Как братья Хант потеряли миллиарды на спекуляциях с серебром
perfume007 — 30.01.2021 Долларовые миллиардеры братья Хант в 1979 году надули крупнейший пузырь за всю историю рынка драгметаллов и затем… обанкротились. “Братья Банкер и Герберт Хант были богатейшими людьми планеты, но жадность и недальновидность при спекуляциях с серебром уничтожили их миллиардные состояния. Вот легендарная история их взлета и падения.Были богаты с детства, но казались простыми парнями
Банкер и Герберт Хант родились в одной из богатейших семей Америки, по состоянию в свое время превосходившую даже клан Рокфеллеров. По одной из версий, именно семья Хантов стала прообразом Юингов — династии нефтяников из знаменитого сериала «Даллас».
Основатель династии Гарольд Хант сколотил состояние с нуля: сбежал из дома в 16 лет, работал мойщиком посуды, погонщиком мулов и дровосеком, а потом на выигранные в покере деньги купил первую нефтяную скважину.
В следующие десятилетия он заработал на добыче нефти миллиарды, а к 1948 году стал самым богатым человеком мира. Помимо вышек в Техасе, семье Хантов принадлежала большая часть ливийских месторождений. Они приносили астрономическую прибыль до захвата власти в 1969 году Муаммаром Каддафи, национализировавшего все скважины в Ливии.
У Гарольда одно время было две жены — на второй он женился под фиктивным именем. Всего у него родилось 15 детей от трех женщин, всем им он оставил огромное состояние. Поэтому они могли себе позволить все, что хотели: например, у фаната лошадей Банкера были конюшни с более чем 1 тыс. скакунов, у его брата Ламара — футбольный клуб «Канзас Сити».
При этом Банкер и Герберт не выглядели миллиардерами: ездили на дешевых кадиллаках, носили простые костюмы, летали экономклассом и питались бургерами.
Решили захватить весь рынок серебра
В начале 1970-х власти США столкнулись с ростом инфляции, который усугубило нефтяное эмбарго против стран Запада, объявленное в 1973 году членами ОПЕК из-за поддержки теми Израиля в войне Судного дня. Незадолго до этого президент Никсон отменил «золотой стандарт».
Видя это, многие инвесторы обратили внимание на драгоценные металлы. Торговля золотом в те годы была незаконной, поэтому они занялись вложениями в серебро. Его добыча была мала, а перспективы высоки из-за роста рынка фотографии и кино
Банкер и Гербер Хант решили зарабатывать именно на нем. В 1973 году они приобрели невероятный объем драгметалла (около 40 млн унций), начав скупать его по $2,9 за унцию. Уже через пару месяцев серебро выросло в цене на 131%. Вскоре власти Мексики решили заработать, выбросив на рынок большой объем серебра — это уронило цены до $4, но Хантов не остановило.
К концу 1974 года они сосредоточили 8% мировых запасов серебра (55 млн унций). 40 млн унций Ханты вывезли на хранение в Швейцарию — конфликтовавший с властями Банкер опасался, что правительство США конфискует серебро. Присматривали за перевозкой специально нанятые в Техасе добровольцы, которых отобрали после состязания лучших стрелков штата на ранчо Хантов.
Жадность Хантов запустила цены на серебро в космос
До 1979-го Ханты сконцентрировали у себя около 15% мировых запасов. А затем снова решили играть по-крупному: договорились с саудовской королевской семьей и несколькими брокерскими домами и начали совместно скупать фьючерсы на драгметалл. Они контролировали примерно треть мировых запасов без учета владений госструктур, поскольку всегда требовали поставок по контрактам. А потом увозили серебро в Европу.
В середине января 1980-го Ханты держали 69% всех фьючерсов на нью-йоркской товарной бирже COMEX. Позиция Хантов на рынке оценивалась в $4,5 млрд, а доход от серебра достиг $3,5 млрд. На рынке возник дефицит серебра, а цены за год взлетели с $6 за унцию в январе 1979-го до $52 в январе 1980-го. Ханты получали около $100 млн бумажной прибыли за каждый доллар прироста цены серебра.
На серебре бросились наживаться все
Невероятный рост цен возмутил промышленников, несших убытки. Например, британскому производителю фотоматериалов Ilford пришлось увольнять сотрудников, а нью-йоркский ювелирный дом Tiffany & Co выкупил полосу в New York Times ради статьи с жесткой критикой политики Хантов.
Зато высокими ценами на серебро пользовались обычные американцы: например, переплавляли мелкие монеты или серебряную посуду в слитки и перепродавали их. Люди массово продавали ювелирные изделия, коллекции монет, подсвечники. Выросло число квартирных краж — воры искали предметы из серебра. Значительные объемы драгметалла хлынули на рынок из таких необычных источников.
Ситуация с серебром привела в ужас регуляторов
Резкий всплеск цен обеспокоил правление Нью-Йоркской биржи (COMEX), перед которой замаячил призрак финансового армагеддона. 7 января COMEX ограничила размеры фьючерсов на серебро отметкой в 3 млн унций. Контракты большего размера предписывалось привести в соответствие правилам в течение месяца.
