
Как бабло победило кочевников

Ответ, вроде бы, лежит на поверхности - на смену феодальному дреколью и прочему "холоднорезу" пришел огнестрел. Не нужно стало всю жизнь учиться стрелять из лука, махать мечЕм и скакать вЕрхом - научился за две недели затолкать пулю в ствол, порвать патрон, засыпать порох на полку и пульнуть, и всё, уже готовый воин. И никакой миланский доспех супротив пули-дуры не устоит, и "только пуля казака в степи догонит, только пуля казака с коня собьет". С обучением пушкарей посложнее, зато и вреда от орудия куда больше, чем от обычного стрельбуна.
Всё это понятно нам - но почему не было понятно кочевникам? Ну, раздали бы хан-султаны и бей-мурзы своим огланам по самопалу, и косили бы всех этих стрельцов и жолнеров за их милые хрестьянские души... Но что-то пошло не такЪ. Точнее, очень даже понятно, что именно - на самой заре Нового времени, даже еще до массового внедрения аркебуз и мушкетов, Джан Джакопо Тривульцио заявил королю Франсуа I, что для войны нужны всего три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги.
Ибо если пули из свинца солдаты быстро присобачились лить сами у костров с помощью самых примитивных девайсов (пулелейки - приспособы с дырками, куда заливают расплавленный металл, их юзали исчо в аполионовских войнах), то уже ружья производить кустарным способом было намного сложнее, а правильно приготовить порох и отливать пушки могли уже только специализированные казенные предприятия (типа Арсенала в Венеции).
Ну а всё, что делается на казенных предприятиях за казенный счет - всегда дорого. Профессиональные армии Нового времени в Европе были очень небольшими - десяток-другой тысяч солдат, потому что и себестоимость вооружения воина, и плата ему (аркебузир - это тебе не дворянин, его не обяжешь службой своему сюзерену, ему денег плОтить надо) резко выросли. То есть, собрать столько "денег, денег и еще раз денег" могло только государство - некоторые исторЕГи прямо связывают появление огнестрела и переход армии на новое вооружение и комплектование с началом централизации государств в Эуропах.
Ну и что мешало кочевникам в этих условиях "обмушкетёриться" (или, принимая во внимание конный характер армий - "окарабинёриться")? Завел хан-султан из пленных гяуров оружейный завод (пушечное литье, кстати, и заводили), раздал своим огланам по аркебузу, оплатил это всё из казны... Вот только чем наполняется казна кочевников? Добычей с набегов. Модель "приехал малахаец со своим конем, своим оружием и своей едой" позволяла при почти нулевых расходах всё наворованное, как и доход от продажи пленных в рабство (или за выкуп), переводить в прибыль. Но тут ружье изготовь, пушки наделай, порох наготовь - и всё за бакшиш, и немалый...
Набеги тупо перестали бы себя окупать - кочевники с самопалами голодали бы и холодали. Посему они продолжали уповать на дреколье и доблестных коняжек, которые жрут песок и сорняки. Покамест "нововременных" стрельцов и прочих аркебузиров было немного - удавалось как-то от них ускакивать и нападать там, где их не было. Но постепенно даже такие оборванцы, как казаки (донские и вукраинские) без "огневого зелья" в походы тупо перестали выходить, а стрясали его (те же донцы), как и ружья, с государевой казны. А регулярные армии (даже в России) к XVIII веку окончательно перешли на огнестрел, даже в кавалерии.
Так что получается классический пример того, как "бабло победило зло" - массовые нашествия "тугал-мугал" с сожжением городов, сел и тотальным угоном в полон канули в Лету и ушли в историю, потому что убивать и воровать людей стало дорого...

|
</> |
