Как быть негром. О взаимопомощи. Немного Стейнбека
nik_rasov — 03.01.2022Человеческое общество — стадо неблагодарных тварей.
Каждый, я думаю, кто сколько-нибудь пожил на белом свете, немного порывшись в собственной памяти, легко может отыскать в ней пример того, как он сделал добро и получил в ответ, если уж не зло, то, по крайней мере, чёрную неблагодарность.
Неблагодарность — та монета, которой мы издавна платим друг-другу и от многовекового использования она отнюдь не истёрлась.
Нет-нет.
Правда, существует некий парадокс.
Я честно попытался припомнить, когда я сам был неблагодарен по отношению к благодетелям и ничего подобного не пришло на ум.
Наверное потому, что самого себя я считаю хорошим человеком и никогда так не поступал.
Но такого не может быть, ибо имя мне — человек.
Немного странно, что я могу признаться себе во многих других пороках (хотя и тут же их оправдать либо смириться с ними), но вот неблагодарность не входит в их число.
Потому, видимо, что чувство благодарности мимолётно и имена и поступки благодетелей быстро испаряются из нашей памяти.
Да и в конце-концов что такого они сделали?
Мы и сами люди самостоятельные, способные решать собственные проблемы и не очень-то и жаждем принимать помощь со стороны. Ну, разве, иной раз соизволим себя уговорить, и — так и быть! — окажем человеку эту милость: немного быть полезным нашему царскому величеству.
Но не думает же он, подавший помощь, что мы и в самом деле так в ней нуждались и теперь будем вечно обязаны... и так далее, и тому подобное...
А помогать людям следует с осторожностью. Мир — это саванна. Мы мирно щиплем травку, а хищник подстерегает нас, притаившись за стволом баобаба. А если вдруг вы сами являетесь хищником, то будьте уверенны — где-то рядом кружит охотник и у него для вас припасены заряд пороха и добрая пуля в ружейном стволе.
Родным и близким помогать естественно. Ведь они часть нашего собственного мира, а значит во многом мы сами.
Ну, конечно, пока дело не подошло к дележу наследства и прав на престол.
Посторонний человек — дело другое.
Благополучие нашей кошки, которая мурлычит у нас в ногах, заботит нас, пожалуй, больше благополучия постороннего сородича.
Если услуга невелика, то оказать её даже приятно. Это возвышает нас в собственных глазах и не требует приложения значимых усилий.
Если же речь идёт об опасности для карьеры, здоровья или кошелька, тут уже надо здорово пораскинуть мозгами, прежде чем на что-нибудь решиться.
Да ещё столько вокруг людей, спешащих поживиться за чужой счёт, что в каждом, молящем о помощи, невольно видится мошенник.
А ещё я слышал, у попавших в беду входит в моду подавать в суд на своих спасителей, если те как-то неловко по их мнению оказали им помощь.
А вот Джон Стейнбек в 1962 году получил Нобелевскую премию по литературе и выпустил в свет свои путевые записки «Путешествие с Чарли в поисках Америки».
Чарли — это пудель и он не оставил нам никаких очерков о путешествии, а то бы мы много чего интересного узнали о нобелевском лауреате.
И в этой книжке Стейнбек приводит занятный эпизод, как мнение и стереотипы, царящие в обществе, напрочь отбивают охоту у некоторых его членов помогать другим.
Я цитирую:
«Я жил тогда в маленьком кирпичном домике в Манхэттене, и будучи временно платежеспособным, держал слугу-негра. Через улицу, на углу, был бар и ресторан. Однажды зимой, в сумерках, я стоял у окна, глядя на улицу, и вдруг увидел, как из бара вышла пьяная женщина, поскользнулась на обледенелом тротуаре и упала навзничь. Она попыталась подняться, но снова упала и так и осталась лежать, пьяно выкрикивая что-то. В эту минуту негр, который служил у меня, показался из-за угла, увидел пьяную и, стараясь держаться от неё как можно дальше, тут же перебежал на другую сторону.
Когда он вошёл ко мне, я сказал:
– Я видел, как ты смылся. А почему бы не помочь женщине?
– Да ведь она пьяная, сэр, а я негр. Если бы я только дотронулся до неё, начался бы крик — насилуют! Соберётся толпа, и кто мне поверит?
– Быстро должна голова работать, чтобы так сразу смыться.
– Да нет, сэр, — сказал он. — Я уже давно эту науку прохожу — как быть негром».
В той или иной степени каждый из нас проходит эту науку «как быть негром».
Но человек — существо противоречивое и кроме неблагодарности ему присущ ещё целый набор других качеств. Поэтому он не перестаёт помогать другим и иногда даже в ущерб себе самому.
А общество, или народ, или страну, или как там не назови большую группу людей связанных между собой и живущих кучно, невозможно, мне кажется, построить без такой штуки, как взаимопомощь.
По крайней мере мне такие примеры из истории неизвестны.