ЖИЗНЕРАДОСТНО-ИСКРИСТЫЙ

топ 100 блогов cambria_191910.07.2025 ЖИЗНЕРАДОСТНО-ИСКРИСТЫЙ 389466.jpg



Бывает и скрытая реклама, да.

Но в основном она и не думает прятаться.
Наоборот, вовсю наступает.
Трещит, лупит во все барабаны, гремит тарелками и дудит во все дудки.
Слепит самыми кислотными красками.


Для неё все средства хороши.
Поэзия? Почему нет?
Будет вам и поэзия.


Даже теперь и даже очень солидные компании не брезгуют рекламными стишками.
Ведь рифмованное запоминается легче.

Причём сама реклама обычно дорогая, а стишки неизменно корявые.
Как у этой всем примелькавшейся группы:


т2.jpg



Да, психологи выяснили, что корявые стишки ближе сердцу потребителя, чем совершенные.

Но как же тогда Маяковский?

Маяковский как рекламщик был уникумом - и таковым остался.
Единственный в своём роде.
Мог сочинить рекламу о чём угодно - хоть о постном масле:



масло.jpg



Так мог только он: убойное рекламное нахальство плюс авангардная форма плюс доза иронии.
Плюс ультрасовременный дизайн Александра Родченко:



авангард.jpg



Получалось вот такое незабываемое, что дало кое-кому вообразить, что в СССР ничего не производили, кроме галош:


ЖИЗНЕРАДОСТНО-ИСКРИСТЫЙ scale_1200.jpg



Знаменитый слоган "нигде, кроме, как в Моссельпроме".
Который, к позднейшему сожалению автора, принёс ему дохода всего три рубля:



моссельпром.jpg



Нечто снова про галоши и с восточным колоритом:


верблюд.jpg



Другое резиновое изделие:


соски.jpg



Ковры, предмет роскоши, очень модный в те времена:


ковры.jpg



Но Маяковский с Родченко не явились ниоткуда.
Оба любили и ценили площадное искусство вывесок, лубка и базарных ковриков.

Оба отлично знали убойную силу и наивную прелесть беспардонной дореволюционной рекламы.

Только скверные стишки для новой эпохи не годились.
Простодушные – да.

Рекламная "поэзия должна быть глуповата" – то есть забавна, как детская считалка:



дождь.jpg



"При старом режиме" реклама в стихах уже вовсю процветала.
Авторы её неизвестны.
Сочиняли они в духе времени.
В привычных классических размерах и ритмах.


Вот бойкий стишок про ваксу:


вакса.jpg



А вот про папиросы.
Целая поэма, которая призывает курить всех – от детей до больных кариесом и чахоткой:



курение.jpg



И снова папиросы – сражение с супостатами-конкурентами в эпической картинке и мини-поэме штатного автора фирмы, некого отца (иногда дяди) Михея:


битва.jpg



Тогдашние рекламные вирши были многословнее и цветистее современных слоганов.
Не говоря уж о литых строках Маяковского.
Но подходцы к потребителю уже поражали разнообразием и затейливостью.


Вот нечто, прикинувшееся загадкой:

Что такое? Золотистый
Цвет приятный, нежный вкус,
Жизнерадостно-искристый
И полезный всем к тому-с!

Дух упавший поднимает,
И о нём в России всяк
С наслаждением мечтает...


Тут же подсказка:

Знаю!
Шустовский коньяк.


Нахальное воспевание алкоголя, о котором мечтает "всяк" - вполне во вкусе Николая Леонтьевича Шустова



ник шустов.jpg



Этот видный производитель алкоголя  был славен не только своей горячительной продукцией, но и агрессивной её рекламой.

Даже на этикетках Шустов не стеснялся себя похвалить.
"Несравненная рябиновая".
Звучит?



несравненная .jpg



"Натуральный кавказский коньяк" - вообще этикетка в новейшем вкусе (то есть никаких красителей и консервантов!)

Николай Шустов и его сыновья.
Целый удачливый и энергичный клан:



клан.jpg



Шустовы были  потомками московских солепромышленников - и отцами всей коньячной индустрии России.

