рейтинг блогов

Как делают самолеты

топ 100 блогов aquatek_filips27.07.2017 У большинства людей самолеты вызывают особенные эмоции, восхищение.
В детстве ребенок задирает голову, глядя на крохотную точку в небе, оставляющую за собой белый след, в аэропорту и дети, и взрослые любят прильнуть к панорамным окнам, наблюдая за неспешным рулением самолетов по перрону, взлетом или посадкой, самолеты всегда фотографируют и подолгу на них смотрят.
Казалось бы, транспорт и транспорт, но нет...
К машинам нет такого массового благоговения, к поездам нет, к кораблям тоже... а к самолетам есть. И ко всему, что с ними связано. Может быть потому, что по земле и воде человек тоже может передвигаться (ходить и плавать), а вот в небо подняться он может только на самолете?

Я множество раз был на различных производствах - от небольших до гигантских, на никому неизвестных предприятиях и на заводах всемирно известных брендов, но всегда мечтал побывать там, где делают самолеты. Те самые самолеты, приводящие всех в восторг, на которых все мы летаем, которые фотографируем и восхищаемся.
Наконец, моя небольшая мечта реализовалась и на прошлой неделе я побывал во французской Тулузе на главных сборочных мощностях авиационного гиганта Airbus, где своими глазами увидел, как делают самолеты - мой почти еженедельный транспорт.

Как делают самолеты Airbus


2. Если вы так же, как и я любите самолеты и хотите своими глазами увидеть немного больше, чем привыкли видеть в аэропорту, вам нужно в городок Бланьяк, близ Тулузы. Здесь располагается аэропорт с кодом TLS, являющийся одновременно и тулузским международным аэропортом, и частью огромного завода Airbus. У аэропорта и завода общая взлетно-посадочная полоса, поэтому даже сидя в зале ожидания или бизнес-лонже вы вполне можете увидеть, помимо лайнеров нескольких десятков авиакомпаний, осуществляющих сюда рейсы, и очень много самолетов самого необычного вида, как, например, этот Airbus A380 катарских авиалиний, еще не имеющий ливреи и отправляющийся в свой первый (!) пробный полет!
Как делают самолеты Airbus

3. Вообще, попасть в сборочные цеха Airbus может каждый желающий! На заводах компании в Тулузе и Гамбурге организованы 2х-3х часовые туры стоимостью 10-15 евро. Имейте в виду, что для желающих попасть на завод обязательна предварительная резервация. Кроме того, учтите, что фотографировать во время такой экскурсии строго запрещено, как на любые виды камер, так и на мобильные телефоны, за чем очень строго следят сопровождающие.
Но мы побывали на заводе Airbus не в рамках экскурсионного тура, а провели здесь целых два дня с утра до вечера и без каких-либо запретов на фотосъемку.

Вообще, Airbus S.A.S — одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960-х годов путем слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Производит пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты под маркой Airbus. Штаб-квартира компании находится в городе Бланьяк (пригород Тулузы, Франция), как и главные сборочные мощности. При этом у компании целых четыре сборочных площадки - в Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), Мобиле (Алабама, США), Тяньцзине (Китай).

На заводе в Тулузе, о котором сегодня пойдет речь, собирают весь модельный ряд: A380, A350, A330/A330neo, A320/320neo, A321/321neo, A319. При этом A380, A350 и все семейство neo собирают только на этом заводе.

Как делают самолеты Airbus

4. Первым делом отправимся в цеха, где делают самый коммерческий успешный самолет компании - серию A320/A320neo.
В свое время A320 стал настоящим хитом и одним из наиболее распространенных самолетов ИЗ ВСЕХ существующих в настоящее время в мире. С 1988 года произведено уже более 10 000 единиц A320/A320neo, из которых более 8 000 летают на данный момент.
Подсчитано, что каждые 1,4 секунды в мире где-то садится или взлетает один A320, а если выстроить все произведенные самолеты этого типа в линию, то ее длина составит 260 километров.

