Жизнь в СССР. Эпоха тотального дефицита
soviet_life — 10.08.2014
Я дитя Советского Союза и к моменту его развала я была в
более-менее сознательном возрасте, чтобы до сих пор сохранить в
своей памяти эпоху тотального дефицита, предшествующую этому
знаковому событию нашей страны. 80-е годы прошлого столетия прошли
под эгидой очередей и продуктов по талонам.
В те времена был
популярен такой анекдот: американский фокус — достать кролика из
шапки. Советский фокус — достать шапку из
кролика.Доставалось практически все — колбаса,
сгущенка, гречка, мебель, автомобили, телевизоры и фирменные
джинсы. Но парадокс заключался вот в чем: среднестатистический
советский гражданин ел на праздники такую дефицитную колбасу и
икру, одевался в дефицитные зарубежные вещи, в доме стояла та самая
дефицитная мебель. Покупка дефицита тогда была настоящим
искусством, которым в совершенстве овладели советские
граждане.
Черная и красная икра
В 80-е годы дефицитными стали многие продукты питания. Но особенно
в это время советские люди гонялись за черной (помните, в таких
синеньких баночках?) и красной икрой. Во-первых, баночка с икрой
была весьма ценным подарком при походе в гости, или же наоборот,
бутерброды с таким ценным и дефицитным продуктом становились хитом
собственного праздничного стола. Но самое главное, икру, особенно
черную, можно было достаточно легко реализовать в зарубежной
поездке, добавить вырученные деньги к той скромной сумме, что
обменивалась в банке перед вояжем и вернуться домой с дубленкой или
иностранной радиоаппаратурой. А ведь еще в 60-е годы в СССР чёрной
икрой были завалены продуктовые магазины. Этот деликатес могли себе
позволить многие советские граждане, ведь икра стоила недорого. Но
в 80-е ее уже приходилось доставать.
Гречка
Почему гречка попала в дефицит, неизвестно до сих пор. Но за
драгоценной крупой советские люди вынуждены были выстаивать
очереди, а в руки часто давали только по одному килограмму.
Единственное место, где гречка была в свободной продаже, —
специальные отделы для диабетиков. Там ее можно было купить,
предъявив специальную книжку, куда вносились данные о приобретенной
норме крупы.
Индийский чай «со слоном» и бразильский кофе Pele
Эти два популярных товара были настоящим дефицитом. Чаще всего
и чай, и кофе появлялись в каком-нибудь продовольственном наборе.
Отдельно их купить было практически невозможно. Обязательно что-то
шло в нагрузку. Индийским чаем спекулировали, его дарили знакомым,
а еще им расплачивались за разные мелкие услуги. С кофе в 80-е годы
тоже была напряженка. Тот, кто мог, доставал индийский (его еще
называли «пыль индийских дорог») или бразильский растворимый кофе
Pele. В конце 80-х на прилавках иногда появлялся кофе CACIQUE
На многочисленных форумах вспоминают и кофе Nescafe, который
можно было найти, обойдя несколько магазинов, преимущественно на
окраине. И, скорее всего, дело происходило в Москве. А вот жители
провинциальных городов, которые наведывались в столицу за
пополнением своих продуктовых запасов, вспоминают, что иногда можно
было нарваться на продуктовые наборы, куда входил и чай, и кофе.
Что было в нагрузку в этом наборе, узнать так и не удалось.
Колбаса сырокопченая и «Докторская»
В относительно благополучную Москву из соседних областей
приезжали настоящие «колбасные» поезда с провинциалами, которые
направлялись в столицу за «Докторской» по 2 руб. 90 коп. Ездили за
колбасой и в Ленинград.
А вот, например, в белорусском Гродно колбасные изделия лежали
только на прилавках магазинов потребительской кооперации. И
продавались гораздо дороже, чем в государственных.
Совершенно другую картинку являли собой республики Прибалтики.
В Эстонии, к примеру, даже в обычном деревенском магазине можно
было встретить 4 — 5 видов вареной колбасы по госцене. И никакого
штурма прилавков!
