Как эта картина зажгла движение импрессионистов
tanjand — 07.07.2019Очень многие люди любят импрессионизм (я тоже). Однако, удивительно, почти столько же народу его не любят. Но, тем не менее, он остается одним из самых популярных и распространенных видов живописи. Этот жанр сыграл ключевую роль в истории искусства, и его влияние мы видим и сегодня.
Вы знаете, с чего все началось? Толчком послужила одна-единственная воздушная и легкая работа 1870-х года: «Впечатление, восход», пейзаж, написанный не кем иным, как Клодом Моне.
Клод Моне, «La Grenouillère», 1869
Так вот, его часто называют «Отец импрессионизма», он таки, им был. Моне один из самых выдающихся членов движения.
И он был очень удачлив, а к моменту создания Восхода, уже признанным - его ранние работы демонстрируют многие из характеристик, которые позже станут определять импрессионизм.
И неудивительно, что он будет единственным, кто официально инициирует импрессионистское движение.
В 1861 году Моне призвали в Алжир для военной службы. За семь лет пребывания в Северной Африке он развил вкус к цвету и свету.
Вернувшись во Францию, он взял себе залитую солнцем палитру, а картины писал быстрыми, выразительными мазками, чтобы запечатлеть мимолетные «впечатления» от мира, природы, погоды.
И Моне поднял спонтанность на новую высоту!
Он сосредоточился на эфемерном воздействии солнечного света на воду. Но вот этой композиции, посмотрите – есть туманные силуэты лодок, кораблей и дымовых труб, и все тает в восходящем солнечном свете и его волнистых отражениях.
Почему «Впечатление, восход» резонировал сильнее, чем другие работы в этой серии из шести частей? По иронии судьбы слава картины в основном из-за своей первоначальной непопулярности.
«Карикатура на импрессионизм по случаю их первой выставки», 1874
Через два года после завершения картины Моне выставил «Впечатление, восход» на первой выставке импрессионистов, независимое шоу, организованное парижскими художниками-авангардистами.
На выставке представлено более 200 работ, и целая группа художников, в том числе Пьер-Огюст Ренуар , Эдгар Дега , Писсарро и других. Они все выставили одинаково спорную работу, но критики были особенно смущены живописью Моне - особенно ее названием.
«Они импрессионисты в том смысле, что они не изображают пейзаж, а создают ощущение, создаваемое пейзажем», - писал Жюль Кастаньяри из Le Siècle . «Само слово перешло на их язык: в каталоге Sunrise by Monet картина называется не пейзаж, а впечатление. Таким образом они уходят от реальности и входят в сферы идеализма».
«Грязные три четверти холста с черным и белым, потрите остальное желтым, украсьте его случайными красными и синими каплями, и у вас будет впечатление весны, перед которой посвященные будут в обмороке и в экстазе», Эмиль Кардон из La Presseостроумно.
Луи Лерой, критик сатирической газеты, писал:
«Впечатление - я знал это. Я просто говорил себе: «Если я впечатлен, там должно быть впечатление» … И какая свобода, какая легкость в работе кистью! Обои в зачаточном состоянии более тяжелые, чем этот морской пейзаж»!
Клод Моне, «Восход впечатления», 1872
Эти критики, особенно Лерой, чьи слова стали особенно печально известными, намеревались поиздеваться над новым движением, но на самом деле они невольно помогли продвинуть движение; после их рецензий художников назвали импрессионистами.
Посреди ненависти я обнаружил, что во мне была непобедимая любовь. ….
В разгар зимы я наконец узнал, что во мне было непобедимое лето.
Альберт Камю
Люблю Моне. Кто-то разделяет мое отношение к импрессионистам?