­
­

ЖЖ-2017

топ 100 блогов lemuel5526.10.2024 Я человек неученый. Книшки только читаю иногда, художественные больше. В википедию заглядываю как лох (Loch), но там зачастую весьма запутано. Например, хотел постичь сущность вигизма - и не постиг, всё как-то не о том. А вот в художественной книшке, к тому же сочиненной человеком из России, попо нятнее.


Ллойд-Джордж говорил о России, об ее громадной величине, о непонятном характере русского народа, и, несмотря на простоту его интонаций, почти у всех слушателей было одно впечатление: первый министр произносит необыкновенно важную речь, которая наделает много шума в мире. Знатоки парламентского дела взволнованно отметили и прецедент: большая речь произносилась во время, положенное для вопросов.
Военный министр, как вся палата, слушал с чрезвычайным вниманием. Его совершенно не интересовали мысли Ллойд-Джорджа о русском национальном характере; он отлично знал, что первый министр не имеет об этом ни малейшего представления и пока просто чешет язык, отбывая скучную обязанность: приличие требовало, чтоб он поговорил с полчаса. Тем не менее, беспокойство у военного министра все росло: тактика Ллойд-Джорджа еще была ему неясна, – будет ли заметать следы, на сколько именно градусов сегодня повернет руль? Первый министр сказал, что к русским делам никак нельзя подходить с британской меркой. Мысль была всем довольно знакомая, но интонация у Ллойд-Джорджа вдруг стала чрезвычайно значительной, точно в этих словах заключался огромный политический смысл. Именно из значительности этих интонаций военный министр заключил, что Ллойд-Джордж еще только заговаривает слушателей, ничего серьезного не сообщая: так, по словам какого-то композитора, для передачи тишины в музыке, необходимы три оркестра. Оппозиция насторожилась. С лица левого полковника стало сползать возмущенное выражение. Ллойд-Джордж обвел взглядом свои скамьи и затормозил. Его спрашивают, ведет ли правительство тайные переговоры с большевиками. Нет, правительство не ведет тайных переговоров с большевиками! Лицо первого министра так и засветилось искренностью: самое предположение это, видимо, крайне его обижало.

На местах правительственного большинства послышалось шумное одобрение. Военный министр только вздохнул. Как он ни привык к наивности рядовых членов парламента, эта наивность всякий раз его сокрушала. Они, очевидно, думали, что Ллойд-Джордж говорит им чистую правду и что может быть правда или неправда в ответе на подобный вопрос! Тайные переговоры и велись и не велись, – в зависимости от того, что называть тайными переговорами.
Ллойд-Джордж медленно, осторожно передвигал руль. Он говорил об услугах, оказанных Россией общему делу союзников в пору мировой войны. – "Слушайте! Слушайте!" слышались обрадованные возгласы на правительственных скамьях. Говорил также, с искренним горем, об ужасах постигшей Россию гражданской войны. Говорил о прежнем богатстве России, которая была житницей всего мира, – и вдруг, как бы вскользь, вставил, что, если теперь в Англии цены на хлеб так высоки, то это отчасти объясняется русской гражданской войной, столь затянувшейся к несчастью для всего мира. – "Слушайте! Слушайте!" -- радостно закричал вождь оппозиции. -- "Слушайте! Слушайте!" хором за ним повторили его сторонники.
-- Я не совсем понимаю, – сказал сердито вполголоса мистер Блэквуд. – Ведь его запрашивали не об этом, а о другом: о том диктаторе на юге России.
-- Вероятно, он знает, о чем ему надо говорить, – ответил Клервилль с легким раздражением.
Он считал Ллойд-Джорджа гениальным человеком и верил ему слепо почти во всем. Так Буало утверждал, что и в медицинских вопросах гораздо больше верит Людовику XIV, чем всем врачам вместе взятым.

