Как Бруклин к успеху шел. История появления Большого Нью-Йорка
sevabashirov — 14.08.2023 1 января 1898 года, прихватив с собой десяток соседних поселений, в одночасье исчез город-миллионник, входивший на тот момент в дюжину крупнейших городов планеты, немного обгоняя Москву. И назывался этот город... Бруклин.Речь идет о расширении Нью-Йорка - создании той конфигурации из пяти боро (городских районов), к которой мы за 125 лет привыкли. Изначально город Нью-Йорк, бывший Новый Амстердам, территориально совпадал с одноименным округом и занимал только остров Манхэттен (не считая мелких островков вокруг, включая остров Свободы со статуей, который кстати является эксклавом, будучи со всех сторон окруженным водами Нью-Джерси). Затем будущий крупнейший город мира (обгон им Лондона в официальных границах состоялся в 60-х) в два присеста присоединил пригородную зону на материке, впоследствии получившую название Бронкс.
Одновременно с этим через реку от первого миллионника США вырос его брат-близнец - Бруклин, подобравшись к 1890-м годам к заветной круглой цифре. Еще за 20 лет до этого начались разговоры о необходимости административного объединения Нью-Йорка и Бруклина - как раз в те годы был построен знаменитый Бруклинский мост (а по ту сторону океана в 1873 году появился административно единый Будапешт). Если историческое ядро Большого Яблока было мощным финансовым центром, то Бруклин носил более индустриальный характер (и эта разница конечно же отражалась и в электоральных предпочтениях - повышенной поддержке соответственно демократов и республиканцев), при этом функционально оба города представляли единое сверхурбанизированное (особенно по тем временам) тело.
Заинтересованность в объединении помимо очевидных преимуществ в виде снятия бюрократических преград для дальнейшего развития транспортной интеграции подогревалась также растущим как не в себя Чикаго и риском потерять лидерство в стране в его пользу. Кстати, со старым NYC (в составе Манхэттен+Бронкс) Чикаго до сих пор довольно плотно бодается по населению вблизи 3-миллионной отметки. Однако многие гордые коренные (и не очень) бруклинцы, преимущественно респы, были противниками объединения.
В 1894 году в округах - будущих составных частях Большого Нью-Йорка был проведен консультативный (non-binding, т.е. не имеющий обязательной силы) референдум. И если малонаселенные Куинс и Ричмонд, особенно последний, показали уверенную поддержку идеи предоставления им такой возможности для бурного развития и заселения (спойлер: так и вышло, особенно с Куинсом), то в Бруклине (округ Кингс) мнения разделились 50:50, а если быть точным - 50,1% на 49,9%: отрыв сторонников объединения в рамках округа составил всего лишь 277 человек! При этом непосредственно в городе, за вычетом южных окраин, вошедших в его черту через пару лет, отрыв был уже в пользу варианта "нет". Кто сможет зайти в Твиттер, увидит карту результатов в полном размере, гуглится для вставки сюда только пережатая версия, но в принципе все понятно:
Но объединение в итоге состоялось. 4-й и 12-й города мира вместе сразу стали вторым. Сейчас даже сложно представить хоть какой-то аналог из современности, разве что Гонконг+Шэньчжэнь? Но сейчас и 20-миллионником никого не удивишь.
Рубрика "Фантазии на тему"
Столь маленький отрыв наводит на мысли: что, если из-за плохой погоды или каких-нибудь дорожных аварий в южной части округа несколько сотен сторонников объединения просто не дошли бы в тот день до участков? Да, хоть референдум и был non-binding, опубликованные результаты в виде победы противников консолидации городов могли бы стать серьезным козырем в руках протестующих, и возможно, что объединения бы тогда не состоялось, а "воспрявший духом" миллионный Бруклин к тому же переманил бы под свое крыло и соседей (Куинс с Ричмондом) - стоит посмотреть на карту и убедиться, что им так было бы даже выгоднее (мостов до Манхэттена, кроме Бруклинского, не было вплоть до начала XX века, а Стейтен-Айленд (Ричмонд) и до сих пор располагается на задворках, имея с соседним берегом Нью-Джерси даже больше общего).
Подобный "Большой Бруклин" продолжил бы конкурировать с Нью-Йорком, существенно превосходя его по территории, и вскоре обогнал бы и его, и Чикаго, взяв к середине XX века 4-миллионную отметку (даже в инерционном сценарии с допущением, что динамика роста населения осталась бы такой же, как в реальности). Вероятно, с отдельным от нью-йоркского метрополитеном: для справки, на самом деле NYCTA охватывает 4 боро из 5, в Стейтен-Айленде есть собственная система, и еще имеется PATH, связывающий Манхэттен с "Загудзоньем" - округом Хадсон штата Нью-Джерси, по всем демографическим параметрам являющимся "sixth borough". А к 1950 году, когда в Штатах стало окончательно ясно, что официальные границы городов безнадежно устарели и была введена система статистического учета метрополитенских ареалов, 13-миллионный гигант был бы назван как-нибудь вроде "Brooklyn-New York-Newark-Jersey City, NY-NJ MSA" и название бывшей голландской деревушки занимало бы в общественном сознании западного мира гораздо большее место, чем происходит на самом деле.
___
Все ссылки в посте ведут на различные англоязычные материалы, которые рекомендую, если интересно почитать про вышеописанные события поподробнее. В особенности тема может заинтересовать kireev, levik, samsebeskazal, yakov_a_jerkov.