Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно

топ 100 блогов nathoncharova05.11.2024
Поморский коч, пожалуй, наиболее интересный из исконно русских типов кораблей.
Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно
Как думаете, что общего у маленького деревянного парусника, пробирающегося между айсбергами, и огромным атомным ледоколом «50 лет Победы»?
Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно
Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно
Их объединяет особая яйцевидная форма корпуса. Борта судна имеют большой наклон наружу – в морской терминологии, развал бортов, – а форштевень сильно наклонен вперед. Такая форма позволяет судну вползать на лед, а если воду вокруг сковало льдом, упрощает его высвобождение.

Кстати, с этой формой связан популярный миф, что льды якобы выдавливают судно наверх. На самом деле, это не так. Но большой развал бортов и впрямь упрощает разблокировку судна. Для этого на каждом коче было по паре шлюпок, чтобы команда могла выбраться на прочный лед, и набор приспособлений из веревок и рычагов, с помощью которых 10-15 человек, образующие экипаж, могли вытащить суденышко, весившее десятки тонн.

Когда «льдами суда затирает, то лутчее спасение судам получают тем, что вышед на лед и тягами судно вызимают».
Коч появился в 11 или 12 веке
В тот период новгородские мужики начали переселяться на север, к побережью Белого моря и дальше, и возникла потребность в судне, способном справляться со льдом. Его название связано то ли со славянским глаголом «кочевать», то ли со второй особенностью конструкции коча, отличающей его от прочих парусников: у него есть вторая ледовая обшивка, называемая «коца».
Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно
Коч в Красноярском краеведческом музее. Виден ледовый пояс обшивки — коца.
Кузнецов - Wikipedia
Ледокол не лучший скороход
Из-за наклонного форштевня и широко разваленных бортов, его скорость под парусами не превышает 6-7 узлов. Зато он отличается хорошей мореходностью: по историческим источникам, поморы ходили даже на Шпицберген. Такие русские первооткрыватели, как Семен Дежнев и Ерофей Хабаров, исследовали и покоряли север на таких парусниках и сами были умелыми кормщиками.

Петр I относился к кочам холодно
Император даже выпустил указ, запрещавший строить эти суда из-за их устаревшей конструкции – так и в наши дни закон запрещает строить автомобили, корабли и самолеты, не удовлетворяющие современным требованиям безопасности и экологичности.

Самодержец рассчитывал, что сможет силой принудить корабелов перейти на более современные типы кораблей. Однако достойной альтернативы для путешествий по Арктике он предложить не смог – европейские типы для этого подходили плохо – поморские продолжали строить кочи вопреки власти.
Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно
Ледокол «Ермак»
В общественном достоянии
Кто придумал ледоколы
То, что петровский указ остался невыполненным, обернулось к лучшему. В конце 19 века великий русские моряк и инженер Степан Макаров имел возможность изучить конструкцию коча и сконструировал по их подобию ледокол «Ермак», предтечу всех современных ледоколов.
Как царь Петр запрещал русским мужикам строить ледоколы – а они все равно
Это не точная реплика традиционного парусника, а осовременная версия с рубкой.
Клуб "Полярный Одиссей"
Коч жив. Теперь это предмет туризма и спорта
На русском Севере есть энтузиасты, продолжающие строить реплики старинных ледоколов. Не берусь судить о том, насколько точно им удается воспроизвести устройство старинных судов, но это и не столь важно. Восхищает уже то, что в наши дни их квадратные паруса можно встретить в арктических водах.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иногда слушаешь жителя того или другого украинского города и думаешь: проснулся. Такое впечатление, что люди 10 лет где-то находились: жили во сне, в другой эпохе, на другой планете, но не в своей стране. А теперь вдруг вернулись домой и не могут ничего понять. Слышала, как некоторые ...
...
Я частенько вступаю в срачи в других блогах определенной девиантной направленности. Частенько непреднамеренно розЪжжыгаю подобные срачи у себя. Ибо сложно общаться с упоротыми, которые постигли 79-й уровень просветления в оценке непреложной аксиомы: " Ффсе воэнные - дэбилы, я их перестрел ...
Все мы когда-то были начинающими огородниками, и не всегда получалось вырастить какой-то желанный овощ. К счастью, теперь имеется интернет-общение, и порой на форумах мы узнаём такие нюансы, которых не было в справочниках. Читайте, общайтесь, спрашивайте! ...
Администрация московского городского округа Троицк наняла частное охранное предприятие состоящее исключительно из чеченцев, для помощи полицейским. Об этом рассказал военный корреспондент Александр Коц. По его словам, патрульные выглядят очень характерно — «все, как на подбор — ...