Как церковь нам есть запрещала
p_syutkin — 12.03.2020«Зайцы верченые, почки крученые», - кто же не помнит эту цитату из фильма? «Домострой» говорит нам еще о «зайцах сковородных». Да, сколько их было! Но заяц – это еще и запретная пища много веков назад.
Церковные запреты в пище – большая и не очень популярная в православии тема. Все знают о посте, постом и скоромном. Уже меньше людей вспоминают, что христианство содержит и другие требования к еде:
- Нельзя есть идоложертвенную пищу, т.е. принесённую жертву богам других религий (I Кор:10–28).
- Запрещается не просто мясо отдельных животных, а именно способы их умерщвления для использования в пищу. "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться … крови и удавленины". (Деян. 15:28–29).
- Церковь заботится о пастве, рекомендуя сдержанно относиться к пище, предостерегая от употребления продуктов, вызывающих чувство лени и другие греховные состояния.
- Православная трапеза должна сопровождаться молитвой, во время которой верующие просят благословить их пищу и благодарят Бога за хлеб насущный
Русская церковь до XVI века жестко соблюдала все греческие догматы (по крайней мере то, что она под ними подразумевала). Реформы Никона с одной стороны четтко закрепили ориентацию на византийское наследство, с другой стали своего рода «русским церковным обновлением». Мы не говорим сейчас о знаке этого обновления (не факт, что оно вело к демократизации церкви, как случится на Западе в ходе реформации). А вот общественный результат оказался схож – раскол верующих на два больших лагеря.
Неудивительно, что, почитая старые правила, старообрядцы сохранили и пищевые запреты. Общим для всех раскольников действительно было неупотребление некоторых продуктов: конины, чеснока, налима. И зайцев - ведь их чаще всего ловили силками, т.е. удавливали.
Аргументировалось это в том числе и правилами 6-го Вселенского собора (да-да, того самого Трулльского, за который получили срок девчонки из Pussy Riot). Так вот постановление собора запрещало православным вкушать «удавленины и крови, сиречь колбасы). «Божественное нам писание заповедало есть удалятися от крове и удавленины, и от блуда. Неции убо угождения ради чревного, кровь коего либо животного, хитростию некоею сотворяют снедну, аще глаголется колбасы, и ина таковая, и тако кровь едят. Подобно убо запрещаем таковым, аще убо кто отныне кровь животного киим либо образом ясти начнет: аще есть причетник, да извержется: мирскии же человек, да отлучится».
Странно, что у нас до сих пор не сажают за употребление колбасы. Но это, скорее, недоработка РПЦ. Вообще я считаю, что за этим подозрительным продуктом должен быть установлен жесткий церковный контроль. Каждому колбасному заводу — православная приемка продукции на предмет отсутствия там крови, удавленины и мертвечины.
В общем, как видите, вопрос о древности русской колбасы – тоже так себе аргумент сторонников тысячелетней русской кухни. Как это им не обидно, но кухня наша менялась и уходила от всякой «посконности и соборности».
Об этих церковных запретах я и рассказываю в новой серии нашего с Ольгой Сюткиной видео-цикла «Русская кухня: непридуманная история»:
Понятно, что со временем эти запреты стали носить не такой категоричный характер. Кстати, во многом это было связано с ограничением власти православной церкви при Петре I и созданием Синода – государственного органа, призванного руководить ею. И сегодня есть зайцев никто не запрещает. Другое дело, что сама логика православия не поощряет злоупотребления мясом, тем более с кровью.
Ну, и конечно, говоря о церковных запретах, мы не можем обойти вопрос о телятине. Употреблять ее почиталось в Московском государстве великим грехом. Жутковатое свидетельство этому мы находим в книге Якова Рейтенфельса, написанной в 70-х годах XVII века: «Телятины все упорно сыздавна, не знаю, по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич [Грозный] приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка». Думаете, телятина и все? А вот и нет.
Дело в том, что сычужный фермент для твердого, выдержанного сыра получается из желудка теленка. Резать которого считалось грехом. В сычуге телят, питающихся молоком, вырабатывается реннин - пищеварительный фермент, расщепляющий пептиды. Выделенный из сычугов телят, он-то и используется при изготовлении сыра. А теперь посмотрите на этот фрагмент из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина:
Но может быть, ошибается Карамзин? И не такой уж страшный был запрет? Вот только далеко не один источник говорит о телятине именно в этом контексте:
«Все московиты чуждаются телятины и считают большим позором, если кто ею питается. Вышло так, что когда крепостные крестьяне тирана были посланы в Вологду для постройки крепости, то несчастные из-за сильного голода и недостатка в продовольствии, не имея ничего для еды, купили телят и питались ими. Когда тиран узнал это, он приказывает некоторых сжечь живыми за то, что они питались (этим) мясом, говоря, что великий грех — есть телятину» (Альберт Шлихтинг).
«Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо» (Петр Петрей. История о Великом княжестве Московском)
«Ведь уже много веков у русских и московитов существует представление, что великий грех, который должен караться смертью, если кто заколет теленка и осмелится его съесть» (Александр Гваньини. Описание Московии)
«Вследствие того, что русские считали телятину запрещенной и грешным кушанием, рогатый скот у них чрезвычайно размножался» (Иоганн Филипп Кильбургер. Краткое известие о русской торговле)
"Грех, великий грех, грешный" – к чему же это имеет отношение, если не к религии, правда? Вот и оказывается, что «благодаря» православной церкви у нас не было нормальных сыров до XVIII-XIX веков, когда этот глупый запрет сам собой умер.
Мы не раз говорили с сегодняшними священниками по этому поводу. Никто из них ничего вразумительного об этом запрете сказать не смог. Возможно, - согласились они, - запрет мог быть каким-то образом связан с ветхозаветным «Не вари козленка в молоке матери его». Как мне представляется, это наиболее вероятная гипотеза относительно существовавшего в Московии запрета на телятину. Ведь теленок еще питается молоком. А как там понимали наши предки Ветхий завет, - дословно или толкуя его "по-народному", - это уже никто не узнает. Но других объяснений этому мы не слышали.