Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

топ 100 блогов pasha_popolam08.09.2023
Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Я откладывал этот обзор лет пятнадцать и вот когда наконец решился, понял что дать адекватную оценку, да и вообще описать творчество португальца будет крайне сложно. Но и тем интересней процесс. Фильмы Монтейру вообще ни на что больше не похожи, это один из самых оригинальных режиссёров в мире. По уровню провокации и цинизма с ним можно сравнить разве что Уотерса, но Монтейру куда тоньше и сложнее по идеологии. Всё это, а так же и то что португалец намеренно троллил всех до кого мог дотянуться и шёл вразрез любому мейнстриму, с его картинами всё очень сложно в плане популярности. Фильмы выдвигались на самые престижные фесты, получали награды, имеют высокие рейтинги, и практически остались неизвестными (всё это конечно условно в секторе авторского кино). Что же касается нашей страны, то некоторые картины имеющие рейтинг IMDb выше 7, получившие разные «ветки» и считающиеся в Португалии национальным достоянием, у нас рейтинга вообще не имеют, и даже не дублированы.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Чувачела с 1969 до 2003 (год смерти) наснимал больше двух десятков картин, вместе с короткометражками и документалками, однако программными остаются 5-6 и основные три составляют замкнутый цикл так называемый «Трилогия Деуша», что собственно и значит «Трилогия Бога». Ибо без ложной скромности, героя Монтейру так и зовут. Жуан Деуш, которого собственно Монтейру играет и которого принято считать альтер-эго, это не то что бы ветхозаветный Бог, а скорее бог Пан или мелкий бес. Принимая во внимание антиклерикальные воззрения режа его герой может интерпретироваться и как «божий человек» со всеми вытекающими из этого греховными перверсиями.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Жуан Деуш немолодой сеньор, невысокого роста, дистрофичного телосложения, с непропорционально большой, носатой головой, сплюснутой с боков. На какой бы социальной ступени не пребывал Деуш, он всегда аккуратен, его голос вкрадчив и спокоен. Деуш любит Моцарта и Брамса, много курит и ведёт глубокомысленные философские рассуждения. Единственное что может вывести Деуша из равновесия – вид женских гениталий, ибо Деуш старый эротоман. Нет в мире такой моральной скрепы, что остановила бы извращенца перейти любую границу дозволенного.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Каждый из трёх фильмов цикла: «Воспоминания жёлтого дома», «Божественная комедия» и «Женитьба Деуша», представляют по сути одну и ту же сюжетную конструкцию о взлёте и падении. Между тем каждый из них имеет совершенно оригинальную форму и подачу, содержит огромное количество культурологических отсылок, угарнейшие диалоги о мироздании и самое главное – совершенно неожиданные дичайшие переходы от «высокого» к «низкому», от теологии к площадной брани, от эстетически вылизанной картинки к самому банальному совокуплению.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

«Воспоминания жёлтого дома» Монтейру выпустил в 1989 году, картина с ходу разорвала зрителей, критиков, жанровые рамки и всё какие только можно красные линии. Фильм повествует о житье-бытье лоботряса средне-старшего возраста. Жоан Деуш обитает в дешёвом лиссабонском клоповнике, как положено с жёлтыми стенами. Чудило пишет статейки на заказ, но в принципе нигде не работает, а деньги шкуляет у мамы, которой под восемьдесят. Мама правда совсем сдала последнее время и работа поломойкой даётся ей тяжело.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Да и сам Деуш неважно себя чувствует. Деуша донимает зуд и он грешит на клопов, хотя хозяйка категорически с этим тезисом не согласна. Вообще по жизни у Деуша два занятия, кроме увлечения Моцартом, это ещё слоняться по злачным забегаловкам и подглядывать за своими молодыми соседками. Последнее увлечение в дальнейшем разовьётся в серьёзное коллекционирование лобковых волос.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Между тем доктор констатирует у Деуша нехорошую болезнь и он вынужден потратить последние деньги на антибиотики. Что конечно же крайне необходимо в преддверии его дня рождения. На свой день рождения Деуш угощает друзей вином. Среди друзей проститутка и старый парикмахер. Парикмахер в качестве подарка бреет Деуша бесплатно и проститутка соответственно тоже оказывает свои услуги безвозмездно. Всё эти события, вполне рядовые, хоть и пикантного свойства поворачиваются для Деуша весьма неожиданно.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Проститутка покончила с собой и Деуш находит у неё крупную сумму, скопленную годами. Однако деньги не цель Деуша, а средство. Он пытается соблазнить молодую дочку квартирной хозяйки. Деуш произносит выспреннюю речь о высокой любви, а потом просто кидает деньги и девку на кровать. Пребывая в эйфории, Деуш покупает на оставшиеся деньги военную форму, расхаживает по городу с наглым видом и в итоге проходит на территорию казарм, где его и ловят.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

