Жизнь в стиле укиё - 5

Главным сословием, а также единственным, кто не платил налогов, были самураи - потомственные военные и госслужащие. В период Эдо с ними произошли две важные вещи. Во-первых, рамка снизу захлопнулась - просто так стать самураем, не имея отца-самурая, стало нельзя (хотя отец не обязательно должен был быть родным - по ниппонским законам, приемные дети не имели никаких отличий в правах, и это стало одним из способов для богатых купцов "благородить" своих отпрысков). Потому что во-вторых - самураи перестали быть нужны, смысл их существования исчез, ибо закончились постоянные войны. Конечно, все они продолжали числиться военнообязанными "если завтра в поход", но походов не случалось, и карьеру приходилось строить исключительно на госслужбе, занимаясь менеджментом и интригами, что было куда сложнее, чем просто быть храбрым воином.

Миямото Мусаси - самый известный ронин в ниппонской поп-культуре (кликабельно)
Всё это привело, в том числе, к тому, что в стране появилась масса безработных самураев - ронинов ("человек-волна", "перекати-поле"), потерявших регулярную службу при дворе даймё. Особено много таких было в начале XVII века, когда князей, сопротивлявшихся дому Токугава, лишали владений. Они бродили по стране, пытаясь наняться ко двору какого-нибудь даймё, а поскольку это было довольно сложно, в итоге почти все выбирали между разбоем (ремеслом киллера, вышибалы, "бойца" на службе якудза), полицейской службой ("охотником за головами", доставляя преступников в руки закона) и занятием ремеслами (что не было почетным - считалось довольно позорным для тру-самурая, хотя были исключения, например, перетяжка зонтиков). Ну, или просто наниматься телохранителями к богатым купцам - те любили поизмываться над "их благородием", прислуживающим разбогатевшему простолюдину.
Впрочем, существовал "пристойный путь" - интеллектуальный труд позорным не считался. Ронин мог стать, например, врачом, каллиграфом, мастером чайной церемонии или учителем. Чаще всего они обучали, естественно, грамоте и воинским искусствам - владению мечом, копьем, стрельбе из лука и пр., ибо несмотря на отсутствие войн самурай по-прежнему должен был быть профессиональным убийцей. (Более того - вынужденное безделье способствовало усложнению и кодификации всего того, что "должен уметь настоящий буси", так что появляются разнообразные сочинения, "оформлявшие канон".) Естественно, для этого надо было самим неплохо всем этим владеть - особенно при существовавшем обычае бросать заслуженному мастеру вызов и, победив, либо позорить его, либо "забирать бизнес". Одним из великих мастеров меча (точнее, двух мечей - это был его персональный стиль) стал ронин Миямото Мусаси (1585-1645), автор книги "Книги пяти колец" и самый популярный до сих пор персонаж в мангах и анимях. Но, естественно, чтобы достичь таких высот, надо было быть совсем уже не заурядным ронином.

Самурай "на стиле" (кликабельно)
Те же самураи, кому повезло служить на даймё или самого сёгуна, обычно трудились по схеме "месяц через месяц", двумя сменами - цукибансэй. То есть, ниппонские госслужащие были самыми отдыхающими служащими в мире. Однако и на службе, и на отдыхе жизнь их была расписана по многочисленным и даже мелочным правилам. Во-первых, самурай никогда и нигде не должен был расставаться с двумя мечами (поскольку войн не было, почти всегда это были "цивильные" катана и вакидзаси) - лишь при отходе ко сну в собственном доме можно было положить большой меч на стойку, а малый возле ложа. Мечи на поясе всегда располагались слева, это никогда не обсуждалось, и левшей переучивали без вариантов - именно поэтому двигались самураи всегда по левой стороне дороги, расходясь правым боком, отсюда в нынешнем Ниппоне левостороннее движение. Даже ходить самурай должен был особой походкой намба - не так, как пошлые простолюдины.
Кстати, "правильного" самурая было видно издалека - по той же походке, а также по прическе с бритой макушкой и прядкой, завязанной с затылка петелькой (якобы чтобы во время боя легче было подбирать отрубленные головы, которые потом были предметами хвастовства и поводом для поощрений). Постепенно "правильная" прическа проникла и в другие сословия. Ежели же самурай ронинствовал, или "уходил в прохладную жизнь", или еще каким-то образом анархистничал, он распускал волосы и не брил макушку. Так что все киношные и анимешные ронины щеголяют с рокерскими хаерами вполне по делу. Также отличало "благородного воина" на улице поведение - он не должен был на ходу есть, сопровождать женщину (она должна была почтительно семенить в двух шагах позади) и разговаривать с нею (всё это разрешалось только дома). Самураю запрещалось даже бегать без уважительной причины - бывали случаи, когда пойманных на этом "преступлении" заставляли делать сёппуку. Вообще же ввязываться в какие-либо непредсказуемые истории было "очень фу" - так что в случае заварухи на улице настоящий самурай обычно пройдет мимо, дабы не рисковать попасть в ситуацию, которая нанесет урон его чести.