Книги
Хорошие книги (атаковыми считались детективы и фантастика,
детская литература и собрания сочинений классиков, а еще сборники
кулинарных рецептов) в СССР тоже были дефицитом. На черном рынке
стоимость какого-нибудь популярного издания иногда в десятки раз
превышала магазинную цену. Были случаи, когда особо редкие
перепечатывались подпольно на множительной технике в
госучреждениях. Именно так, в основном, в первой половине 80-х
распространялся роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Время от времени дефицитные книги можно было купить по такой
системе: сдаешь 20 килограммов макулатуры и получаешь талончик,
например, на «Трех мушкетеров» Дюма. В принципе, можно было
подписаться на собрание сочинений любимого автора, но для этого
надо было занять позицию около книжного магазина еще с вечера,
отстоять ночь и быть в числе первых счастливчиков в момент открытия
и начала подписки. На книги, как и на другие виды товаров,
существовал такой вид торговли — с нагрузкой. Можно было купить
сочинение братьев Стругацких вместе с какой-нибудь брошюрой о
расцвете колхозов. В начале 80-х годов в книжных магазинах начали
организовываться отделы по обмену. Тут книги, в зависимости от
спроса, делились на несколько категорий. Путем многоступенчатых
комбинаций можно было в итоге стать обладателем заветной
книги.
Джинсы
Практически каждый советский молодой человек в 80-е годы мечтал о
данном предмете гардероба. Только джинсы должны были быть не абы
какие. Например, штаны болгарского производства у тогдашних
модников не котировались. Ценились джинсы фирменные и именно
западного производства. Если вы становились обладателем штанов с
наклейкой Levi’s или, например, Wrangler, то оказывались буквально
на седьмом небе от счастья. Никакая другая одежда — рубашечки с
накладными карманами и погончиками цвета хаки, замшевые или кожаные
пиджаки, зеленые сарафанчики Montana или изделия из модного чуть
позже вельвета — не вызывала такого ажиотажа, как джинсы. Даже
Евгений Евтушенко в одной из своих повестей описал, как хулиганы
напали на припозднившегося прохожего, сняли с него джинсы и были
очень разочарованы, что те оказались югославского производства.
Интересно, что, когда радостный обладатель фирменной вещи приходил
в обновке в свой коллектив, обязательно находился эксперт, который,
поплевав на спичечную головку, водил ею по штанам, определяя по
меняющейся окраске, настоящие это джинсы или подделка.
Тара в пивбарах
![Жизнь в СССР. Эпоха тотального дефицита Жизнь в СССР. Эпоха тотального дефицита](http://ribalych.ru/wp-content/uploads/2014/08/5587.jpg)
В конце 80-х в Советском Союзе купить разливное пиво в
пивбарах можно было без проблем, а вот емкости для пенного напитка
повсеместно исчезли. На смену хорошо узнаваемыми пивным кружкам
пришли пол-литровые стеклянные банки. Но и они вскоре куда-то
подевались. Там, где это произошло, пиво стали разливать в
полиэтиленовые пакеты. Когда и они заканчивались, посетителям
приходилось приходить со своей тарой. Самое интересное, что с самим
пивом таких проблем не было.
Туалетная бумага и бумага писчая
Помните знаменитую фразу из советского кинофильма: «С бумагой
в стране напряженка!»? Это соответствовало действительности. Хотите
купить простые школьные тетради с угрюмой черной клеенчатой
обложкой — пожалуйста. Такие тетрадки продавались в любом
универмаге. А вот за аккуратной тетрадкой в красивом картонном
переплете литовского производства приходилось ехать в Прибалтику.
Невзрачная бумага для записей в магазинах имелась, а качественная
мелованная отсутствовала. Но именно на мелованной печатались
диссертации, и кандидатские и докторские, и ученые подкарауливали
рабочих у ворот типографий.
Дефицит, который касался каждого — это отсутствие на прилавках
магазинов туалетной бумаги. Вроде бы она постоянно продавалась, но
ее все время не хватало. Потому нередко в советских городах можно
было увидеть счастливчиков, увешенных, словно революционные матросы
пулеметными лентами, нанизанными на веревку рулонами туалетной
бумаги. Это означало, что человеку повезло наткнуться на такой
необходимый дефицит и затовариться по полной.
Продукция в экспортном исполнении
Любой советский человек не задумываясь хватал с магазинной полки
товар, на котором было написано: «made in USSR». Даже если ему в
данный момент совсем не нужна была бритва или, скажем, утюг.
Считалось, что товары с подобной надписью шли на экспорт, но по
какой-то причине к заграничному покупателю не попали. А раз на
экспорт — значит, качественно сделано. Чаще всего так оно и
оказывалось. Советские изделия в экспортном варианте служили
надежно и долго не ломались.