рейтинг блогов

К предыдущему про белогвардейцев

топ 100 блогов beauty_spirit04.10.2020 К предыдущему про белогвардейцев

Вот мы много говорили об идеализации образа белогвардейцев в современной российской культуре («Солнечный удар», «Господа-офицеры», «Адмирал» и т.п.). Но вот есть вопрос – а разве это началось только недавно? Есть такой венгерский фильм Миклоша Янчо – «Солдаты и звезды» про Гражданскую войну в России глазами красных венгров. Я смотрела его довольно давно и меня это тогда очень сильно удивили образы белогвардейцев и кизяков, как и то что они там творили. В советском кино так изображали разве что действия нацистов на оккупированных территориях, а вот в отношении белогвардейцев чувства советских зрителей всегда щадили. У Янчо они без всякой рефлексии расстреливают толпами и руки у них при этом не дрожат, а в «Беге» Хлудов всю дорогу мучает совесть из-за одного повешенного солдата. Белогвардейцы в наших фильмах – это такие же «наши» (часто еще и «няши»), просто неправые и заблуждающиеся, зато Родину любят, хотя и по-другому, поэтому с ними можно рано или поздно договориться. «Вы же русский человек! Разве может русский человек служить на одной стороне с англичанами и французами? Вам это противно, я же вижу», - говорит в фильме «Кочующий фронт» советский командир сомневающемуся белогвардейскому есаулу и таки его убеждает перейти на светлую сторону. Идеализм, замешанный на густом национализме, как он есть. И барон Унгерн в этом фильме не выглядит отмороженным психопатом, а поступки единственного действительно отрицательного белогвардейца компенсируются тем, что играет его самый красивый мужик советского кино - Юрий Соломин, как будто вытащенный из другого фильма о ГВ «Адъютант его превосходительств», и ссылкой на романтические обстоятельства – он же девушку любит, ну прямо вот до сумасшествия и поэтому все так. Но оно ладно бы, в конце концов, у того же Хлудова хотя бы есть реальный прототип в лице Якова Слащева, просто не надо говорить, что идею примирения красных и белых на базе любви к общей родине придумали путинские идеологи, а восхищение белогвардейской эстетикой пришло только в 90-е вместе с песнями Игоря Талькова.

Но что же с остальными врагами СССР? Немецкие нацисты в советской культуре и агитпропе были однозначно плохи. Но нельзя не вспомнить, как стильные и любящие родину эсесовцы из фильма «17 мгновений весны» породили целую молодежную субкультуру в СССР (т.н. «фашики»): «Подростки и юноши, самоорганизовавшись, стали «играть» в социал-националистическую партию, заводить «личные дела», писать друг на друга характеристики в духе кинофильма «Семнадцать мгновений весны», устраивали друг другу испытания на смелость и жестокость. Группами ездили в окрестности Ленинграда, вели раскопки, находили фашистское оружие, знаки отличия. Затем они начали изготавливать предметы нацистской символики, из формы ПТУ стали шить эсэсовские мундиры и фотографироваться в них, а в Ленинграде даже расхаживали в эсэсовской форме по Невскому проспекту, что приводило к инцидентам и потасовкам с ветеранами Великой Отечественной войны». Вроде бы «детские игры», но именно такие игры приводят рано или поздно к появлению реальных политических движений. Только виновато тут не кино, само собой, виновато тут загнивание верхушки бюрократического аппарата СССР и отсутствие вменяемой идеологии для молодежи, а свято место, как известно, пусто не бывает. И уж если считать главным критерием деления на «своих» и «чужих» любовь к Родине и национальность, то не стоит удивляться, что для кого-то Гитлер – плохой только потому что он немец и воевал против русских, а вот Колчак или Краснов – свои, «наши».

