Как Дэвид Гилмор спас музыку от словоблудия Роджера Уотерса

топ 100 блогов makart04.06.2025




Как Дэвид Гилмор спас музыку от словоблудия Роджера Уотерса 1748228902445.jpg



(Циничная история о том, как гитара победила молотки, а синтезаторы заменили политические манифесты)

Когда-то давно, в эпоху, когда летающие свиньи парили над концертными площадками, а молотки стучали в такт диктаторским речам, группа Pink Floyd напоминала театр абсурда с одним режиссером — Роджером Уотерсом. Но в 1987 году случилось чудо: Дэвид Гилмор, уставший от монологов о «послевоенных снах» и «предательстве отцов», решил, что гитара — лучший аргумент в споре. Так родился альбом «A Momentary Lapse of Reason» — музыкальный бунт против текстового террора.



Как Дэвид Гилмор спас музыку от словоблудия Роджера Уотерса 1748228960954.jpg

1. Признаки жизни после Final Cut

Пока Уотерс копался в политических руинах The Final Cut, Гилмор, как истинный пилот, запускал двигатели. Первый трек Signs of Life — это не просто скрип вёсел и плеск воды. Это метафора: Pink Floyd выплывают из болота концептуальных альбомов, где каждая нота должна была иллюстрировать страдания человечества. Гитара Гилмора здесь — как проблеск солнца сквозь тучи уотерсовской риторики. Даже коровы с Atom Heart Mother закивали бы в такт.



2. Learning to Fly, или Как перестать бояться и полюбить синтезаторы

Главный хит альбома — «Learning to Fly» — звучит так, будто Гилмор, вместо того чтобы писать манифесты, сел за штурвал Cessna и решил: «А что, если просто лететь?». Женский хор на бэк-вокале — это, видимо, ангелы, которые наконец-то согласились сопровождать группу после лет свинцового молчания. А голос Ника Мейсона, проверяющего системы самолёта — намёк: «Роджер, мы взлетаем без тебя. Пристёгивайте ремни».



3. Собаки войны, саксофоны и прочие жители железного ангара

The Dogs of War — трек, где саксофон звучит так агрессивно, будто его взял в заложники Фредерик Форсайт. Гилмор здесь не поёт — он ведёт репортаж с поля боя, где вместо пуль — гитарные риффы, а вместо политики — маршевые ритмы. Уотерс, конечно, бы вставил сюда 15 минут монолога о фальшивых героях, но Гилмору хватило трёх слов: «Собаки войны не спят». И саксофониста, который явно переиграл в Blade Runner.






4. One Slip, или Кратковременная потеря Уотерса

Название альбома взято из этой песни — ирония судьбы. Пока Роджер клеймил «подделку», Гилмор доказывал: можно сделать хит даже с перкуссией, напоминающей звук падающих гаечных ключей в ангаре. «One Slip» — это гимн всем, кто когда-либо оступался, но продолжал идти... или лететь. Особенно если за спиной — бас Тони Левина, который, кажется, играет на струнах от разбитых надежд.

Pink Floyd: Как Гилмор превратил звук 80-х в космический трэш из сарая

(И почему «The Final Cut» — это аудиокнига о страданиях, а не альбом)




5. On the Turning Away — Баллада, которая съела саму себя

Если бы Уотерс писал эту песню, она бы начиналась с 15-минутного монолога о сиротах войны, но Гилмор решил иначе. «On the Turning Away» — это баллада, которая начинается как уютный вечер у камина, а заканчивается гитарным соло длиннее очереди в мавзолей. Гилмор здесь — проповедник, который вместо «не отворачивайтесь от нищих» словно шепчет: «Не отворачивайтесь от синтезаторов, они тоже чувствуют».
Женский хор на бэк-вокале? Это ангелы, которые подпевают, пока Роджер Уотерс где-то рисует молотки на обоях.
Это моя любимая песня на этом альбоме...

6. Yet Another Movie (Round and Round) — Киносеанс в железном ангаре

Здесь Pink Floyd превращаются в режиссеров арт-хаусного хоррора. Гонги звучат так, будто их бьют по радиаторам заброшенной подлодки, а гитара Гилмора врывается, как сварщик в 3 часа ночи. К 3:30 трек достигает космического апогея — кажется, будто НАСА случайно подключили к усилителю Marshall. А потом начинается «Round and Round» — инструментал, где саксофон и синтезаторы спорят, кто из них больше похож на сигнал инопланетного разума.














