
К предыдущему про белогвардейцев


Вот мы много говорили об идеализации образа белогвардейцев в современной российской культуре («Солнечный удар», «Господа-офицеры», «Адмирал» и т.п.). Но вот есть вопрос – а разве это началось только недавно? Есть такой венгерский фильм Миклоша Янчо – «Солдаты и звезды» про Гражданскую войну в России глазами красных венгров. Я смотрела его довольно давно и меня это тогда очень сильно удивили образы белогвардейцев и кизяков, как и то что они там творили. В советском кино так изображали разве что действия нацистов на оккупированных территориях, а вот в отношении белогвардейцев чувства советских зрителей всегда щадили. У Янчо они без всякой рефлексии расстреливают толпами и руки у них при этом не дрожат, а в «Беге» Хлудов всю дорогу мучает совесть из-за одного повешенного солдата. Белогвардейцы в наших фильмах – это такие же «наши» (часто еще и «няши»), просто неправые и заблуждающиеся, зато Родину любят, хотя и по-другому, поэтому с ними можно рано или поздно договориться. «Вы же русский человек! Разве может русский человек служить на одной стороне с англичанами и французами? Вам это противно, я же вижу», - говорит в фильме «Кочующий фронт» советский командир сомневающемуся белогвардейскому есаулу и таки его убеждает перейти на светлую сторону. Идеализм, замешанный на густом национализме, как он есть. И барон Унгерн в этом фильме не выглядит отмороженным психопатом, а поступки единственного действительно отрицательного белогвардейца компенсируются тем, что играет его самый красивый мужик советского кино - Юрий Соломин, как будто вытащенный из другого фильма о ГВ «Адъютант его превосходительств», и ссылкой на романтические обстоятельства – он же девушку любит, ну прямо вот до сумасшествия и поэтому все так. Но оно ладно бы, в конце концов, у того же Хлудова хотя бы есть реальный прототип в лице Якова Слащева, просто не надо говорить, что идею примирения красных и белых на базе любви к общей родине придумали путинские идеологи, а восхищение белогвардейской эстетикой пришло только в 90-е вместе с песнями Игоря Талькова.
Но что же с остальными врагами СССР? Немецкие нацисты в советской культуре и агитпропе были однозначно плохи. Но нельзя не вспомнить, как стильные и любящие родину эсесовцы из фильма «17 мгновений весны» породили целую молодежную субкультуру в СССР (т.н. «фашики»): «Подростки и юноши, самоорганизовавшись, стали «играть» в социал-националистическую партию, заводить «личные дела», писать друг на друга характеристики в духе кинофильма «Семнадцать мгновений весны», устраивали друг другу испытания на смелость и жестокость. Группами ездили в окрестности Ленинграда, вели раскопки, находили фашистское оружие, знаки отличия. Затем они начали изготавливать предметы нацистской символики, из формы ПТУ стали шить эсэсовские мундиры и фотографироваться в них, а в Ленинграде даже расхаживали в эсэсовской форме по Невскому проспекту, что приводило к инцидентам и потасовкам с ветеранами Великой Отечественной войны». Вроде бы «детские игры», но именно такие игры приводят рано или поздно к появлению реальных политических движений. Только виновато тут не кино, само собой, виновато тут загнивание верхушки бюрократического аппарата СССР и отсутствие вменяемой идеологии для молодежи, а свято место, как известно, пусто не бывает. И уж если считать главным критерием деления на «своих» и «чужих» любовь к Родине и национальность, то не стоит удивляться, что для кого-то Гитлер – плохой только потому что он немец и воевал против русских, а вот Колчак или Краснов – свои, «наши».
Разумеется, я не хочу сказать, что белогвардейцев или даже фашистов надо показывать исключительно в виде боевых крабов с окровавленными клешнями. Это нормально (даже правильно) показывать даже врагов разными, объяснять в чем их идеология и чего они хотели и за что боролись. Но не может не бросаться в глазах перекос – в советской культуре есть образы симпатичных, трагичных и человечных белогвардейцев-россияпотеряшек в стильных мундирах (то есть, правых), которые мучаются, сомневаются, красиво поют «Над окошком месяц» на стихи Есенина, любят свою страну и постоянно вспоминают о том, как в РКМП было хорошо. В общем, это очень близко к американскому фильму Фон Штернберга «Последний приказ», где даже подосланная коммунистка говорит бывшему царскому генералу – «я не могу убить того, кто так сильно любит Россию, как ты». Однако, что же в советской массовой культуре с левыми, не вписывающимися в «генеральную линию партии»? Есть анархисты – лихие, не лишенные некоторого обаяния, как Лева Задов-со-мной-шутить-не-надо из «Хмурого утра», но все-таки гораздо менее положительные, а что-то вроде отморозков-хулиганов из криминальных хроник. На месте же троцкистов и любых «не вписывающихся в генеральную линию»…сплошное белое пятно или много хуже. Если кино тридцатых, где они изображены «гадами-вредителями», хуже всяких утырков фашистов в фильмах более позднего времени. Есть статья (скажу очень мягко – необъективная) «троцкизм» в БСЭ, но нет статьи о самом Троцком. В «Хождении по мукам» фигурирует персонаж под названием «Предреввоенсовет», ни имени, ни фамилии, ни отчества которого вы никогда не узнаете (это примерно, как если в какой-то книге, к человеку, работающему инженером, будут так и обращаться – «Инженер», а не имени или фамилии). В фильме «Ленин в Октябре» фигурирует какой-то рабочий, под котором на самом деле подразумевается Антонов-Овсеенко, а революцию там сделал Сталин, ну и Ленин тоже помогал (позже из фильма изъяли на хер и Сталина, бгг). Вот почему я, собственно, и думаю, что «1984» - это не про СССР, поскольку там постоянно костерили некоего «Голдстейна», но называли по имени и объясняли, чего он хочет. Чего эти хотели и за что боролись, не понятно. В фильмах тридцатых рядовые «троцкисты» - это страшные, но карикатурные враги с какими-то мелкими и иррациональными целями типа потравить воду в колодце или послать поезда под откос (х/ф «Честь»), а более знаковые фигуры просто не показываются, поскольку их изображение в художественном кино бы привело к очеловечиванию или объяснению позиции, поэтому о них можно было рассуждать только языком агитационного плаката «Уничтожим троцкистско-фашистскую гадину». Уничтожались и изымались не только произведения самого Троцкого и членов Левой оппозиции, но и даже те, где позиция троцкистов объяснялась критиковалась. Уже в хрущевские и более поздние времена эта тема попросту не раскрывалась для ширнармасс в принципе – линия партии-то у нас не только генеральная, но и единая и неделимая, как и страна одна.
Отсюда распространение и поныне у этих самых широких народных масс самых смутных и диких представлений о внутрипартийных дискуссиях того времени. Отсюда и вектор на примирение с правыми («центристами», «национально-патриотическими силами», как грит Зюганов), при общей непримиримости к левым. Включая тех, которые в загнивающих буржуазных странах витрины бьют и с полицией дерутся – романтизацию и героизацию таких советская бюрократия никак не могла допустить (ясно же, что хулиганы, террористы и буржуйское отродье), а вот белодельцев - запросто. На картинке собственно изображения 1) классового врага, 2) «внутрипартийной» с позволения сказать, «дискуссии» (смотрите не перепутайте!). Как говориться – «ну вот и не обижайся тогда», что примирение будет. Только не правых с левыми, а левых с правыми, причем на условиях вторых.
|
</> |