Полный производственный цикл одного A320 (от сборки первой детали до поставки самолета заказчику) составляет около года, а основные узлы самолета делают в 4-х странах: носовую и переднюю часть фюзеляжа - во французском Сен-Назаре, средние и хвостовую часть фюзеляжа - в Гамбурге, горизонтальный стабилизатор - в испанском Хетафе, вертикальный стабилизатор - в немецком Штаде, крылья - в английском Бротоне, закрылки - в Бремене...
Все эти части свозятся на одну из сборочных площадок, где происходит финальная сборка самолета, занимающая около 1 месяца.

Как делают самолеты Airbus

5. К месту финальной сборки в Европе (а это Тулуза и Гамбург) крупные элементы самолетов - части фюзеляжа, крылья и стабилизаторы доставляют по воздуху, в недрах огромного транспортного самолета Airbus Beluga.
Этот пост и так получается очень объемным, поэтому в о Белуге я сделаю отдельный материал (встречайте его сегодня вечером).
Скажу только, что для сборки одного А320 нужно 7(!!!) рейсов Белуги. Одним привозят носовую часть фюзеляжа, вторым - среднюю, затем заднюю, хвост и горизонтальные стабилизаторы, два крыла (одним рейсом, а для А350 каждое крыло везут отдельной Белугой), и один рейс с различными громоздкими частями самолета
Как делают самолеты Airbus

6. Вот так выглядит задняя часть фюзеляжа A320, только выгруженная из огромной Белуги около линии финальной сборки. При этом на заднем плане хорошо видно пассажирский терминал аэропорта Тулуза-Бланьяк и только что вернувшийся из технического полета A330 для китайской компании Tianjin Airlines.
Как делают самолеты Airbus

7. Линия финальной сборки A320 в Тулузе располагается не где-нибудь, а в тех самых ангарах, в которых в свое время собирали легендарные Concorde. Вы удивитесь, но на основании этого факта ангары даже признаны историческим памятником!
С одной стороны, это круто и уникально, с другой - накладывает определенные ограничения на Airbus, так как их нельзя перестраивать, изменять и т.д. Казалось бы, что в этом такого? Чуть ниже поймете)
Как делают самолеты Airbus

8. Входим в ангары FAL - Final Assembly Line. Именно здесь происходит финальная сборка самолетов, начиная от соединения частей фюзеляжа и заканчивая "начинкой" - оборудованием электроникой и монтажом внутреннего интерьера.
Удивительно, но этот странный зеленоватый обрубок с закрытой красной тканью задней частью не что иное, как будущий самолет.
Как делают самолеты Airbus

9. В передней части он немного больше похож на себя привычного - угадывается и кабина пилотов, и иллюминаторы салона. Правда, еще нет ни крыльев, ни хвоста, ни двигателей, ни кресел, ни электроники.
Как делают самолеты Airbus

10. Кстати, территория цеха сборки вся разделена на зоны, каждая их которых отрисована на полу: зоны расположения так называемых станций сборки, зоны перемещения подвижной техники, зоны для перемещения людей. За красную линию человеку без доступа нельзя. Там может находиться только персонал, работающий с тем или иным самолетом.
Как делают самолеты Airbus

11. Хвостовая часть будущего A320 и задний выход
Как делают самолеты Airbus

12. Видно, что внутренностей еще нет никаких.
Как делают самолеты Airbus

13. Место крепления крыла самолета
Как делают самолеты Airbus

14. То же место с бокового ракурса
Как делают самолеты Airbus

15. Иллюминаторы
Как делают самолеты Airbus

16. Переходим на следующую станцию. Здесь уже идет монтаж крыльев, поперечного и вертикального стабилизаторов. Крылья приходят без законцовок, механизации, шасси и двигателей. Все это будет установлено в течение нескольких следующих недель.
Как делают самолеты Airbus

