Жостовские подносы: красота, созданная на коленях
luvida — 18.09.2015 Продолжаю рассказывать про искусство лаковой живописи. Начало здесь.Федоскино и Жостово раньше были соседями - от одного до другого рукой подать. Это потом уж Клязьминское водохранилище встало между ними лишними десятками километров. Но когда в Федоскино в конце XVIII века появилась фабрика по производству лакокрасочных изделий из папье-маше, не удивительно, что жившие в окрестных деревнях и сёлах крестьяне потянулись к новому искусству. Один из предприимчивых крестьян деревни Жостово Ф.Н. Вишняков долго приглядывался к работе федоскинских мастеровых и в один прекрасный день открыл свою мастерскую – по изготовлению подносов. Сначала подносы делались из папье-маше, а затем за основу стали брать железо. Опять же, подсмотрели у коллег – уральских мастеровых. То есть, фактически «соединили» опыт Федоскино и Урала и довели его до совершенства.
1.
В выставочном зале фабрики на стенах висят картины многих поколений и фамилий жостовских художников.
2.
Мастерство и опыт изготовления и росписи подносов здесь передаются от отца к сыну, от матери к дочери на протяжении почти двух веков.
Уголок старинных подносов.
3.
4.
Возможно, чей -то портрет.
5.
6.
Узнали технику? Ракушечка вделана в слой крсок и лака. Этот поднос явно из папье-маше.
7.
Самый старый поднос в коллекции фабрики.
8.
Прежде всего, нам показали, как из обычного куска железяки получается нереальной красоты поднос. Хотя несправедливо так говорить, это не кусок железа, кованая заготовка для подноса - это тоже искусство. Подносы ведь разной формы…
А вот так, на коленях художника...
9.
...посредством самых обычных масляных красок...
10.
...форма превращается…
11.
Форма превращается…
12.
… в красивый поднос!
13.
Почему на коленях? А так удобнее, оказывается!
14.
Глаз нельзя отвести от этих ярких цветов и сказочных птиц – один другого чудеснее!
15.
Экскурсовод Анна рассказывает историю созданию чуть ли не каждой работы, без устали перечисляет фамилии художников, отличительные приёмы росписи…
16.
- Можете ли вы определить, - показывая на несколько висящих рядом подносов, спрашивает нас Анна, - который из них расписал мужчина, а который – женщина?
Но нет, догадаться невозможно! И Анна соглашается, что это так и есть.
Но отличительные штрихи художников она знает. И даже показала нам несколько. Но я вам не скажу – разве же запомнишь всё с одного раза?!
17.
Я вам лучше подносы покажу. Много подносов! И не останавливайте меня, я не могу выбрать из них лучшие. Я в них просто влюбилась…
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
На такой поднос я не посмела бы ничего поставить...
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
А это "неправильный поднос: он делит простраство пополам - горизонтом.
Но мне, пожалуй, он очень нравится!
60.
Персональная выставка художника Б.А. Савельева - в честь 50-л6тия его творческой деятельности.
61.
62.
63.
64.
А кто догадается, почему именно такая форма у подноса?
Подсказка: она имеет практическое значение.
65.
Ну что, смогли выбрать самый-самый? Вот и у меня не получилось.
И да, ещё раз хочу поблагодарить за такую замечательную экскурсию "Магазин путешествий": спасибо лишним не бывает.
|
</> |