При первом просмотре фильм произвёл на меня неизгладимое впечатление. Национальный португальский колорит, статичные городские пейзажи сменяются непристойными перебранками и философскими размышлениями. Главный герой это современный европейский инфантил и одновременно «маленький чаплинский человек». Бесспорно это и трагикомедия и драма, она содержит непередаваемые авторские диалоги и авторскую же эксцентрику. В числе прочего рассуждения о политике, искусстве, смысле жизни и любви. Всё это в целом производит впечатление дичайшего например заката и упадка, причём в оригинальном авторском стиле.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

«Воспоминания жёлтого дома» остаётся самым известным фильмом Монтейру, однако «Божественная комедия» снятый в 1995 году пожалуй ни чем не хуже. Если первый фильм был о «человеке дна», то второй о «среднем классе», впрочем исход один…

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Жуан Деуш управляющий самым популярным в Лиссабоне кафе-мороженое, под названием «Рай». Его подобрала с помойки, отмыла и приютила бывшая проститутка, подруга той самой покончившей с собой. Теперь Деуш респектабельный буржуа, он важная деталь в «империи мороженого», придумывает новые вкусы и зорко следит за соблюдением санитарной гигиены… среди молоденьких сотрудниц. У Деуша шикарные апартаменты, стильный дизайн и большая коллекция лобковых волос, в прекрасном переплёте, с описаниями, которая включает даже экспонат от королевы Елизаветы второй.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Пребывание в «Раю» приносит Деушу все удовольствия старого развратника, какие только можно придумать, но стремление к идеалу рискует обрушить хрупкое равновесие. Этим идеалом послужила младшая пятнадцатилетняя дочь мясника. Не в меру пытливая девица полностью завладела воображением пятидесятилетнего эстета. Ванна молока, дорогие напитки, пополнение коллекции и как результат многочисленные переломы, реанимация и длительное лечение.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Выйдя из больницы Деуш констатировал своё полное фиаско: «Рай» переименован, апартаменты разгромлены, коллекция сожжена, а сам он вышвырнут на улицу. Как и в первом фильме повторенная история имеет несколько подтекстов: это и философия, и теософия, и саркастический экскурс в политическую историю фашистского прошлого. «Божественная комедия» куда более символична и метафорична нежели первый фильм, но третий – «Женитьба Деуша» вообще чистая аллегория. Статичные общие планы, буффонада, фарс и откровенные сцены стремятся к бесконечности.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

«Женитьбу Деуша» Монтейру снял в 1999 году, фильм вышел довольно сложным в восприятии за счёт раздутого хронометража. Однако зритель продравшийся сквозь бесконечные виды закатов и озёрной глади, сможет обнаружить креативный сюжет: Жуан Деуш, выпущенный из психушки пребывает на дне жизни, когда неожиданно к нему заявляется «посланник Бога» и вручает здоровенный чемодан с деньгами. Теперь Жуан Деуш барон, он живёт в просторном дворце с многочисленной прислугой и даже содержит личного археолога в лице очаровательной девушки.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Жуан Деуш – любимец Бога, его удача безгранична. Он садится играть в покер с арабским шейхом, ставит всё на всё и выигрывает. В последней партии шейх ставит на кон свою красавицу жену, Деуш выигрывает и её. Пребывая в эйфории Деуш дарит наложнице… революцию. Но проснувшись утром обнаруживает свой сейф-алтарь пустым. Кроме того Деуша арестовывают за попытку переворота.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Из всей трилогии «Женитьба Деуша» самый метафоричный, кроме того он переполнен прямыми отсылками к истории фашистского прошлого и Салазару лично. Можно представить фейспалм португальской общественности, учитывая настроения 1999 года, если и сейчас популярность «Нового государства» достигает в Португалии рекордных показателей. Что же касается общих посылов общественно-политического и культурологического свойства, то выходит что нетленки португальца идут вразрез практически со всеми современными трендами. Тут однозначный ступор должен охватить и традиционалистов консерваторов и псевдо либералов глобалистов, особенный бомбеж представляется у разного рода феминисток, my too и BLM.

Жуан Сезар Монтейру. Португальский бог сарказма

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После пересмотра «Общества мёртвых поэтов». Когда через десятилетия антропологи будут изучать наши странные и невозможные времена, они придут к парадоксальному выводу. Главная добродетель сейчас — умение не слушаться. Не слушаться взрослых, а вы о чём ...
У каждого, кто прошел огонь Великой Отечественной была своя война. Некоторые части дрались на передовой, ходили в атаку, гибли под огнем немецких самолетов. Другие большую часть времени находились в резерве и их использовали только в случае крайней необходимости. Да и накал боев даже ...
...
...
Самое эффективное пожаротушение лесов с воздуха . Это знают даже во Франции у которой нет лесов. ...