17. Установка вертикального стабилизатора. Кстати, его первым красят в цвета ливреи авиакомпании, для которой собирают тот или иной борт. Как вы понимаете, все самолеты собираются под заказ авиакомпаний согласно предварительному контракту и никогда на склад, как это бывает с автомобилями.
Как делают самолеты Airbus

18. Стойка с комплектующими. Как и в аэропорту, здесь разделяются "Прилет" и "Вылет")
Как делают самолеты Airbus

19. Боксы с комплектующими около борта самолета. Судя по всему, это элементы внутренней черновой обшивки фюзеляжа
Как делают самолеты Airbus

20. Угадаете, что за сапог?
Как делают самолеты Airbus

21. Перемещаемся на следующую станцию. Здесь осуществляется монтаж внутренней обшивки салона. В боксах видны готовые блоки с прорезями для иллюминаторов
Как делают самолеты Airbus

22. Рамки иллюминаторов
Как делают самолеты Airbus

23. Из первого ангара FAL самолет входит с полностью собранным фюзеляжем, установленными крыльями, горизонтальным и вертикальным стабилизаторами, частью салона.
Как делают самолеты Airbus

24. После этого A320 покидает первый ангар и его перемещают в соседний, где происходит монтаж двигателей, авионики, всей электроники и вся остальная сборка до самого конца. Но здесь есть одна сложность. Как я уже говорил выше, это исторические ангары, в которых делали Concorde. Те самолеты были гораздо ниже, а вот хвост у A320 намного выше проема ангара (!), обычным способом его отсюда просто не выкатить! Но так как здание историческое, его просто НЕЛЬЗЯ перестроить или даже прорубить проем для прохода стабилизатора самолета, как это часто делается. Вот и пришлось инженерам Airbus придумать специальный домкрат, которым приподнимают переднюю часть и так выкатывают самолет из ангара, опуская заднюю часть лайнера вместе с хвостом к самой земле...
Вот вам и ответ на эту загадку)
Как делают самолеты

25. Станция монтажа авионики и электроники. Здесь удалось поймать за хвост будущий борт Аэрофлота
Как делают самолеты Airbus

26. Это ответ еще на одну недавнюю загадку - почему у самолетов на производстве красный нос?
Под носовым обтекателем располагается очень чувствительное радиолокационное оборудование, поэтомоу на нос наносится красная пленка, предупреждающая об особом внимании. Позже, перед покраской, эту пленку просто снимут.
Как делают самолеты Airbus

27. Практически в самом конце в самолет устанавливают кресла согласно выбранной авиакомпанией компоновке салона и шагу между креслами.
Как делают самолеты Airbus

28. Затем на самолет устанавливают двигатели и красят его в ливрею авиакомпании
Как делают самолеты Airbus

30. А, да, чуть не забыл! Еще в самом конце монтируют подвижные части крыла...
Как делают самолеты Airbus

31. ... и шарклеты.
Как делают самолеты Airbus

32. Двигатель современного A320neo. Он настолько огромен, что по диаметру больше чем ... салон некоторых бизнес-джетов!!!
Как делают самолеты Airbus

33. Все, теперь самолет можно выкатывать на летные испытания!
Как делают самолеты Airbus

34. В самом конце идет стадия "предпродажной" подготовки и процесс передачи самолета заказчику.
Как делают самолеты Airbus

35. От заказчика приезжает комиссия и придирчиво проверяет абсолютно все: и на предмет соответствия самолета выбранной спецификации, и на предмет функционирования всего, начиная от от розеток для пассажиров, заканчивая двигателями и авионикой. Затем приемочный полет и ...
Как делают самолеты Airbus

36. И все, самолет готовят к своему первому рейсу с кодом авиакомпании, под которым он полетит на аэродром базирования в Азии, Европе, на Ближнем Востоке или Африке
Как делают самолеты Airbus

