Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

топ 100 блогов shakko_kitsune04.02.2018 Нашла интересную статью про то, как в СССР подпольно торговали иконами, и как этот рынок потом эволюционировал.

Кто в Советском Союзе мог позволить себе собирать частную коллекцию произведений искусства музейного уровня? Можно очертить круг этих людей, упрощенно назвав их представителями советской творческой и научно-технической интеллигенции: артисты, художники, писатели, известные врачи, юристы, ученые. Они не только располагали средствами для пополнения коллекций — на них распространялось негласное разрешение (и власти, и общества) иметь в собственности вещи, которые советский человек мог увидеть только в музее. С коллекционированием икон дело обстояло сложнее.

Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Директор Музея русской иконы Николай Задорожный вспоминает, что в 1960-х годах (когда заложили основу своих собраний многие современные коллекционеры) официальный рынок икон в СССР отсутствовал в принципе. Те отдельные магазины, в которых продавался антиквариат, не имели права торговать произведениями, связанными с религиозной тематикой. Возможности пополнения коллекций были ограничены обменом; продажа икон за деньги, безусловно, существовала, но сопровождалась высоким риском и реальной опасностью уголовного преследования за спекуляцию. Необходимость соблюдать осторожность породила специфический сленг продавцов икон, откуда появилось и слово «доски», обозначающее иконы.

Кадр из фильма "Меченый атом" (1972)
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

После выхода в 1969 году книги Владимира Солоухина "Черные доски (Записки начинающего коллекционера)" собирание икон в несколько большей степени стало восприниматься как «допустимое». Немало энергичных читателей с авантюрной жилкой сами отправились в деревни на поиски икон, которые впоследствии поступали в коллекции или на продажу. Однако непрофессиональные попытки повторить «раскрытие» икон, описанное автором книги, случалось, губили найденные произведения.

Кадр из фильма "Кража" (1970)
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Икона по цене дачи

Николай Задорожный вспоминает примеры рыночных цен на редкие иконы: в начале 1970-х годов Чудо Георгия о змие XVI века была продана за 25 тыс. руб., икона с изображением Богоматери начала XVI века — за 5 тыс. руб. Для сравнения — средняя ежемесячная зарплата инженера в то время составляла 80–120 руб.

Кадр из фильма "Следствие ведут знатоки: Подпасок с огурцом" (1979)
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Важным этапом в процессе легализации коллекционирования икон стала выставка "Древнерусская живопись. Новые открытия (из частных собраний)", организованная в 1974 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева с помощью Савелия Ямщикова. Эта выставка стала первой в СССР (с 1913 года), на которой были представлены частные собрания икон. В экспозицию вошли иконы, принадлежавшие Георгию Костаки, Павлу Корину, Владимиру Солоухину, Никодиму Гиппиусу, Николаю и Сергею Воробьевым, Вячеславу Момоту, Николаю Задорожному и другим коллекционерам.

Комната в доме Павла Корина (ныне филиал Третьяковской галереи)
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Однако выставка не изменила общей ситуации — официального рынка икон в стране по-прежнему не было; пополнять свои коллекции (и то с немалыми трудностями) мог лишь ограниченный круг коллекционеров. В СССР только организация «Новоэкспорт» в течение нескольких лет располагала правом принимать иконы от населения и реализовывать их. По воспоминаниям коллекционера Александра Липницкого, с середины 1970-х годов достаточно долго оставались стабильными цены (около 50 руб.) на популярные у иностранцев «сусалки» (иконы XIX века, написанные с использованием сусального золота, часто с тисненым узором и имитацией эмали). Уникальная икона Святого Георгия с житием в клеймах рубежа XV–XVI веков оценивалась в 50 тыс. руб. (около $15 тыс., если вспомнить, что курс доллара на черном рынке в СССР тогда составлял 3–3,5 руб. за $1). Для справки: дача с гектаром земли на Николиной Горе тогда стоила около 30 тыс. руб.

Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Поскольку русские иконы имели высокую международную художественную репутацию, а зарубежные цены на иконы значительно превышали цены советского черного рынка, в 1970-е годы были налажены каналы нелегального вывоза икон из страны (для чего использовались возможности сотрудников дипломатических представительств и экипажей морских судов, совершавших заграничные плавания).

Основными центрами европейской торговли иконами в то время стали Германия, Голландия и Италия. В 1980 году аукционный дом Christie’s с успехом провел торги, на которых была продана коллекция икон Джорджа Ханна. По воспоминаниям Александра Липницкого, в СССР в 1980-е годы, особенно после прихода к власти Юрия Андропова, рынок икон загонялся еще глубже в подполье, многие участники торговли были арестованы или отошли от дел.

Павел Корин и его коллекция. Фото Берта Глинна, 1963 год
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Иконы выходят из подполья

Ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева Наталья Комашко вспоминает, что в определенной степени отношение общества и к самой иконе, и к коллекционерам икон стало меняться после государственного празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году: религия, религиозное искусство переставали быть запретной темой, собирание икон постепенно приобретало статус изучения исторического наследия. Но легальный рынок икон появился только в начале 1990-х: иконы уже можно было найти в каждом антикварном магазине; одним из самых популярных мест среди покупателей икон становится «Вернисаж» около станции метро «Измайловский парк».

Иконы на выставке "Исторические сокровища Советского Союза" в Цюрихе, 1966
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

По словам участников рынка, в начале 2000-х годов цены на качественные, но «рядовые» иконы составляли до $10 тыс. Однако стоимость значительных работ XIV–XV веков могла достигать и $200 тыс.

