
"Кабы я была царица..."

Немецкий дипломат, посетивший Москву во время правления Ивана Грозного писал «Русские женщины не считают добропорядочной ту, которая выходит на улицу. Поэтому богачи и знать держат женщин взаперти, так что никто не говорит с ними, и домашнее хозяйство им тоже не дают вести, только шить и прясть…»
«Супруги государей едва ли не всю жизнь проводили в молитвах и взаперти. Покидать свои покои они могли только на молебен, да и то, скрываясь о чужих глаз. Из развлечений можно перечислить пряжу и шитье.»
До эпохи Петра I женщины были в полной власти мужчин. Девочки беспрекословно исполняли волю отца, а затем мужа. Был даже такой обычай: глава семейства на свадьбе дочери брал плетку и легонько ею хлестал невесту, приговаривая: «Передаю свою власть над тобой в руки твоего мужа, теперь за ослушание он будет учить тебя». Мужчина мог применить физическую силу в отношении жены, если та, по его мнению, делала что-то неправильное.
Но когда я прочитала про многоженство Ивана Грозного…

Первой женой стала Анастасия Захарьина-Кошкина, он выбрал ее на смотре невест в 17 лет из полутора тысяч красавиц. Правильные черты её лица обрамляли длинные густые волосы темно-русого цвета. Как писал Карамзин, «современники приписывали ей все женские добродетели», красота же считалась «необходимою принадлежностью счастливой Царской невесты».
Ей удалось покорить не только сердце мужа, но и завоевать всенародную любовь. И сделать это, будучи только красивой, вряд ли было возможно. Её образ стал символом мудрой женщины, способной, «с удивительной кротостью и умом» управлять вспыльчивым мужем.
20 лет он жил вместе с ней в любви и согласии, они были счастливы. Однако, она умирает, историки считают, что от яда, т.к. в ее шикарной косе нашли сильнодействующий яд. Она оставила ему 6 детей. На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца, едва держался на ногах».
В течении всей жизни он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жен. Смерть Анастасии Романовны стала причиной резкого психологического кризиса Ивана IV.
Он очень тяжело переносит ее смерть, буянит и бесчинствует целый год.
Потом решает остепениться и женится раз на дочке черкесского князя – Марии Темрюковне. Он даже не знакомится с ней, ее привозят сразу на свадьбу. Мария скончалась в заточении от яда или от болезни. На ее смену пришла Марфа Собакина, скончалась через две недели после свадьбы.
Больше царь жениться не имел права, однако, своей волей, разрешил себе брак с Анной Кулповской. Этой женщине повезло больше предшественниц. Через год после свадьбы Государь сослал ее в монастырь, где Анна прожила 54 года.
Следующей женой стала Мария Долгорукая. После брачной ночи, заподозрив жену в излишней опытности, царь приказал посадить ее в сани и утопить в проруби, что беспрекословно было выполнено. Современники Грозного писали об этом ужасном пруде, где топили жертв царя, огромные рыбы, выловленные из него, подавались к царскому столу.
Затем была Анна Васильчикова. Через три месяца 17 летняя княжна умерла. Ходили слухи, что царь в гневе ее задушил.
Следующая жена — Василиса Мелентьева — вдова стремянного. Женщина была обвинена в измене и похоронена заживо по царскому указу.
Наталья Коростова, племянница новгородского епископа, недолго она была «счастливой избранницей». Ее убили и тайно похоронили. Дядю же, противившегося браку, зашили в медвежью шкуру и затравили собаками.
Мария Нагая, мать царевича Дмитрия. В скорости после свадьбы царь отдалил ее от себя и прекратил общение. После смерти Грозного была сослана в монастырь.
Кто из них был официальной женой, а кто просто любовницей, доподлинно сказать невозможно, потому что по православным законам разрешалось иметь не более трех жен

Его первую, любимую жену, причисляют к самым известным русским женщинам , оставившим след в истории.
|
</> |