…Заглядывая изредка в белый лист, Ллойд-Джордж давал объяснения по заданным ему вопросам. Пока он говорил, всем казалось, будто он именно на эти вопросы и отвечает. Но впоследствии никто не мог вспомнить, что именно ответил первый министр. Интонации его становились все значительнее, улыбка исчезла, голос изменился, – это теперь был голос большой сцены второго действия. – "Кто, кто может понять, что происходит в сыпучих песках России? – вдруг вскрикнул Ллойд-Джордж, подняв руки. – Туман, туман, куда ни повернешь, туман!" – глухо, почти с отчаянием, проговорил он. Многие из слушателей вздрогнули, и даже военный министр, тоже отличный оратор, почувствовал волнение: слова, жест, глухой голос Ллойд-Джорджа, все это было настоящим произведением искусства. Первый министр объяснял палате, что в России огромные территории переходят от белых к большевикам, от большевиков к белым, – кто победит, неизвестно. Однако, – голос его вдруг прозвучал резко, – однако, бесполезно скрывать от палаты, что дела адмирала Колчака идут очень плохо.
Члены палаты взволнованно переглядывались, хоть в этом сообщении тоже не было ничего нового: все из газет знали, что белая армия в Сибири отступает. Военный министр все тревожнее ерзал на месте. Ллойд-Джордж искоса на него посмотрел и снова заговорил об услугах, оказанных Россией во время войны. У Англии есть долг чести в отношении русского народа. Тем не менее, – он остановился, как бы соображая, можно ли открыть всю правду, – и, чеканя каждое слово, с необыкновенной силой в выражении, сказал, что люди, имеющие честь управлять государственным кораблем Великобритании, не могут и не должны забывать о некоторых основных принципах британской политики в отношении России: "Большой государственный человек, принадлежавший к консервативной партии, лорд Биконсфильд, утверждал, что великая, все растущая, принимающая колоссальные размеры Россия, надвигающаяся, как ледник, на Персию, на Афганистан, на Индию, представляет собой самую страшную опасность, которая когда-либо грозила Британской империи".
В зале была совершенная тишина. Ллойд-Джордж помолчал, давая возможность палате оценить всю силу сказанного. Затем он вздохнул, заглянул в белый лист и, точно вспомнив о чем-то малосущественном, совершенно другим голосом, – снова голосом первого действия реалистической пьесы, – добавил: его спрашивали, сколько именно денег истратило британское правительство на помощь белым русским генералам. Он не может, к сожалению, сказать с совершенной точностью, но, во всяком случае, эта сумма превышает сто миллионов фунтов.
На скамьях противников правительства опять поднялась буря. "Позор, позор!" – закричал левый полковник. Осведомленные люди переглядывались все значительнее: слова главы кабинета заключали в себе прямой выпад против военного министра, – все знали, что деньги на поддержку белых армий тратились по его настоянию. Военный министр побагровел. Он было привстал, хотел что-то сказать, но сдержался. В небесно-ясных глазах Ллойд-Джорджа снова выразилось изумление: он совершенно не понимал, почему его слова вызывают такое волнение. Когда спокойствие восстановилось, он сказал, что не сожалеет об истраченных суммах. Но достаточно ясно всем: британские деньги не могут так расходоваться долго. – "Слушайте! Слушайте!" закричал с торжеством вождь оппозиции.
Поднялся пожилой, усталого вида человек с высоким, переходящим в лысину, лбом, с умными глазами, в которых, видимо, навсегда установилось выражение удивленной печали. Одет он был плохо; над сбившимся набок галстухом торчал высунувшийся язычок двойного воротника, через весь жилет шла цепочка с огромным брелоком.
Мистер Блэквуд не расслышал первых его слов, – разобрал только, что говорит он о большевиках. На галерею доносились отдельные фразы: "Вся их история есть летопись убийств и злодеяний... Нельзя вести переговоры с таким правительством... "Морально недопустимо и невозможно..." – "Кто этот субъект?" – хмуро спросил мистер Блэквуд, отрываясь от своих мыслей, – "Это один из знатнейших людей Англии, лорд Роберт Сесиль", – ответил Клервилль, с видимым удовольствием произнося знаменитую фамилию. "Неужели это он? Я забыл, каких он взглядов?" – "Никто не может сказать, каких взглядов лорд Роберт Сесиль. Он во многом левее социалистов, но значится независимым консерватором". – "Почему же он значится консерватором, если он левее социалистов?" – "Потому, что он сын маркиза Сольсбери".
Мистер Блэквуд пожал плечами. Он попытался вслушаться в слова Сесиля. Ему показалось, что слушают этого члена палаты без большого внимания: он явно говорил не к делу. Первый министр поглядывал на него с нетерпением; они, видимо, недолюбливали друг друга. Лорд Роберт Сесиль заговорил об убийстве царской семьи. "Неслыханное убийство ни в чем неповинных детей..." – донеслось на галерею. Левый полковник вскочил с возмущенным видом. "Какие доказательства есть у достопочтенного джентльмена, что эти убийства совершены по приказанию советского правительства или хотя бы только с его согласия?" – с негодованием закричал он.
Больше мистер Блэквуд ничего не мог разобрать.
Лорд Роберт Сесиль, махнув рукой, сел с устало-безнадежным видом.