И не только России.
Знаменитый армянский коньяк тоже был некогда шустовским:


бочка.jpg



Завод Нерсеса Таирова в Эривани куплен Шустовым в 1899 году и стал с тех пор процветать:


завод в эривани.jpg



Заводы Шустова работали в  Москве, Одессе, в Крыму и Кишинёве:


ЖИЗНЕРАДОСТНО-ИСКРИСТЫЙ konyak.jpg



Неугомонный Шустов принял участие во Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Это было шумное помпезное событие.
Выставочный городок пестрел множеством причудливых павильонов:



выставка.jpg



Павильон России выглядел как сказочный чертог в стиле московского Кремля:


павильон.jpg



На этой выставке Шустов представил свою продукцию на слепое дегустирование - и отхватил Гран-при.

Больше всего Шустов гордился своим коньяком Фин-шампань.
Вот сохранившийся фирменный графинчик этого коньяка:


i (5).webp фин шампань.jpg



Это крымский вариант графинчика, ручная роспись:


крым.jpg



Ещё один расписной шустовский графинчик – колокольчик тут уж больно хорош:


роспись.jpg



После такого фурора в Париже Шустов единственный из иностранных производителей якобы получил право называть свой продукт коньяком, а не бренди.

Так или не так, но в существовании армянского коньяка никто не сомневался.
Сейчас Пашинян продал это первородство за некую неведомую чечевичную похлёбку, и армянского коньяка больше нет.
Есть только бренди.


Французы наконец победили.
Они изначально - уже тогда, при Шустове -  боролись за свою торговую марку.
И требовали не считать и не называть коньяком то, что происходит не из окрестностей города Коньяк.

Это коньячный дом Отар (у нас часто говорят Отард):



ЖИЗНЕРАДОСТНО-ИСКРИСТЫЙ Chateau-Royale-de-Cognac.jpg



Но оспорить качество шустовского коньяка из Эривани и французы не смогли.
Армянский коньяк продержался со своим гордым названием больше ста лет – и наконец пал.
Только теперь.

Впрочем, бойкий и настырный Николай Шустов обошёлся бы в своём деле и без всякого разрешения французов.


А уж в рекламе и подаче своего товара он был невиданно креативен и изворотлив.
Логотип компании - золотой (медный?) колокол:


колокол.jpg



Этот колокол и названия шустовского алкоголя красовались на стенах и крышах зданий, боках трамваев, бортах пароходов, просто на заборах:


323144 Пресня.jpg



Это Москва:


пейзаж.jpg



Это Нижний Новгород:


нижний.jpg



На промышленных выставках дизайн экспозиций Шустова всегда поражал если не изяществом, то масштабом и шиком:


стенд в нижнем.jpg



Откликался Шустов буквально на все чаяния и вкусы потребителя.

Любовь русской публике к литературе была несомненной.
И вот Шустов уже выпускает водку в бутылках виде бюстов самых популярных писателей – Пушкина и Тургенева:



pushkinturgenev.jpg водка пушкин и тургенев.jpg



Это портрет Пушкина от Шустова – какой задумчивый.
Похож?



пушш.jpg



Выпускались фирменные шустовские сувениры – это вот визитница:


визитница.jpg



Бутылки шустовского алкоголя были самых модных форм в стиле модерн и с самыми завлекательными этикетками:


оригинальная бутылка.jpg



Страницы популярных газет и журналов наводняли не только рекламные призывы Шустова, лаконичные и броские:


конечно, шустова.jpg



Стишки во славу продукции Шустова тоже сочинялись.
Неважные, зато с картинками:



семья.jpg



Там и сям в прессе мелькали мини-рассказики  о шустовском алкоголе:


трамвай.jpg



Или такая шуточка:


пожары.jpg



Шустовы устраивали целые рекламные перфомансы.
Для этого агенты  фирмы нанимали студентов, которые всегда были не прочь подзаработать:


студенты.jpg



Рекламная акция с участием студентов обычно выглядела  довольно вызывающе.
Молодые люди являлись в рестораны и магазины и громко - вплоть до скандала - требовали "коньяк Шустова", расхваливая его несравненность.