37. Недалеко от цехов A320 высятся огромные стабилизаторы в цветах лучших мировых авиакомпаний - это новейшие A350, которые начали собирать не так давно и которые только-только начинают массовое распространение по планете. Конечно же, первыми новинку получают самые крупные, самые богатые, самые известные авиакомпании
Как делают самолеты Airbus

38. Направляемся в FAL A350, посмотрим как собирают эти самолеты.
По пути встречаем детали фюзеляжа, которые раза в 1,5 больше, чем эти же детали для А320. Оно и понятно, ведь это уже широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, вмещающий в два раза больше пассажиров и способный покрывать намного большие расстояния в небе.
Как делают самолеты Airbus

39. Первое что бросается в глаза на сборочной линии А350 - масштаб и простор. Это уже современные цеха с очень высокими потолками и десятком собираемых самолетов одновременно.
Как делают самолеты Airbus

40. Во время сборки А350 их уже не катают со станции на станцию, все собирается на одном сборочном участке
Как делают самолеты Airbus

41. Место крепления крыла. Видны крепежи будущих магистралей, жгутов проводов и различных трубок
Как делают самолеты Airbus

42. Предкрылки
Как делают самолеты Airbus

43. Крыло в сборе без шарклета
Как делают самолеты Airbus

44. Место крепления будущего шарклета
Как делают самолеты Airbus

45. Борт с иллюминаторами
Как делают самолеты Airbus

46. Запасный выход
Как делают самолеты Airbus

47. Горизонтальный стабилизатор
Как делают самолеты Airbus

48. Стойка переднего шасси
Как делают самолеты Airbus

49. Вот в таких ящиках приходят оборудование и части самолета
Как делают самолеты Airbus

50. Кабина пилотов, вид спереди
Как делают самолеты Airbus

51. Красный нос А350
Как делают самолеты Airbus

52. Станция FAL Airbus A350
Как делают самолеты Airbus

53.
Как делают самолеты Airbus

54. Собранные самолеты выкатывают на улицу, где они ждут своей очереди летных испытаний, а затем отправки на покраску
Как делают самолеты Airbus

55. Этот А350 еще ждет свои двигатели
Как делают самолеты Airbus

56. Как и эти два борта для Lufthansa и Delta
Как делают самолеты Airbus

57. Ну где еще в мире в аэропорту можно увидеть такое разноцветье ливрей, которые не летают сюда в качестве регулярных рейсов?
Как делают самолеты Airbus

58. Уже в самом конце, уезжая из сборочного цеха, нам удалось увидеть приземлившийся A350-1000, следующая версия A350, которая еще не пошла в серию, а только проходит летные испытания.
Как делают самолеты Airbus

56. Ну а в конце... в конце, когда самолет сделают и сдадут заказчику, происходит его торжественная передача. С эмоциями, зрителями и журналистами...
Как делают самолеты Airbus

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чтобы вечером приготовить мясо за 15 минут, утречком тоже надо ...
Да, в раньшие времена колбасик поджаривали. И это, например, с макаронами, был вполне ужин. Если, конечно, колбасик удавалось купить. А бывало, такой колбасик перепадал, что без жарки его и съесть невозможно. Раньше – не то, что сейчас. Это вам не ...
Но наблюдать за их дебатами любопытно и полезно. А интересно ли? На канале Россия-24. ЗЫ. В конце Саркози вытащил козырную карту: Олланд слишком нормален для поста президента Франции, а вот де Голль, Миттеран и Ширак не были нормальными. Сильно. ...
Чтобы сравнить нищету ливийцев и зажиточность россиян, есть смысл проводить хоть какое-то, но сравнение. Ради интереса можно сравнить потребительскую корзину среднестатистического россиянина сегодня по мнению Росстата - ну, скажем, с пайком ...
Не один раз меня просили написать, как обстоит дело в заработком на селе. И вот этот пост таки созрел. Начну с напоминания, что речь идёт о Центральном Черноземье, т.е. об аграрном крае, крае пахотных полей и плодовых садов. Соответственно работа тут всегда есть - в сезон разумеется. ...