Ллойд-Джордж вдруг точно вспомнил о левом полковнике. Лицо первого министра снова просияло улыбкой. Он сказал, что переходит, в заключение, к шестьдесят шестому вопросу. Однако, ему не совсем понятно, чего именно хочет его храбрый друг, интересующийся взаимоотношениями между генералом Деникиным и Петлюрой. По-видимому, он покровительствует Петлюре (послышался смех) и ни за что не желает, чтобы оружие, доставленное Англией генералу Деникину, употреблялось против Петлюры? Это очень ценная мысль, сказал бархатным голосом Ллойд-Джордж, но правительство не совсем уверено, что ее можно осуществить. Очевидно, по мысли достопочтенного члена палаты от Ньюкастла, британское правительство должно заявить генералу Деникину: "Мы вам дали, генерал, оружие для борьбы с большевиками; если же на вас нападет кто-нибудь другой, например, Петлюра, то сделайте одолжение, отложите тотчас в сторону британские ружья и британские патроны, достаньте какие-нибудь другие ружья и зарядите их какими-нибудь другими патронами..."
Конец фразы Ллойд-Джорджа потонул в общем смехе палаты.
"Какой удивительный оратор! – подумал мистер Блэквуд, – ни один актер не сказал бы этого лучше..."
Первый министр сел очень довольный, – полковник был уничтожен. Правительственное большинство шумно выражало восторг. Руль повернулся ровно настолько, насколько можно было его повернуть в этот день.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
23.10.2024 ЖЖ-2018
Архив записей в блогах:
У нас снова на короткое время наступила жара (она в Берлине всегда приступами на пару дней, потом проходит) и мы бросили все, и поехали на озеро. Работы дома - вагон и маленькая тележка. Список смотреть прямо страшно!!! А мы взяли и уехали на весь день! Валяться и ни-че-го не делать, аж са ...
Почему добрые посты последнее время не пишу? Потому что злая. Такая злая, что вчера под бокальчик другой третий, четвертый вина в ночи пошла по гостям в блоги френдов и топовые и … понаписывала там гадостей и альтернативного мнения. Постит человек отрывок произведения, все хвалят, а я ...
Здравствуйте Репост в связи с тем, что осталось всего 8 дней до конца голосования ПРОТИВ ЗАКОНА О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ВАКЦИНАЦИИ, а набрано всего 74 230 голосов на вечер 21 июля 2021 года. При необходимости 100 000 голосов. ...
Мопед не мой, товарищ продаёт Toyota Camry 2009 г.в. , комплектация R3 ( кожа), 150000 пробег. 650000 руб.( срочно без торга) тел. 89110074269 Вадим ...
Первый тайм вдруг сыграли, и мне тут вдруг стало известно, что "Оренбург" выигрывает у "Зенита"... "Зенита"!!! 3:1. Да ну... Не может быть! Неужели не сравняют? Время еще есть, судьи есть, ...и газификация всей ...