ЖИЗНЕРАДОСТНО-ИСКРИСТЫЙ


Бывает и скрытая реклама, да.
Но в основном она и не думает прятаться.
Наоборот, вовсю наступает.
Трещит, лупит во все барабаны, гремит тарелками и дудит во все дудки.
Слепит самыми кислотными красками.
Для неё все средства хороши.
Поэзия? Почему нет?
Будет вам и поэзия.
Даже теперь и даже очень солидные компании не брезгуют рекламными стишками.
Ведь рифмованное запоминается легче.
Причём сама реклама обычно дорогая, а стишки неизменно корявые.
Как у этой всем примелькавшейся группы:

Да, психологи выяснили, что корявые стишки ближе сердцу потребителя, чем совершенные.
Но как же тогда Маяковский?
Маяковский как рекламщик был уникумом - и таковым остался.
Единственный в своём роде.
Мог сочинить рекламу о чём угодно - хоть о постном масле:

Так мог только он: убойное рекламное нахальство плюс авангардная форма плюс доза иронии.
Плюс ультрасовременный дизайн Александра Родченко:

Получалось вот такое незабываемое, что дало кое-кому вообразить, что в СССР ничего не производили, кроме галош:

Знаменитый слоган "нигде, кроме, как в Моссельпроме".
Который, к позднейшему сожалению автора, принёс ему дохода всего три рубля:

Нечто снова про галоши и с восточным колоритом:

Другое резиновое изделие:

Ковры, предмет роскоши, очень модный в те времена:

Но Маяковский с Родченко не явились ниоткуда.
Оба любили и ценили площадное искусство вывесок, лубка и базарных ковриков.
Оба отлично знали убойную силу и наивную прелесть беспардонной дореволюционной рекламы.
Только скверные стишки для новой эпохи не годились.
Простодушные – да.
Рекламная "поэзия должна быть глуповата" – то есть забавна, как детская считалка:

"При старом режиме" реклама в стихах уже вовсю процветала.
Авторы её неизвестны.
Сочиняли они в духе времени.
В привычных классических размерах и ритмах.
Вот бойкий стишок про ваксу:

А вот про папиросы.
Целая поэма, которая призывает курить всех – от детей до больных кариесом и чахоткой:

И снова папиросы – сражение с супостатами-конкурентами в эпической картинке и мини-поэме штатного автора фирмы, некого отца (иногда дяди) Михея:

Тогдашние рекламные вирши были многословнее и цветистее современных слоганов.
Не говоря уж о литых строках Маяковского.
Но подходцы к потребителю уже поражали разнообразием и затейливостью.
Вот нечто, прикинувшееся загадкой:
Что такое? Золотистый
Цвет приятный, нежный вкус,
Жизнерадостно-искристый
И полезный всем к тому-с!
Дух упавший поднимает,
И о нём в России всяк
С наслаждением мечтает...
Тут же подсказка:
Знаю!
Шустовский коньяк.
Нахальное воспевание алкоголя, о котором мечтает "всяк" - вполне во вкусе Николая Леонтьевича Шустова

Этот видный производитель алкоголя был славен не только своей горячительной продукцией, но и агрессивной её рекламой.
Даже на этикетках Шустов не стеснялся себя похвалить.
"Несравненная рябиновая".
Звучит?

"Натуральный кавказский коньяк" - вообще этикетка в новейшем вкусе (то есть никаких красителей и консервантов!)
Николай Шустов и его сыновья.
Целый удачливый и энергичный клан:

Шустовы были потомками московских солепромышленников - и отцами всей коньячной индустрии России.
И не только России.
Знаменитый армянский коньяк тоже был некогда шустовским:

Завод Нерсеса Таирова в Эривани куплен Шустовым в 1899 году и стал с тех пор процветать:

Заводы Шустова работали в Москве, Одессе, в Крыму и Кишинёве:

Неугомонный Шустов принял участие во Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Это было шумное помпезное событие.
Выставочный городок пестрел множеством причудливых павильонов:

Павильон России выглядел как сказочный чертог в стиле московского Кремля:

На этой выставке Шустов представил свою продукцию на слепое дегустирование - и отхватил Гран-при.
Больше всего Шустов гордился своим коньяком Фин-шампань.
Вот сохранившийся фирменный графинчик этого коньяка:

Это крымский вариант графинчика, ручная роспись:

Ещё один расписной шустовский графинчик – колокольчик тут уж больно хорош:

После такого фурора в Париже Шустов единственный из иностранных производителей якобы получил право называть свой продукт коньяком, а не бренди.
Так или не так, но в существовании армянского коньяка никто не сомневался.
Сейчас Пашинян продал это первородство за некую неведомую чечевичную похлёбку, и армянского коньяка больше нет.
Есть только бренди.
Французы наконец победили.
Они изначально - уже тогда, при Шустове - боролись за свою торговую марку.
И требовали не считать и не называть коньяком то, что происходит не из окрестностей города Коньяк.
Это коньячный дом Отар (у нас часто говорят Отард):

