К недавнему взрыву завода "Кристалл" в Дзержинске
rostislavddd — 09.06.2019 Там очень отделались в сравнении взрывом трех вагонов с взрывчаткой в Арзамасе в 1988 году, надо сказать.Взрыв произошел в 9 ч. 37 м. 41 сек.( по данным сейсмической лаборатории Боровое, Моск. обл) 4 июня 1988 года в 320 метрах от станции Арзамас-1. В составе ВВ находилось в первых трех вагонах, остальные восемь были незагружены. На участке взрыва с одной стороны ж/д путей находились жилые постройки, пути прересекал газопровод и автомобильная дорога.
От взрыва погибли 88 человек включая 10 детей, 200 госпитализированы из них 16 - тяжелораненых. Пострадало 93 здания, 21 из которых полностью разрушено.
Распределение ВВ в вагонах:
Первый (металлический) вагон:
1. Тротил ТП-400 в шашках загруженный по краям вагона(19.2 и 10.8 тонн)
2.93 ящика(13020 шт) изделий ЗПКС-80. (Кумулятивные заряды, содержимое- гексаген)
3. Промежуточные детонаторы ДП-1. Массой 0.25 тн.
Суммарная эквивалентная масса тротила- 30.4 тонны.
Второй(металлический) вагон:
1.Флегматизированный гексоген- 30.4 тонны.
2.Чистый октаген-27.3 тонны.
Суммарная эквивалентная масса тротила- 75 тонн.
Третий(деревянный) вагон:
1. Патронированный аммонал- 25.5 тонн.
2.Скальный аммонит- 5 тонн.
Суммарная эквивалентная масса тротила- 40 тонн.
Суммарная эквивалентная масса тротила по всем вагонам- 145 тонн.
Воронка от взрыва вагонов имела длину 60-70 метров, ширину 25-30 метров и глубину в 6-8 метров. Форма-овальная с уменьшением ширины в месте где пересекала дорога. Объем воронки приблизительно 4500-4700 м.кб. Глубина воронки в 6 метров соответствует взрыву 1 вагона, 8 - второго.
Причины взрыва:
Работала Государственная комиссия, рассмотревашая более 20 вариантов.Проводились моделирование по основным версиям, для чего на полигоне Капустин Яр пытались взрывать аналогичные вагоны с аналогичной загрузкой:
1. Возникновение детонации от механического воздействия на рассыпанный по вагону тонкий слой ВВ. Детонации не произошло.
2. Возникновение детонации из за взрыва газового облака. Поджиг облака пропано-бутановой смеси к детонации ВВ в вагонах так же не привел.
По результатам работы комиссия пришла к выводу что взрыв вероятно вызвало возгорание ВВ в первом вагоне от снопа искр из трубы тепловоза. Судя по профилю воронки взрывы вагонов шли последовательно с небольшой задержкой начиная от первого вагона примыкавшего к тепловозу. также было отмечено нарушение правил перевозки ВВ ( в одном вагоне находились вещества разных разрядов взрывоопасности).