ЖЖ хочет стать газетой

топ 100 блогов pavel_shipilin29.05.2016 Многие топовые блогеры высказали категорическое несогласие с новой концепцией «Живого журнала». Что вполне естественно, поскольку они судят о случившемся со своей колокольни. Но давайте все же посмотрим на окружающий мир с точки зрения редакции.

ЖЖ хочет стать газетой


По главной странице всегда можно понять, что задумано. А задумано превращение ЖЖ в полноценное СМИ. Обратите внимание на рубрикатор.

ЖЖ хочет стать газетой
Сравним, например, с «Известиями».

ЖЖ хочет стать газетой

Во многом они совпадают, что говорит о том, что информационное поле делится всеми средствами массовой информации на почти одинаковые делянки. Для нас важно то, что ЖЖ теперь тоже считает себя средством массовой информации, и даже его главная страница теперь напоминает интернет-газету.

Разумеется, набор разделов — это внутреннее дело редакции, которое зависит от задач. Скажем, я вижу, что отсутствует рубрика «Политика», обязательная практически для всех СМИ. Следовательно, «Живой журнал» не хочет быть политической газетой, а значит, мой политический блог вряд ли когда-нибудь войдет в топ-10. Мне это может нравиться или нет, но это факт.

Рассуждения о снижении трафика или потери топовыми блогерами рекламных бюджетов, разумеется, имеют право на существование, но вряд ли повлияют на принятое редакцией решение о смене концепции. Нам дали понять, что отныне «Живой журнал» будет наполнять свою главную не топом, где навалено все подряд, от фотографий кошечек и диет до экономической аналитики и энергетических проблем, а постами на выбранные им самим темы. Которые, по задумке владельцев, должны в будущем привлечь новых пользователей.

В этом нас убеждает призыв, которого, по-моему, не видно, если вы просматриваете главную как зарегистрированный пользователь..

ЖЖ хочет стать газетой

Обратите внимание: «независимые новости». Не отчеты о путешествиях, не экспертные оценки и уже тем более не разборки между блогерами, которые интересны только в рамках блогплатформы. Нет, выбор редакции вполне определенный: информация о волнующих общество событиях в трактовке не журналистов, а обычных людей, которые ведут свои дневники и высказываются по разным поводам, подчиняясь лишь собственным убеждениям. То есть, нас с вами.

Имеет ли право на существование новая концепция? Безусловно. Есть огромная армия юзеров, которые читают не только заметки в разных газетах, но и комментарии под ними. Это тоже «творчество» простых людей, оно способно повлиять на восприятие изложенного журналистами — согласиться, отвергнуть, засомневаться, подискутировать. Именно комментаторы — важная часть субкультуры ЖЖ, его «золотой фонд». Комментаторов в «Живом журнале», возможно, больше, чем во всех СМИ, вместе взятых.

Авторы, которые способны спровоцировать дискуссию, — тоже, безусловно, «золотой фонд», но все же они вторичны. Им должно быть отведено достойное второе место по значимости.

Недовольство блогеров, считающих себя главными действующими лицами «Живого журнала», объяснимо: только приноровились к топу, а теперь придется все менять. Но нужно успокоиться. Теперь у редакции куда больше возможностей поставить любой пост, в том числе топовых блогеров, в «первое окно» главной страницы, и совсем необязательно их рейтинговать.

Однако я считаю, что есть простой способ не вызывать раздражение у старожилов — достаточно сделать так, чтобы к «потерянному» привычному топу вела отдельная кнопка. Тем более что главная страница теперь рассчитана не на старожилов, а на новых пользователей, у которых пока нет аккаунта. Они в топ заходить будут редко, а нам он по-прежнему нужен.

ЖЖ хочет стать газетой

Но коль уж сотрудники «Живого журнала» решили превратиться в редакцию, то необходимо провести еще одну реформу. Эта мысль давно зрела в моей голове, однако высказывать ее смысла не имело, пока модераторы были озабочены формированием ежечасного и ежесуточного топа.

Теперь самое время.

ЖЖ хочет стать газетой Редакционная политика определяется редакционными заданиями. То есть, должна быть налажена обратная связь. Предложение «Пришлите новость» (опять новость, заметьте), расположенная в правом верхнем углу, этой функции выполнять не может — редакция просто старается немного облегчить себе жизнь, поскольку блогеры сами должны определить рубрику для написанного ими поста.

Все должно быть поставлено иначе.

В каждой редакции проходят планерки: в ежедневных бумажных газетах по утрам, на информационных радиостанциях, редакционная политика которых больше подходит ЖЖ, — каждый час. Здесь рейтингуются новости: дежурный редактор (ведущий) определяет, какая главная, какая пойдет второй, какая третьей и так далее. Предложение, которое просится: редакция «Живого журнала» должна сформировать раздел «Задания».Эту функцию должна выполнять рубрика «Новости» — изложение главных событий часа.