Шумных пропагандистов шустовского товара часто выдворяли с полицией:


выдворение.jpg



Но это ни студентов, ни Шустова ничуть не смущало.

Актёрам Шустов тоже приплачивал, и те от себя вставляли в самые разные пьесы (современные, разумеется) хвалебные упоминания "рюмочки шустовской рябиновой".
Или ещё какого-нибудь изделия фирмы:



пивец.jpg



То есть Шустов к рекламе привлекал звёзд, как делают это и теперешние фирмы.

Говорят, популярная тогда актриса Ольга Томара, играя Ларису в "Бесприданнице", непременно требовала в минуту печали шустовского коньяка.

Прелестная была актриса, судя по этому её портрету работы Валентина Серова:


томара.jpg



Реклама из её уст просто не могла не работать.
Чего не сделаешь за 1 500 рублей в год (гонорар за рекламную акцию) – и трепетную Ларису Огудалову к коньяку приохотишь.

Чехов так характеризовал стиль шустовской рекламы:
"Водочник Шустов предал анафеме  все существующие водки и изобрёл на страх врагам свою "аглицкую горькую".

Шустовским был не только коньяк.

Были им запатентованы разнообразные напитки в национальнов вкусе - настойки и наливки:


напитки.jpg



А ещё выпускались Рижский бальзам, Зубровка, Спотыкач, Малороссийская запеканка, Мандарин, Нектарин.
И такое, разумеется:


водка.jpg



И даже такое.
Любопытно, что лечили портвейном?



портвейн.jpg


И это всё Шустов!

Гордостью и венцом творчества фирмы была знаменитая Рябина на коньяке.
Та самая Несравненная.


Оригинальная бутылка Несравненной из коллекции ГИМ:


гим.jpg



А вот как Несравненная представлена в рекламе:
"Последнее слово водочнаго производства!
Она незаменима по вкусу и качеству.
Не за будьте же о рюмке Несравненной рябиновой Шустова  при каждом завтраке, обеде и ужине.
Вы получите одновременно и удовольствие, и пользу".


Именно Шустов стал активно применять в рекламе нахрапистое "требуйте" вместо прежнего деликатного "спрашивайте".
"Требуйте везде шустовские наливки!"


Вот шапка популярнейшего иллюстрированного журнала "Нива" с неизбежным требованием шустовского коньяка:


шапка.jpg



Напоследок ещё один довольно неуклюжий шустовский стишок:

Жена мне говорит с упрёком:
- Вы, все мужчины, неверны,
Убеждена, что в целом свете
Нет необманутой жены.

- Мой друг, на это есть причины,
Всё в мире жаждет перемен,
Будь жёны коньяком Шустова,
Тогда бы не было измен!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Статьи Екатерины Богатыревой: Повесть как фильм, или Как правильно пропагандировать науку. Владимир Немцов. «Огненный шар» (15.12.2023). Интересная буржуазная фантастика, или Когда за дело берется профессиональный идиот. «Человек, который упал на Землю». Уолтер Тевис ...
Те, кто хочет помочь.. Пипл, ну вот такая история с "домом Муромцева". Сегодня ...
Сделайте идеологию и корабль поплывёт. Ну, идеология США - американская мечта и "либерализм с демократией" - скоро приплывёт. Ну, идеология Коммунизм - всё отобрать и поделить - уже приплыли. Ну, идеология Национализм - Укры круче всех - фарс в одной российской губернии. Современная Росс ...
Я попробую еще раз объяснить ситуацию, хотя последнее время меня все равно никто не понимает, хотя то, что я пишу на самом деле очень просто и даже очевидно. По всей видимости это связано с тем, что как известно вытеснить из головы человека дезу намного труднее, чем вложить в нее ...
Поражает упорство с которым современные идеологи будят в народной памяти   демонов прошлого, к 1991 давно забытых.. Если уж  вы решили строить  общество с классовым неравенством -  разумнее было бы превратить  память о революции в  забытые дела ...