А через две недели биржа просто остановила выпуск новых фьючерсов на серебро, оставив возможность ликвидировать лишь уже открытые позиции. Это фактически заморозило операции с серебром и сделало положение братьев Хант катастрофическим.
Это стало началом конца: ведь Ханты вложили в серебро $6,6 млрд, из которых им принадлежал лишь $1 млрд. Остальные деньги они одолжили у более чем 20 банков и брокерских контор. Цены на серебро начали рушиться — к марту драгметалл стоил около $30 за унцию.
Кредиторы Хантов быстро поняли, чем им это грозит, — на братьев обрушилась лавина маржин-коллов, требовавших от них внести больше денег в качестве залога за кредиты. Банкер и Герберт пытались расплачиваться слитками, но этого не хватало. Они оказались в цугцванге: не могли продавать много серебра, так как это вызвало бы крах рынка, и были вынуждены брать новые займы.
Гранд-финалом истории стал маржин-колл от одного из крупнейших кредиторов Хантов The Bache Group, 25 марта потребовавших от братьев $135 млн в качестве залога. Таких денег у Банкера и Герберта уже не было.
Слухи о дефолте Хантов быстро распространились, на рынке разгоралась паника, а сами братья вместе с Bache умоляли регуляторов остановить торги или заморозить курс — но те не стали закрывать весь рынок ради спасения двух авантюристов и одной брокерской конторы.
Bache ничего не оставалось, как потребовать продать все открытые позиции на серебро Хантов на сумму $2 млрд. Последствия вошли в историю как «серебряный четверг»: продажа такого объема контрактов фактически уничтожила рынок и спровоцировала панику. И 27 марта 1980 года цены на фьючерсы упали на треть, до $10,80.
Братья Хант лишились всего и отрицали злой умысел
Неудачная афера превратила братьев Хант из миллиардеров в миллионеров. Им пришлось продать 8,5 млн унций серебра, а также нефть и газ на сумму около $400 млн. А цены на серебро уже к середине 1982 года вернулось к уровню $5 за унцию.
Глава CFTC Джеймс Стоун заявлял, что «выходки Хантов могли пробить дыру в финансовой структуре США, ничего подобного не случалось за десятилетия». А издание Harper’s Magazine охарактеризовало «серебряный четверг» как «первую великую панику с октября 1929 года».
Финансовая система США немало пострадала от действий Хантов: они задолжали миллиарды целому ряду кредиторов, и чтобы спасти их от краха, власти США выделили братьям более $1 млрд под залог семейного бизнеса. Банкер и Герберт заложили практически все, что у них было — компании, недвижимость, драгоценности — но все долги вернуть так и не смогли.
Следующие годы Ханты провели в судах. На финальное разбирательство в 1988 году Банкер и Герберт приехали на метро. Федеральный суд в Манхэттене обвинил их в преступном сговоре с целью манипуляции рынком, сокрытии важной информации и инсайдерском сговоре и обязал Хантов выплатить $130 млн штрафа Перуанской горнодобывающей компании.
Поскольку даже после распродажи всех запасов Банкер и Герберт остались должны $1,5 млрд, братья объявили о банкротстве. Банкер Хант, чье состояние в середине 1960-х оценивалось в $16 млрд, сумел сохранить всего $10 млн. Их братья и сестры не пострадали — мудрый Гарольд Хант не зря распределял наследство по трастам.
Одни считали братьев мошенниками, другие — жертв жесткой политики регуляторов. По одной из версий, братья Хант не хотели захватывать рынок и даже не осознавали, что делают. Приближенные к семье характеризовали их как совершенно бесхитростных людей.
По легенде, во время семейного совета, на котором решался вопрос о вложении состояния в залоговое обеспечение, старшая сестра Маргарет Хант гневно спросила Банкера: «Что ты хотел сделать?» — а тот растерянно ответил: «Я просто хотел немного заработать».
Банкер Хант вплоть до смерти утверждал, что не хотел монополизировать мировой рынок серебра и манипулировать им. Он объяснял свои действия защитой от инфляции 1970-х и называл себя «мальчиком для битья» для финансового истеблишмента.
Он скончался в октябре 2014 года. В последние годы Банкер страдал от рака и слабоумия, а также жертвовал деньги правоэкстремистским организациям. И тем не менее к концу жизни он накопил достаточно денег, чтобы снова покупать своих любимых лошадей.
Зато у 91-летнего Герберта Ханта сейчас все отлично — в 2013-м он продал свою долю в Баккенской нефтяной формации компании Halcon Resources за $1,5 млрд наличными и акциями. Он также владеет нефтеперерабатывающим заводом в Луизиане и компанией Petro-Hunt. Герберт живет в Далласе и с состоянием в $1,7 млрд входит в список Forbes.”
Источник
Добавиться в
друзья можно вот тут
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку
ниже:
|
</> |