Севастополь. Новый год сегодня и в Крымскую войну

топ 100 блогов nik_rasov01.01.2022

С Новым годом!

Сегодня в городе идёт мелкий обложной дождь. Земля раскисла от небесной влаги. Никакого ощущения праздника в природе, да я и не кажу носа за калитку. Ем «оливье», прикладываюсь изредка к бутылочке рома, да кошу глаз на экран телевизора, где целый день показывают «Графиню де Монсоро».

А чтоб пойти в такую погоду гулять, нужно чтобы в тебе уже плескалось граммов триста «горькой», да было б тебе лет двадцать, а так уж лучше мы дома пересидим.


Хочу немного рассказать, как встречали в нашем городе новый 1855-й год, когда Севастополь опоясали валы батарей, за которыми таился неприятель.

Основоположник русской военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов жил в это время в Севастополе и квартировал в Северном укреплении, надеясь, впрочем, перебраться вскоре на Южную сторону — в город,

который покуда совершенно безопасен, потому что обе стороны находятся почти в совершенном бездействии, за исключением ночных вылазок с нашей стороны, пуканье от которых нередко нас будит ночью, а днём доставляет человек по десяти свежих раненых. 

успокаивал Николай Иванович в письмах свою супругу Сашу.

С новым годом, моя душка.

писал он ей.


31 декабря провожали Старый год. Натопили жарко печку, собрались в помещении человек шесть врачей и принялись отчаянно дымить сигарами и папиросами. Вместо шампанского достали какое-то донское вино и оно, вкупе с табачным дымом и печным угаром произвели на русского хирурга такое действие, что наутро он встал с сильной головной болью.

Всю ночь тишину нарушал жестокий батарейный огонь.


Николай Иванович уж совсем было надумал провести 1-е января дома в постели, не надеясь весело отпраздновать Новый год, но потом решил посетить госпиталь, расходился, ожил, да ещё и получил приглашение встретить праздник на позициях.

Что делать?

Сели верхом и поехали за пять вёрст в район Мекензиевых гор, где стояла русская армия.


Пятый день, как с неба падал снежок. Погоду бросало то в морозец, то в оттепель. Высоты задёрнуло снежным покрывалом и на поляне у горной речки Пирогов увидел несколько больших сугробов, под которыми, как выяснилось, прятались землянки.

Принимал Пирогова командир Одесского егерского полка полковник Скюдери Александр Петрович.

Землянка выглядела уютной по военному времени:

Стены были обиты затрапезными халатами, одно окно, вделанное в землю, освещало комнату, топилась из камней сложенная печка, нисколько не дымясь, несмотря на вьюгу на дворе, — труба из неё выходила наружу тоже через землю.


За столом подавали  заливное, кулебяку, дичь с трюфелями, желе и паштеты. Тут уж шампанское лилось рекой!

Присутствовали бригадный генерал, да дивизионные квартирмейстер с провиантмейстером. Штаб-лекари и несколько штаб- и обер-офицеров.

Восседал за столом полковой поп.

Всего человек двадцать.

Знай наших, а ещё жалуемся на продовольствие, говорим, что у нас сухари заплесневели. Кабы французы и англичане посмотрели на такой обед, так уже бы верно ушли, потеряв надежду овладеть Севастополем.


Пили, шутили и веселились.

Грянули музыканты, присутствующие подняли тост за государя, певчие затянули "Боже царя храни!"

Тут с улицы раздался шум и гам — это высыпали из большой солдатской палатки подвыпившие праздничные офицеры и все обитатели землянки поспешили подняться наверх и присоединиться к общему веселью.


Мы вышли все наружу. Снег падал крупными хлопьями. Нас окружали побелевшие горы, вдали на горах виднелся неприятельский лагерь; образовали круг из музыкантов, певчих и офицеров, и в середине этого круга, в грязи по лодыжки, поднялась пляска.


Плясали канкан, мазурку и — чёрт ли знает, что ещё! Даже раненый полковник Скюдери с подвязанной рукой — и тот вошёл в круг.


Завязался пир горой; я помирал со смеху, нельзя было не быть веселым, видя, как весело и беззаботно живёт русский человек; там, за горой, слышались пушечные выстрелы; в траншеях рылись и стрелялись; здесь отваливали трепака, пускались в присядку, а один солдат, выворотив наизнанку нагольный тулуп, даже ходил в грязи вверх ногами и так пятками пощёлкивал, что любо-дорого смотреть было.


Потом стали качать гостей, перемежая эти упражнения с возлияниями шампанским. Пирогова трижды подбрасывали высоко в воздух так, что он уж стал опасаться, как бы его ненароком не уронили в грязь.

Головную боль у хирурга как рукой сняло.

Воротился Николай Иванович домой глубокой ночью.


Но пусть эта идиллическая картина нас не обманывает — шла война, ежедневно гибли люди, и всё это меньше и меньше походило на загородный пикник.

Вот что пишет о новогодних событиях протоиерей севастопольского Петропавловского собора Арсений Лебединцев, проведший всю оборону города на своём духовном посту:

1-е января 1855 г. В полночь на новый год была из 3-го бастиона вылазка в числе 300 охотников. Неприятели бежали не только из первых двух траншей, но даже из третьей. Много их перекололи и 18 человек взяли в плен. Наших 2 убито, 2 упало в колодезь и более 10 ранено. Вслед за сим открылась с обоих сторон канонада. Таким образом, новый год мы встретили громом и молниями. С ночи был крепкий мороз с северным ветром, днём снежило при небольшой оттепели.


Хлебосольный хозяин Пирогова — полковник Скюдери принимал участие в сражении на Чёрной речке 4 августа 1855 года. Он сам вёл в атаку свой Одесский егерский через Трактирный мост. Вместе с полком штурмовал Федюхины высоты и захватил французскую батарею.

При этом Скюдери получил  штыковые, пулевые и картечные раны и скончался от них на Инкерманском перевязочном пункте.

Похоронен он на Братском кладбище в Севастополе.

Могила сохранилась — я её недавно видел.


Хорошо, что нынешний Новый год мы встречаем в мирном городе.

Желаю всем в новом году мира, здоровья и благополучия.

С Новым годом!


С уважением, Nik Rasov из Севастополя.

01 января 2022 года 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1914 или 1915 год. Немецкие солдаты позируют с захваченным штандартом (как им кажется). via ...
Пост тапира читал, во многом согласен. Все эти предположения, аналитики выдвигали ещё месяцы назад, и в блоге об этом говорили неоднократно. 1. На первом месте резерва -  Дюмин. Идеальная биография, кадровый офицер, армейский,  и одновременно - ГБ в смысле ФСО. Инженер и ...
что такое мигрень? Я вчера испытала. И ща буду рассказэвать вкратце. Такая например черепная коробка, это как микрогород. Город кузнецов и кузниц. И все они своими молотками, даже в раёне лицевых костей стучат и куют чего не попадя. Она подкралась ...
В средние века швейцарская пехота, наряду с немецкими ландскнехтами, изменила облик поля боя. Суровые швейцарцы рвали и метали, что послужило для них своеобразным знаком качества. Уже позже Швейцария стала придерживаться политики нейтралитета. Это, впрочем, не означало, что швейцарцы ...
Учили с Васеной эту песню. Она пользовалась бешеным успехом!) lДругой вариант этой песни Большой сборник песенок для детей ...