Страшное ДТП с автобусом произошло неделю назад. От этой катастрофы
было настоящее ощущение экзистенциального ужаса: вот едешь ты себе
по делам по городу на общественном транспорте, а вдруг твой автобус
оказывается в реке и тонет, и надо как-то спасаться. Даже
представить страшно.
Уже выяснили, что автобус был исправен, а проблема была в водителе,
который за день до этого 20 часов отработал без перерыва. К
сожалению, нормы труда и отдыха водителей часто жесточайше
нарушаются, и все на это закрывают глаза: ну подумаешь, лишний
часик прокатится, ничего же страшного не будет. Увы, как показывает
реальность, эти невинные переработки в какой-то момент
оборачиваются кровью и жертвами.
Народный мемориал на месте трагедии. Выломанный забор заменили
временной решёткой. Фото: Александр Карелин.
Понять автобусные компании тоже можно - нехватка водителей в
автобусных парках очень острая. И тут мы приходим к давней проблеме
- неграмотному транспортному планированию.
![СÑÑаÑное ÐÐ¢Ð Ñ Ð°Ð²ÑобÑÑом пÑоизоÑло Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´.-3](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_664ac1459ed6ad04f2e62946_664b7e17998527284a8f52c9/scale_1200)
Вот как выглядел Поцелуев мост лет 20 назад: несколько маршрутов
трамваев в разные концы города, в т.ч. легендарный 11-й, шедший с
Нарвской на Васильевский остров. Линия была закрыта в 2005 году, а
вместо неё сперва ходили мелкие маршрутки
![СÑÑаÑное ÐÐ¢Ð Ñ Ð°Ð²ÑобÑÑом пÑоизоÑло Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´.-4](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_664ac1459ed6ad04f2e62946_664ac89d25a257630f84acc9/scale_1200)
Мне возразят: ну трамваи тоже иногда сходят рельс и попадают в
аварии. Так то да, но есть 3 важных нюанса:
1. Трамвай большой, и может перевозить в 3-4 раза больше
пассажиров, чем такой мелкий автобус, с которым случилась трагедия.
Уменьшая число водителей и участников движения, мы уменьшаем и в
принципе фактор риска ДТП.
2. Трамвай следует по своим путям, какое-либо отклонение от
траектории возможно в крайне исключительных случаях типа схода.
Плюс, трамвай лучше заметен, и меньше вероятности, что другие
участники движения не смогут просчитать его траекторию.
3. Всё-таки, трамвай - это госпредприятие (хотя уже не
обязательно), там выше требования к подбору персонала и контролю за
его работой. Подобные переработки по 20 часов в депо случаются
крайне редко. На частных автобусах они в порядке вещей, я уж не
говорю про маршрутки.
Специалисты из МАП ГЭТ несколько лет назад
провели исследование и собрали статистику о соотношении числа ДТП,
пострадавших и погибших в нём к виду транспорта. Вышла крайне
занятная статистика: автобус в 30 раз безопаснее личного
автомобиля, троллейбус - в 98, трамвай.. - в 140! Получается, что и
сам трамвай почти в 5 раз безопаснее автобуса.
![СÑÑаÑное ÐÐ¢Ð Ñ Ð°Ð²ÑобÑÑом пÑоизоÑло Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´.-6](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_664ac1459ed6ad04f2e62946_664ad01d9c815320afadbd55/scale_1200)
Кстати, рост аварийности на общественном
транспорте наблюдался и при уничтожении московского троллейбуса и
замене его дизельными автобусами. Там это, правда, было вызвано
форсированностью этой замены - сильно не хватало водителей и самих
автобусов, и имеющиеся ездили с огромными переработками, в то время
как троллейбусы просто простаивали. И тем не менее, мы можем
видеть, что по статистике и троллейбус безопаснее автобуса в 3
раза. Связано это тоже с тем, что у него есть своя линия, своя
полоса, по которой он едет, редко совершает резкие манёвры, ну и
контроль за соблюдением норм труда и ПДД выше. Кроме того, в
статистику включены и все маршрутки, а у них, как известно, с
безопасностью движения так себе.
![СÑÑаÑное ÐÐ¢Ð Ñ Ð°Ð²ÑобÑÑом пÑоизоÑло Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´.-7](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_664ac1459ed6ad04f2e62946_664b83ca9ff03944e1363939/scale_1200)
Соболезнования родственникам погибших в ДТП с
автобусом на Поцелуевом мосту, скорейшего выздоровления
пострадавшим, восхищения и благодарности тем, кто спасал несчастных
пассажиров! Ну а если мы хотим ездить без происшествий на
общественном транспорте, нам надо учитывать то, что электрический
транспорт подходит для этого намного лучше!