Кажется, я знаю, кто пишет нынче песни для нашей эстрады
alltigra — 04.05.2025
Тестирую ДипСик.1. Правило Лопиталя
(В духе Дениса Давыдова)
Гусары! На коня! В атаку! Вперёд!
Математика нас в окопы зовёт.
Вот предел – как французский упрямый редут –
Дробит наши силы, туманит наш ум.
«Штурмовать ли в лоб?» – генерал вопрошает.
«Нет! – Лопиталь саблю вскипает. –
Бери производные, руби с двух сторон –
И предел будет взят, как Варшава иль Трон!»
Мы дробь дифференцим, как вражеский строй,
Сверкают ряды под саблей лихой.
И вот уже ноль делить на нуль –
Не страшный курган, а пустой карауль!
Так, математики, в бой без печали!
Где Лопиталь рулит – там дроби расстали.
А если предел всё ж упрямо стоит –
Знать, к бою другой надо коня подвестить!
*(Вольный гусарский стих с намёком на правило Лопиталя: если предел даёт неопределённость 0/0 или ∞/∞, можно брать производные числителя и знаменателя, пока предел не прояснится. Удачных математических баталий!)*
2. Правило Лопиталя
(В духе Лермонтова)
Белеет предел в тумане суровом,
Дробь — призрачный страж на пути роковом.
«Кто смелый?» — молчит холодящая высь.
«Я!» — Лопиталь шепчет. — «Производные, держись!»
Берём мы числитель — как саблю в ладонь,
Знаменатель — как эхо угасших времён.
Дифференцируем сквозь мглу и границы —
И предел, как врага, покоряют гусницы.
Но если и снова неясность во мгле,
Опять в бой — и в сечу на том же шоссе!
Ах, математика — вечный дуэлянт...
Но Лопиталь прав: предел будет взят!
(Мрачновато-романтический вариант с намёком на бесконечные битвы с неопределённостями. В духе «Героя нашего времени» — если с первого раза не вышло, производные будут браться до победного!)
P.S. «И скучно, и грустно...» — но только не тогда, когда предел наконец вычислен!
3. Правило Лопиталя
(Подражая пушкинскому стилю)
О, предел! Ты — мук моих начало:
Дробь, как страсть, неясна и мала —
Ноль на ноль, и нету в сердце сил...
Но Лопиталь шепчет: «Дерзай, мой милый!»
Возьмём мы числитель — так лёгок шаг,
Знаменатель следом — и вот уж враг
Бежит, как Наполеон с полей,
И предел ясен, как день, лучей!
А коль вновь неясность, как грусть во мгле,
Мы вновь на коня — и вперёд, к щели!
Дифференцируй, не ведая сна,
Пока не падёт эта тьма до дна!
Так, други, вперёд — сквозь интегралы,
Свинцовые тучи, пределы, скрижали!
И пусть говорит математик суровый:
«Здесь правил Лопиталь — и предел готовый!»
(Лёгкость пушкинского стиха с намёком на математическую драму: если предел упрямится, производные — ваши верные шпаги!)
P.S. «Мороз и солнце — день чудесный!» — особенно когда неопределённость устранена.
С другой стороны, грешно, наверное, требовать виршей на подобные темы от кого угодно, если его не осенило вдохновение (а также и грамотность, и язык-с!). Поэтому вторая попытка была про прозу. Не скажу, что оно сильно похоже на Пушкина, но вот что-то Гофманское натянуть вроде бы даже почти получилось, как мне кажется.
О замечательных пределах
(Прозаическая стилизация под пушкинские заметки)
Вообразите, милостивые государи, сию математическую идиллию: стоит себе предел, ничтоже сумняшеся, и являет взору неопределённость самую вопиющую. Но вот является господин Лопиталь — француз, сущий повеса от математики! — и провозглашает: «Берите производные, покуда неопределённость не капитулирует!» И что же? После двух-трёх атак производных предел, сей упрямец, признаёт себя побеждённым и выдаёт результат ясный, как день на Невском проспекте.
А те пределы, что именуются замечательными — и вовсе суть математические курьёзы! Первый — сей юный грешник синус, разделённый на икс, который под личиной нуля скрывает единицу. Второй — экспонента, притворяющаяся обычной степенной функцией, но при верном подходе являющая е — число, достойное онегинских строф. Третий же — логарифм, который под маской ничтожества обнажает свою истинную природу.
Смешно сказать: эти пределы суть как провинциальные барышни — кажутся невзрачными, но стоит их заметить (отчего и название!), как открывается их истинное изящество. Математики же, как светские львы, только руками разводят: «Ну зачем эти пределы так замечательно прячутся?»
(Лёгкая ирония, намёк на светские аналогии и характерная для Пушкина игра с читателем — всё как в его прозаических набросках.)
P.S. Автор сих строк, впрочем, всегда предпочитал производные — они хоть и суровы, но честны.
|
|
</> |
Онлайн-ТВ как часть цифровой медиасреды
Церемония поминовения принцессы Юрико на кладбище Тосимагаока
ОСТРОВ ЛУНЫ и МЕДВЕДИЦА
Рыбный канал
«Я поняла, что в деревеньку мне пока рано»
Про план одного молодого человека на жизнь. Надёжный, как швейцарские часы
Великие стройки Николаевской России
Продолжаем разговор
Домашнее-вечернее