Но оспорить качество шустовского коньяка из Эривани и французы не смогли.
Армянский коньяк продержался со своим гордым названием больше ста лет – и наконец пал.
Только теперь.
Впрочем, бойкий и настырный Николай Шустов обошёлся бы в своём деле и без всякого разрешения французов.
А уж в рекламе и подаче своего товара он был невиданно креативен и изворотлив.
Логотип компании - золотой (медный?) колокол:

Этот колокол и названия шустовского алкоголя красовались на стенах и крышах зданий, боках трамваев, бортах пароходов, просто на заборах:

Это Москва:

Это Нижний Новгород:

На промышленных выставках дизайн экспозиций Шустова всегда поражал если не изяществом, то масштабом и шиком:

Откликался Шустов буквально на все чаяния и вкусы потребителя.
Любовь русской публике к литературе была несомненной.
И вот Шустов уже выпускает водку в бутылках виде бюстов самых популярных писателей – Пушкина и Тургенева:

Это портрет Пушкина от Шустова – какой задумчивый.
Похож?

Выпускались фирменные шустовские сувениры – это вот визитница:

Бутылки шустовского алкоголя были самых модных форм в стиле модерн и с самыми завлекательными этикетками:

Страницы популярных газет и журналов наводняли не только рекламные призывы Шустова, лаконичные и броские:

Стишки во славу продукции Шустова тоже сочинялись.
Неважные, зато с картинками:

Там и сям в прессе мелькали мини-рассказики о шустовском алкоголе:

Или такая шуточка:

Шустовы устраивали целые рекламные перфомансы.
Для этого агенты фирмы нанимали студентов, которые всегда были не прочь подзаработать:

Рекламная акция с участием студентов обычно выглядела довольно вызывающе.
Молодые люди являлись в рестораны и магазины и громко - вплоть до скандала - требовали "коньяк Шустова", расхваливая его несравненность.
Шумных пропагандистов шустовского товара часто выдворяли с полицией:

Но это ни студентов, ни Шустова ничуть не смущало.
Актёрам Шустов тоже приплачивал, и те от себя вставляли в самые разные пьесы (современные, разумеется) хвалебные упоминания "рюмочки шустовской рябиновой".
Или ещё какого-нибудь изделия фирмы:

То есть Шустов к рекламе привлекал звёзд, как делают это и теперешние фирмы.
Говорят, популярная тогда актриса Ольга Томара, играя Ларису в "Бесприданнице", непременно требовала в минуту печали шустовского коньяка.
Прелестная была актриса, судя по этому её портрету работы Валентина Серова:

Реклама из её уст просто не могла не работать.
Чего не сделаешь за 1 500 рублей в год (гонорар за рекламную акцию) – и трепетную Ларису Огудалову к коньяку приохотишь.
Чехов так характеризовал стиль шустовской рекламы:
"Водочник Шустов предал анафеме все существующие водки и изобрёл на страх врагам свою "аглицкую горькую".
Шустовским был не только коньяк.
Были им запатентованы разнообразные напитки в национальнов вкусе - настойки и наливки:

А ещё выпускались Рижский бальзам, Зубровка, Спотыкач, Малороссийская запеканка, Мандарин, Нектарин.
И такое, разумеется:

И даже такое.
Любопытно, что лечили портвейном?

И это всё Шустов!
Гордостью и венцом творчества фирмы была знаменитая Рябина на коньяке.
Та самая Несравненная.
Оригинальная бутылка Несравненной из коллекции ГИМ:

А вот как Несравненная представлена в рекламе:
"Последнее слово водочнаго производства!
Она незаменима по вкусу и качеству.
Не за будьте же о рюмке Несравненной рябиновой Шустова при каждом завтраке, обеде и ужине.
Вы получите одновременно и удовольствие, и пользу".
Именно Шустов стал активно применять в рекламе нахрапистое "требуйте" вместо прежнего деликатного "спрашивайте".
"Требуйте везде шустовские наливки!"
Вот шапка популярнейшего иллюстрированного журнала "Нива" с неизбежным требованием шустовского коньяка:

Напоследок ещё один довольно неуклюжий шустовский стишок:
Жена мне говорит с упрёком:
- Вы, все мужчины, неверны,
Убеждена, что в целом свете
Нет необманутой жены.
- Мой друг, на это есть причины,
Всё в мире жаждет перемен,
Будь жёны коньяком Шустова,
Тогда бы не было измен!
|
</> |