Juan Antonio Bayona. От «Приюта» до «Общества снега»


Байона из тех режиссёров чья фамилия всегда на слуху, но до просмотра как-то руки не доходят. Хотя и фильмы снимал резонансные и на фестивалях что-то ему вручали, правда особой плодовитостью испанец тоже не отличается. За пятнадцать лет он снял всего 6-7 полнометражек, среди которых пара сиквелов не вызывающих особого доверия. Таким образом остаются всего четыре фильма, один из которых - «Невозможное» я уже как-то чисто случайно смотрел.

Оставшиеся три имеют сильный разброс по времени и по жанрам. Тут вам фирменный испанский мистический реализм и гиперреалистичные фильмы-катастрофы, всё это с уклоном в семейную психологию и мелодраму. Нельзя сказать что это какое-то супер оригинальное и супер глубокое кино, скорее это мейнстрим с определённым авторским почерком, очень старательно снятый.

«Приют» 2007 года, это можно сказать совместный проект Байоны и Гильермо дель Торо, кстати в картине здорово чувствуется рука второго. Сценарий же написал Серхио Санчес, впоследствии сам снявший ещё один мистический триллер при помощи Байоны – «Обитель теней». Нельзя сказать что история «Приюта» - нечто оригинальное, на самом деле фильм здорово косплеит «Другие» Аменабара. Правда фильм Аменабара более прост и прямолинеен.

«Приют» довольно затейливая, фаталистская притча о жизни, смерти, ответственности и неизбежности. Приют – место куда возвращается бывшая воспитанница Лаура. Лауру забрали из приюта незадолго до трагических событий связанных с исчезновением нескольких воспитанников. Через много лет Лаура с мужем и приёмным сыном, возвращается в бывший приют, с намерением возобновить его работу.

Приёмный сын Лауры увлекается играми с невидимыми друзьями, а в день открытия приюта он исчезает. Многодневные поиски не приносят результата, но Лаура не может с этим смирится, Лаура доводит себя до исступления и готова прибегнуть к любым средствам с целью добиться истины. В финале ей открывается прошлое во всей своей шокирующей правде, а так же и настоящее и невозможность изменить то и другое. Ну и конечно экзистенциальное существование первого и второго одновременно. Тут конечно, привет «Другие»!

Фильм стал весьма успешным в прокате и на фестивалях. Кроме того, его хвалили критики, но свой следующий, самый удачный проект «Невозможное», Байона смог реализовать только через пять лет. А ещё через четыре он снял «Голос монстра».

«Голос монстра» 2016 года, это конечно никакое не фентези, даже не знаю откуда берут это всё составители кратких синопсисов. «Голос монстра» это типичная семейная драма с упором на внутренние переживания ребёнка потерявшего родителей. Существует огромное количество игровых фильмов и анимации эксплуатирующих тему внутреннего мира ребенка, ушедшего так сказать в себя и существующего в причудливом мире фантазий под влиянием жестокой действительности. По сути множество сказок именно об этом, начиная с бесчисленных вариаций «Золушки». Байона в «Голосе монстра» соединяет анимацию с игровым фильмом, и всё это под соусом довольно жёсткой «взрослой» философии.

Мать Коннора болеет онкологией, а папаша живёт в Америке с новой семьёй. На фоне очередного рецидива, Коннору предстоит жить с бабушкой Сигурни Уивер, всё еще готовой в любой момент «замочить чужого». Под воздействием тяжёлых обстоятельств, богатая фантазия пацана выдаёт образ некоего огромного дерева-монстра, приходящего к Коннору по ночам. Тут сюжет делает неожиданный поворот. Дерево-монстр это не добрая фея, которая на халяву дарит подарки и даже не суровый дед мороз который в итоге тоже дарит подарки. Всё же фильм взрослый, поэтому дерево-монстр имеет серьёзную взрослую миссию – он раскрывает ребёнку глаза на реальным мир, с его жестокими законами и порой парадоксальными истинами. Это персонаж который как бы вводит ребёнка во взрослый мир раньше времени и тем самым облегчает ему адаптацию.

Фильм очень реалистично поставлен в смысле сюжета и внутреннего наполнения. Это и есть тот самый испанский мистический реализм который силён в картинах Аменабара, Медема и Гильермо дель Торо. Снятый в локациях Англии и имея в литературной основе ирландскую идею фильм приобрёл необходимую мрачность, которая пошла только на пользу конечному результату.

«La sociedad de la nieve» «Снежное братство» или как перевели у нас «Общество снега» выпущенный в 2023 году фильм-катастрофа. Картина описывает события 1972 года, связанные с авиакатастрофой в Андах, на границе Аргентины и Чили. Самолёт с 45 пассажирами, среди которых основную часть составляла команда регбистов из Уругвая, потерпел крушение врезавшись в ледник. Основное действие разворачивается с оставшимися в живых 29 пассажирами, очень скоро осознавшими что их не найдут и выживать придётся самостоятельно.

Этот фильм не просто гиперреалистичная реконструкция катастрофы и хроники выживания, но и детальный разбор вставших перед людьми вопросов морально-этического свойства. Например кушать или нет своих товарищей по команде? Хотя может показаться что данный вопрос для молодых, здоровых и амбициозных спортсменов не критичный, тем более что сидеть без еды им предстояло больше двух месяцев.

В конце концов сыграло свою роль крепкое здоровье и целеустремлённость. Чуваки не сидели тупо в ожидании, а делали попытки выбраться и таки добрались до ближайшего чилийского колхоза. Каково же было удивление общественности, когда вдруг обнаружились выжившие, ведь в подобных катастрофах ещё ни разу никто не выживал.

Откровенно говоря, в своей морализаторской части раскрытой в диалогах, фильм может показаться затянутым и скучноватым, но компенсируют экшн-эпизоды и грандиозные горные панорамы. Так что можно смело посоветовать фильм любителям жанра и горным туристам.