повреждений руководство авиакомпании посчитало целесообразным отремонтировать машину. Ремонт обошёлся в сумму около четырех миллионов долларов. Повторно DC-8 поднялся в воздух на 10-минутный испытательный полёт 26 марта 1969 года. Авиакомпания "Japan Airlines" эксплуатировала этот самолёт на пассажирских линиях ещё 14 лет, до 1983 года. Далее DC-8 сменил несколько владельцев. В конце 80-х годов он был переоборудован в грузовой самолёт и пролетал до 2004 года, после чего был списан.

Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско
Тот самый борт в 1985 году

Кохэй Асо не был уволен из авиакомпании, а лишь понижен в должности до второго пилота. В дальнейшем он выполнял полеты на грузовых воздушных судах до выхода на пенсию в конце 1980-х годов.

(с)

См.также:

520 трупов, паника и харакири

Японцы в СССР. Крушение пассажирского самолёта Douglas DC-8

Как чудом пилоты посадили самолёт на земляную насыпь

Бывалый командир и недалёкие угонщики

"Почему я остался жив?" Крупнейшая катастрофа в истории Латвии


Как говорят у вас в Америке, я облажался Приводнение DC-8 в Сан-Франциско В Телеграм!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Люди такие люди... особенно я люблю типаж "захраница". Это такие птахи, которые улетели в хлебные края, им обычно и года хватает, чтобя начать говорить - А вот у вас!! А у нас!! И меня это смешит не на шутку, когда женщина прожив 40 лет в СССР, вдруг спустя ...
Российская власть шибко гибкая стала, совсем хребет  у себя устранила и  живёт как пресмыкающееся. Это удивительная  власть без политических убеждений. Щупальца во все стороны. Власть немедленного реагирования. Поскольку уже даже болотный КС,- буржуазные приспособленцы ...
Только что вышла моя книга «Сталин. Немыслимая судьба», дополненная версия моего двухтомника. Серия «Собиратели земли Русской». 1247 страниц, тираж 5 тысяч. Российское военно-историческое общество, издательство «Проспект».   При поддержке «Единой ...
В индивидуальной упаковке :) Хотел сделать некую мистификацию- как бывало до этого... ну... да ладно и так сойдет :) Конечно это не свинина- а утиная грудка. Взял специально целую упаковку- ехать пришлось снова куда то в Печатники или Люблино- там где то в промзоне-контора торгующая ...
Пишет военкор Юрий Котенок : 1. Противник активно бросает людей на убой. Понятно, что наша задача - выбить у них личный состав. Человеческий фактор играет большую роль. Люди раз пошли в мясной штурм, два - пошли, в третий раз просто отказываются наступать, сидят по посадкам. ...