Выставка «И по плодам узнается древо». Русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко», прошедшая в Третьяковской галерее в 2003 году, стала этапным событием для русского рынка икон. Это было не просто публичное представление частного собрания — выставка стала демонстрацией нового общественного статуса представителя сообщества коллекционеров икон, демонстрацией возможностей коллекционера и его полноценного сотрудничества с музейными специалистами.

Коллекционер Виктор Бондаренко (фото из интересного интервью)
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

В это время на рынок икон стали выходить люди, обладающие серьезными финансовыми возможностями, которых в предыдущее десятилетие интересовали другие сферы коллекционирования искусства. Кто-то перерос свои первые художественные увлечения; кого-то привлекало новое место, которое теперь занимал владелец коллекции икон в своеобразной социальной иерархии. Не последнюю роль сыграли и рост цен на иконы внутри страны, и, соответственно, инвестиционная составляющая коллекционирования икон. Активность собирателей икон подтвердила устойчивость тренда: в 2004 году с помощью Александра Липницкого в Музее им. Андрея Рублева была организована выставка "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV — начала XX века"; коллекция Михаила Елизаветина выставлялась в 2008–2009 годах в музее-заповеднике «Царицыно».

Иконы из коллекции Zeiner-Henriksen на предаукционной выставке, 2017 (source)
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Продолжал показывать свои новые приобретения Виктор Бондаренко (2008 год — Иконопись эпохи династии Романовых, ГТГ; 2010 год — Все остается людям. Русская иконопись XVII–XX веков, Музей им. Андрея Рублева), уделяя большое внимание работам XIX века (которые в прошлые годы считались не заслуживающими внимания серьезных коллекционеров) и способствуя росту цен в этом сегменте. В 2009 году в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла выставка "Шедевры русской иконописи из частных собраний", объединившая новых собирателей и коллекционеров, участвовавших в легендарной выставке 1974 года.

Евгений Ройзман и Музей невьянской иконы
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

В последнее десятилетие активность коллекционеров икон не ограничивалась организацией временных проектов: в 1999 году в Екатеринбурге Евгений Ройзман создает Музей невьянской иконы, в 2006 году в Москве Михаилом Абрамовым был основан Музей русской иконы, в 2009 году Игорь Возяков открывает «Дом иконы» на Спиридоновке. Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, в иконное собрание которого вошла значительная часть коллекции Виктора Бондаренко, также рассматривает возможность открытия музея.

Старообрядческая часовня (реконструкция), перемещенная в Частный музей русской иконы (Москва)
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Спрос, как обычно, рождает предложение: с восстановлением легального рынка, с ростом числа отечественных собирателей икон в Россию стали возвращаться работы, вывезенные в предыдущие десятилетия. Если во времена Советского Союза цены на рынке икон диктовали западные покупатели, то сейчас ситуацию определяют вкусы, активность и деньги российских коллекционеров. Аукционные дома Christie’s и Sotheby’s постоянно включают иконы в коллекции русских торгов. Аукционный дом MacDougall’s в 2009 и 2010 годах трижды проводил торги, посвященные исключительно иконам.

Frederik Bruun Rasmussen sets the World auction record on Russian icons with a hammer price of DKK 4.6 million (source)
Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Однако основную часть предложения на открытых торгах представляют иконы XIX — начала XX века в окладах производства известных российских ювелирных фирм. Цены на такие работы редко преодолевают барьер в $50 тыс. Исключением стал летний аукцион Christie’s 2008 года, когда икона Святого Владимира (в окладе работы фирмы Фаберже) была продана более чем за $420 тыс., а цена за Апокалипсис второй половины XVII века превысила $710 тыс. Иконы присутствуют и в коллекциях русских аукционных домов. Если говорить об иконах уникальных, то цены на работы лучших мастеров Оружейной палаты достигают $1–2 млн.

Как «черные доски» стали золотыми: от подпольного экспорта к частным музеям

Было бы неверно судить о процессах, разворачивающихся на рынке икон, по результатам аукционных торгов. Большинство сделок с иконами не афишируется. Наиболее значимые произведения и собрания нечасто выходят на рынок, но их судьба отслеживается коллекционерами и дилерами. Рынок икон сменил покупателей, стал активным и более респектабельным, но сохранил свою репутацию одного из самых закрытых сегментов антикварной торговли.

Инна Пуликова
The ArtNewspaper Russia, 2012-2013

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://termometr.livejournal.com/976942.html#comments А таки придется поискать на родных просторах что-то особенное для ее объяснения, одних только предположений о тотальных фальсификациях тут, видите ли, не хватит. Уже почти 2 недели как особый режим в Москве фактически не действует, ...
И, пока с Ближнего Востока нет существенный, на мой взгляд, сообщений, о главном Так вот, вопреки всем ожиданиям цена нефтяных фьючерсов от угрозы перерастания конфликта на Ближнем Востоке в большую войну или введение нефтяного эмбарго цены нефтяных фьючерсов съехала из коридора $90--100 ...
Вчера развлекались тем, что.... Делала, конечно, пока почти всё я, но есть, есть надежда и тенденция к улучшению. Тем более, что инициировала всё Оля и вообще очень хотела ...
16 марта 2010 года активисты Движения «Местные» вышли к посольству Латвии, ...
заебали об этом мондить...дети заебали удушаться по идиотски...в наше время надо ...