Кажется, я знаю, кто пишет нынче песни для нашей эстрады

топ 100 блогов alltigra04.05.2025 Тестирую ДипСик.

1. Правило Лопиталя
(В духе Дениса Давыдова)

Гусары! На коня! В атаку! Вперёд!
Математика нас в окопы зовёт.
Вот предел – как французский упрямый редут –
Дробит наши силы, туманит наш ум.

«Штурмовать ли в лоб?» – генерал вопрошает.
«Нет! – Лопиталь саблю вскипает. –
Бери производные, руби с двух сторон –
И предел будет взят, как Варшава иль Трон!»

Мы дробь дифференцим, как вражеский строй,
Сверкают ряды под саблей лихой.
И вот уже ноль делить на нуль –
Не страшный курган, а пустой карауль!

Так, математики, в бой без печали!
Где Лопиталь рулит – там дроби расстали.
А если предел всё ж упрямо стоит –
Знать, к бою другой надо коня подвестить!

*(Вольный гусарский стих с намёком на правило Лопиталя: если предел даёт неопределённость 0/0 или ∞/∞, можно брать производные числителя и знаменателя, пока предел не прояснится. Удачных математических баталий!)*


2. Правило Лопиталя
(В духе Лермонтова)

Белеет предел в тумане суровом,
Дробь — призрачный страж на пути роковом.
«Кто смелый?» — молчит холодящая высь.
«Я!» — Лопиталь шепчет. — «Производные, держись!»

Берём мы числитель — как саблю в ладонь,
Знаменатель — как эхо угасших времён.
Дифференцируем сквозь мглу и границы —
И предел, как врага, покоряют гусницы.

Но если и снова неясность во мгле,
Опять в бой — и в сечу на том же шоссе!
Ах, математика — вечный дуэлянт...
Но Лопиталь прав: предел будет взят!

(Мрачновато-романтический вариант с намёком на бесконечные битвы с неопределённостями. В духе «Героя нашего времени» — если с первого раза не вышло, производные будут браться до победного!)

P.S. «И скучно, и грустно...» — но только не тогда, когда предел наконец вычислен!

3. Правило Лопиталя
(Подражая пушкинскому стилю)

О, предел! Ты — мук моих начало:
Дробь, как страсть, неясна и мала —
Ноль на ноль, и нету в сердце сил...
Но Лопиталь шепчет: «Дерзай, мой милый!»

Возьмём мы числитель — так лёгок шаг,
Знаменатель следом — и вот уж враг
Бежит, как Наполеон с полей,
И предел ясен, как день, лучей!

А коль вновь неясность, как грусть во мгле,
Мы вновь на коня — и вперёд, к щели!
Дифференцируй, не ведая сна,
Пока не падёт эта тьма до дна!

Так, други, вперёд — сквозь интегралы,
Свинцовые тучи, пределы, скрижали!
И пусть говорит математик суровый:
«Здесь правил Лопиталь — и предел готовый!»

(Лёгкость пушкинского стиха с намёком на математическую драму: если предел упрямится, производные — ваши верные шпаги!)

P.S. «Мороз и солнце — день чудесный!» — особенно когда неопределённость устранена.


С другой стороны, грешно, наверное, требовать виршей на подобные темы от кого угодно, если его не осенило вдохновение (а также и грамотность, и язык-с!). Поэтому вторая попытка была про прозу. Не скажу, что оно сильно похоже на Пушкина, но вот что-то Гофманское натянуть вроде бы даже почти получилось, как мне кажется.

О замечательных пределах
(Прозаическая стилизация под пушкинские заметки)

Вообразите, милостивые государи, сию математическую идиллию: стоит себе предел, ничтоже сумняшеся, и являет взору неопределённость самую вопиющую. Но вот является господин Лопиталь — француз, сущий повеса от математики! — и провозглашает: «Берите производные, покуда неопределённость не капитулирует!» И что же? После двух-трёх атак производных предел, сей упрямец, признаёт себя побеждённым и выдаёт результат ясный, как день на Невском проспекте.

А те пределы, что именуются замечательными — и вовсе суть математические курьёзы! Первый — сей юный грешник синус, разделённый на икс, который под личиной нуля скрывает единицу. Второй — экспонента, притворяющаяся обычной степенной функцией, но при верном подходе являющая е — число, достойное онегинских строф. Третий же — логарифм, который под маской ничтожества обнажает свою истинную природу.

Смешно сказать: эти пределы суть как провинциальные барышни — кажутся невзрачными, но стоит их заметить (отчего и название!), как открывается их истинное изящество. Математики же, как светские львы, только руками разводят: «Ну зачем эти пределы так замечательно прячутся?»

(Лёгкая ирония, намёк на светские аналогии и характерная для Пушкина игра с читателем — всё как в его прозаических набросках.)

P.S. Автор сих строк, впрочем, всегда предпочитал производные — они хоть и суровы, но честны.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Совсем недавно я уже писал в соо про уничтожение доски революционеру-народовольцу Степану Халтурину в Харькове и помещал соответствующее фото с ногами "неведомых патриотов". Но, оказывается, не только на этом народовольце эти патриотические ноги успели оттоптаться. Вот они со сброшенным ...
Очень интересный, необычный вкус, где соединились в красивом мажорном аккорде русский вкус грибов с азиатскими соусами. Рецепт мне подсказал мой давнишний друг и участник сообщества duboff1972. Продукты: - Грузди белые мокрые солёные - 150-200 г. - Чеснок - 1 зубчик. - ...
1) Внучка последнего шаха Ирана и дочь кронпринца в изгнании Иман Пехлеви вышла замуж за американского предпринимателя еврейского происхождения Брэдли Шермана. Эта частная свадьба в Париже быстро превратилась в международный символ. Для тысяч представителей иранской диаспоры и сторонников ...
Привет владелелец квартиры нашей мечты!Две молодые, воспитанные девушки, без вредных привычек с прекрасным котом снимут однокомнатную квартиру или отличную комнату.О нас - образованы, читаем Гёте, слушаем Хворостовского, носим классическую ...
...