Каждый блогер будет видеть список из десятка – другого новостей, которые редакция определила для себя как приоритетные. Если автор, бросив все, напишет пост на любую заданную тему, он гарантированно попадет на главную ЖЖ. Хорошо напишет — попадет первым, хуже — угодит в список тех, кто вместе с ним откликнулся и самовыразился. Список должен рейтинговаться редакцией.

Что-то похожее «Живой журнал» уже делает — пока самостоятельно, выискивая среди сотен постов те, что написаны на одну тему. Вот пример: http://www.livejournal.com/media/56654.html. Но это не совсем то, о чем я говорю.

Если ЖЖ хочет превратиться в информационный ресурс, то на его главной странице должны располагаться новости, которые в данную минуту обсуждает интернет, а не те, которые нравятся редакции.

Не скрою, мне приятно открывать «Живой журнал», как в этом случае.

ЖЖ хочет стать газетой

Но как человек, немного разбирающийся в информационном бизнесе, могу сказать, что такая главная страница вряд ли резко увеличит число новых пользователей — новость о сыне вице-президента «Лукойла» вчерашняя. Албания вообще не в тренде, как и шантаж при разводе или полезные советы о загаре. Про кошечек и манулов и говорить не стоит.

А ведь ставится задача вдохнуть новую жизнь в «Живой журнал», расширить круг его читателей, а затем и юзеров.

В данном случае я не хочу обсуждать, что ссылка не ведет в мой блог — это другая тема. Но здесь должна располагаться не перепечатка моего поста, а тот самый рейтинг, о котором я говорил выше, — пронумерованный список постов на одну тему, которых были точно десятки, если не сотни. Каждый из них должен сопровождаться кратким анонсом, чтобы читатель сориентировался, какой из них для него интереснее. Я бы добавил несколько закладок: «Рейтинг», «По времени», «Самое обсуждаемое», «Самое цитируемое» и т.п.

Но самая большая неприятность в том, что «Живой журнал» предлагает старые, уже обсужденные в интернет-сообществе темы. Именно потому, что у редакции не отлажена обратная связь с блогерами и новостная служба, ему нечего предложить тем, кто ищет актуальную информацию.

В этот же час Яндекс сформировал такой топ-5 новостей.

ЖЖ хочет стать газетой

Как видите, никакой Албании или «золотой молодежи». А кошечек здесь вообще не бывает — только если какая-нибудь из них вцепилась в лицо известному политику. Да и то новость об инциденте вряд ли долго провесит в топе.

Раздел «Новости» должен меняться раз в час, к каждой должны «цепляться» посты на заданную тему. Раз в сутки можно формировать собственный рейтинг, уже программно — например, по количеству комментариев или, еще проще, по количеству постов к новости. Впрочем, рейтинг — это уже внутреннее дело редакции и даже ее собственный выбор. Я бы доверять компьютерам по разным причинам не стал. Иначе в топе будут сплошные знакомства, диета и те самые кошечки.

Такой ежесуточный рейтинг вполне может потягаться с бесспорным лидером — программой «Время», а еженедельный — с любой еженедельной телепрограммой. Потому, что в ЖЖ новости излагают не надоевшие всем штатные ведущие, а, так сказать, народ. Во всяком случае, попытаться поконкурировать с монстрами следует.
____________________

Резюмируя, могу сказать: «Живой журнал» не превратится в средство массовой информации до тех пор, пока не обзаведется службой новостей. Это непростое дело, и если редакция решится, впереди ее ждет много проблем. Которые, впрочем, преодолимы.

Но ни один информационный ресурс не может существовать без такого подразделения. Дизайн — это зримое воплощение концепции интернет-ресурса, а не наоборот. Пока я вижу, что ЖЖ очень хочет стать веб-газетой, но плохо представляет, как этого добиться.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Своим глазам далеко не всегда можно верить, зачастую наше восприятие зрительных образов находится во власти иллюзий, которые не позволяют увидеть правду. Глядя на это изображение вы со стопроцентной уверенностью скажете, что это рисунок, или ...
Алексей снова вчера по поводу зарплаты здорово набезобразил музыкальным пополнением и без того невменяемой размерами фонотеки (сцуко, люблю толстовские телеги, да!)... но, щадя тех, кому это по половому свистку, пополнение аккуратно упрятано под ...
Знавшие меня в девяностые иногда тешут мою гордыньку, подтверждая, что да - с самой осени 1991 года до самого конца девяностых (до 2002 года включительно) - я утверждал, что переживаемое нами время будет осуждено, по сути, проклято за то, что в это время творится. Со стороны, конечно, ...
Дополнение. Читать основную часть При обсуждении статьи "Алхимия для "чайников", было высказано множество интересных мнений, и дополнений. Несколько из них достойны того, чтоб стать частью самой статьи, потому и выношу их в основной текст. Золото из воды, бензин из воздуха. Ником ...
Как я уже говорил, на прошлой неделе я побывал на армейской базе - Бислах 450. ...