7. A New Machine (Part 1) — Голос из стиральной машины

Гилмор поет так, будто его голос пропустили через вокодер и микроволновку одновременно. Это не песня — это SOS-сигнал из параллельной вселенной, где все концептуальные альбомы Уотерса объявили забастовку. «Я здесь, я жду, я устал», — бормочет Дэвид, и кажется, он говорит не о себе, а о слушателях, которые дотерпели до 7-го трека.


8. Terminal Frost — Музыка для ледникового периода

Инструментал, который Уотерс назвал бы «Элегией для разбитой чашки», но Гилмор превратил его в саундтрек к восходу солнца на Марсе. Саксофон здесь плачет, синтезаторы мерцают, а гитара рисует узоры, как иней на стекле. Если прислушаться, можно услышать, как Ричард Райт тихо смеется в углу студии: «Наконец-то я вернулся, а вы всё ещё слушаете политические манифесты?».

«Terminal Frost» — ответ тем, кто считал, что Pink Floyd без Уотерса превратятся в фон для медитаций. Здесь есть всё: саксофон, гитара, синтезаторы, и даже намёк на то, что Ричард Райт, как призрак, вернулся к клавишам. Это звучит так, будто группа наконец-то выдохнула: «Мы можем просто играть. Без стен, свиней и школьных учителей».





9. A New Machine (Part 2) — Финал без надежды

Вторая часть «машинной» дилогии звучит так, будто Гилмор застрял в лифте между этажами «вечность» и «апокалипсис». Оптимизма здесь нет — только эхо от вопросов вроде «Зачем мы всё это записали?». Ответ прост: чтобы Уотерс не смог.




10. Sorrow — Гитарный манифест Гилмора

Этот трек — как «Comfortably Numb» на стероидах. Гилмор потратил на гитарный звук столько, сколько Уотерс тратил на чернила для своих манифестов, но результат того стоил: 8 минут катарсиса, где каждая нота кричит: «Да, я всё ещё могу!». Если бы эту песню играли на суде за право называться Pink Floyd, Уотерс проиграл бы в первые 30 секунд.







- Роджер Уотерс до сих пор уверен, что «Sorrow» — это метафора его налоговых деклараций.

- Звукорежиссёры «Terminal Frost» утверждают, что записывали трек в холодильнике. Для атмосферы.

- «A New Machine» — единственная песня, которую одобрил HAL 9000 из «Космической одиссеи». Он назвал её «трогательной попыткой имитации логики».

Если включить альбом задом наперёд, можно услышать, как летающая свинья хрюкает: «Гилмор победил».


Как Дэвид Гилмор спас музыку от словоблудия Роджера Уотерса 1748228838931.jpg

Эпилог: Когда музыка важнее слов

A Momentary Lapse of Reason — это не альбом. Это побег из тюрьмы концепций. Да, здесь нет глубины The Wall, зато есть «Sorrow» — 8 минут гитарного катарсиса, который Уотерс бы растянул на 20, добавив стоны о «павших отцах». Гилмор же просто взял инструменты, собрал армию сессионных музыкантов (их было так много, что они могли бы штурмовать «Стену») и заявил: «Музыка — она как самолёт. Иногда надо просто отпустить руль и наслаждаться полётом»








01пинк флойд.jpg




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У шампиньонов вырвал ножки и натолкал в шляпки пармезана и горганзолы. 15 минут в печке и ...
Я сегодня днём наткнулся на ЖЖ-сообщество Panasonic . Зашёл почитать, а там оказывается во всю идёт конкурс, с очень ценными призами. С условиями можно ознакомиться тут « Новогодний конкурс Панасоника ». Т ак вот, что я ...
уже давно поражаюсь тому, как взрослые люди с неплохим вроде бы вкусом фанатично ...
Где проживает этот молодой мастер можно определить глядя на его работы. Солнце, море, цветы и...конечно же он любит свою собаку. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. ...
2 декабря 2022 года компания «SpaceX» анонсировала создание нового сегмента своего бизнеса — «Starshield» (англ. «Звездный Щит») — в интересах агентств национальной безопасности США. ...