Разумеется, я не хочу сказать, что белогвардейцев или даже фашистов надо показывать исключительно в виде боевых крабов с окровавленными клешнями. Это нормально (даже правильно) показывать даже врагов разными, объяснять в чем их идеология и чего они хотели и за что боролись. Но не может не бросаться в глазах перекос – в советской культуре есть образы симпатичных, трагичных и человечных белогвардейцев-россияпотеряшек в стильных мундирах (то есть, правых), которые мучаются, сомневаются, красиво поют «Над окошком месяц» на стихи Есенина, любят свою страну и постоянно вспоминают о том, как в РКМП было хорошо. В общем, это очень близко к американскому фильму Фон Штернберга «Последний приказ», где даже подосланная коммунистка говорит бывшему царскому генералу – «я не могу убить того, кто так сильно любит Россию, как ты». Однако, что же в советской массовой культуре с левыми, не вписывающимися в «генеральную линию партии»? Есть анархисты – лихие, не лишенные некоторого обаяния, как Лева Задов-со-мной-шутить-не-надо из «Хмурого утра», но все-таки гораздо менее положительные, а что-то вроде отморозков-хулиганов из криминальных хроник. На месте же троцкистов и любых «не вписывающихся в генеральную линию»…сплошное белое пятно или много хуже. Если кино тридцатых, где они изображены «гадами-вредителями», хуже всяких утырков фашистов в фильмах более позднего времени. Есть статья (скажу очень мягко – необъективная) «троцкизм» в БСЭ, но нет статьи о самом Троцком. В «Хождении по мукам» фигурирует персонаж под названием «Предреввоенсовет», ни имени, ни фамилии, ни отчества которого вы никогда не узнаете (это примерно, как если в какой-то книге, к человеку, работающему инженером, будут так и обращаться – «Инженер», а не имени или фамилии). В фильме «Ленин в Октябре» фигурирует какой-то рабочий, под котором на самом деле подразумевается Антонов-Овсеенко, а революцию там сделал Сталин, ну и Ленин тоже помогал (позже из фильма изъяли на хер и Сталина, бгг). Вот почему я, собственно, и думаю, что «1984» - это не про СССР, поскольку там постоянно костерили некоего «Голдстейна», но называли по имени и объясняли, чего он хочет. Чего эти хотели и за что боролись, не понятно. В фильмах тридцатых рядовые «троцкисты» - это страшные, но карикатурные враги с какими-то мелкими и иррациональными целями типа потравить воду в колодце или послать поезда под откос (х/ф «Честь»), а более знаковые фигуры просто не показываются, поскольку их изображение в художественном кино бы привело к очеловечиванию или объяснению позиции, поэтому о них можно было рассуждать только языком агитационного плаката «Уничтожим троцкистско-фашистскую гадину». Уничтожались и изымались не только произведения самого Троцкого и членов Левой оппозиции, но и даже те, где позиция троцкистов объяснялась критиковалась. Уже в хрущевские и более поздние времена эта тема попросту не раскрывалась для ширнармасс в принципе – линия партии-то у нас не только генеральная, но и единая и неделимая, как и страна одна.

Отсюда распространение и поныне у этих самых широких народных масс самых смутных и диких представлений о внутрипартийных дискуссиях того времени. Отсюда и вектор на примирение с правыми («центристами», «национально-патриотическими силами», как грит Зюганов), при общей непримиримости к левым. Включая тех, которые в загнивающих буржуазных странах витрины бьют и с полицией дерутся – романтизацию и героизацию таких советская бюрократия никак не могла допустить (ясно же, что хулиганы, террористы и буржуйское отродье), а вот белодельцев - запросто. На картинке собственно изображения 1) классового врага, 2) «внутрипартийной» с позволения сказать, «дискуссии» (смотрите не перепутайте!). Как говориться – «ну вот и не обижайся тогда», что примирение будет. Только не правых с левыми, а левых с правыми, причем на условиях вторых.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вообще-то коммунистическая власть ненавидела всех героев Второй Отечественной (Первой мировой) войны 1914-1918 гг., а саму эту войну называла не иначе как "империалистической". Но героя-казака Козьму Крючкова (1890-1919), известного всей Российской Империи, они ненавидели особо, ...
Топ-блогер ЖЖ Александр Беленький, понаехаваший недавно в Ригу, наряду с более-менее нейтральными постами из Латвии о своей рижской квартире или о том, что продается в рижских супермаркетах, выдает и явно пропагандистские. Так, в репортаже из Юрмалы, которая, по "макосу", якобы была этим ...
Прошли годы, много лет. Мое прошлое скукоживается, покрывается патиной. Какие-то странные люди создают мифы. О том, чего не было никогда. О сотнях, тысячах людей, якобы, активно готовивших эту упавшую с неба независимость. Не желая фиксировать правду. Правду, состоявшую в том, что ...
Ситуация: в наличии имеются ребенок женского полу, папа, зависшая по рабочим делам у компа мама и прекрасная погода на улице. Естественное желание - отправить ребенка погулять с папой в парк по соседству. Но вот как в таких случаях туалетный вопрос решать? Не считая варианта "в кустики". ...
Был очень клевый Бабах! Алексею особенное спасибо за такой чудный фейрверк, Юлиану за переход через лабиринт, Ринглину за замок Джареда и всем всем за праздник. :) 1. 2. 3. 4. Это один из подарков затерялся. :) 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. ...