Вот и усё - сёппуку... (кликабельно)
Кстати, этот обычай (сёппуку, он же харакири, иероглифы одни и те же, "живот" и "резать", разница в порядке их написания и способе прочтения, и первая форма - официальная, вторая разговорная) тоже стал "визитной карточкой" самурайства. Появившийся еще в эпоху феодальных войн, при Токугава он стал самой распространенной казнью "благородных буси" - не позволить им совершить самоубийство могли только за самые тяжкие и ужасные преступления, и нарушить сие правило не имел прав даже сёгун. Приговоренный должен был разрезать себе малым мечом (или большим - для этого середину лезвия оборачивали бумагой) живот в определенной последовательности, которую каждый уважающий себя буси заучивал с детства по специальным картинкам.
Впрочем, именно в период Эдо процедуру "гуманизировали", ибо смерть от таких разрезов наступала далеко не всегда быстро и была довольно мучительна - особо доверенный друг приговоренного (кайсяку, ака кайсякунин) отрубал ему голову, как только тот касался лезвием живота. Дошло до того, что даже перестали использовать мечи при сёппуку - самурай касался живота веером (а прислать от начальства веер - значило приказать сделать харакири), кайсяку сносил ему голову (причем особым шиком считалось отрезать ее так, чтобы она осталась держаться на куске кожи - дабы пристойно похоронить покойного). Также перед смертью полагалось написать хайку (ака хокку), и многим самураям это было труднее всего - совсем не каждый владел сим тонким искусством в совершенстве. Зато постоянно оставались популярны антологии типа "Стопятьсот предсмертных стихов". Поводов для совершения сёппуку было великое множество - собственно, есть такое мнение, что самурайские правила содержали столько пунктов со смертельными наказаниями, чтобы приучить воинов к мысли о невозможности "выкрутиться" и притупить страх смерти. В конце концов, просто культивировался взгляд, согласно которому "изо всех возможных путей самурай должен выбрать тот, что быстрее всего ведет к смерти".

Актер театра Кабуки в роли знаменитой онна-бугэйся XII века (кликабельно)
Ну и поскольку самурайское достоинство передавалось по наследству, надо немного рассказать и о женщинах этого сословия. В принципе, их положение не сильно отличалась от "общеженского" - никаких особых прав перед законом официально, хотя "по факту" многие из них управляли своими мужьями (как везде и всегда), а уж домашним хозяйством так и вполне по закону. Отличием самурайских женщин было то, что их также сознательно с детства готовили к самоубийству, ибо "позор хуже смерти" - ритуал дзигай. Они также всегда носили с собой специальные кинжалы кайкэн, с помощью которых учились протыкать артерию на шее (также полагалось связывать себе ноги, чтобы выглядеть пристойно даже трупом) - их им дарили на церемонии совершеннолетия. А еще любая женщина самурайского сословия должна была учиться владеть оружием - особого предписания, каким именно, не было, но в основном это была нагината, специфическая алебарда (меч на длинном древке).
Дочь самурая, обученная драться с нагината (или каким ином оружием), называлась букэ-но-онна ("благородная женщина из буси"). Это еще не предполагало участия их в боях - драться приличной даме полагалось лишь при защите жилища и детей от всяких бандитов, зверей и прочих вредителей. Также они имели право требовать и даже осуществлять кровную месть - в тех рамках, которые разрешал закон, или неписанные самурайские обычаи. Но существовали (всегда единицы - но тем больше им уделялось внимания в искусстве) и те, кто сознательно выбирал жизнь воина и становился онна-бугэйся ("женщина, владеющая боевыми искусствами"). Обычно это были "особо буйные" жены (ака наложницы) или дочери, сопровождавшие своих любимых даже в сражениях - особенно во время обороны собственных замков. Некоторые из них могли даже зарубить своего супруга, если у того не хватало духу сделать сёппуку - это законом дозволялось (ибо его позор в противном случае ложился на всю семью и детей). В период Эдо их число заметно уменьшилось, но в самом его конце, во время Войны Босин, прославился целый отряд из пары десятков воительниц хана (княжества) Айдзу - Женская армия.
|
</> |