Жизнь в Пекине. 2 часть
perfume007 — 05.03.2019 Алина Мишуренко три года жила в Пекине. Он переехала в Пекин в мае 2015 года: захотела пожить в Азии. До этого из азиатских стран я была только в Индии и влюбилась в нее. У меня была иллюзия, что Китай — это такая же Индия, только с конфуцианством, коммунизмом и чайными церемониями. Она ошиблась во всем: тут никто не вспоминает Конфуция, все удивляются вопросам про коммунизм, а вместо чая заказывают в американском «Старбаксе» латте со вкусом фиолетовой картошки. Впрочем ей слово. Начало тут.Аренда жилья
В Пекине не принято снимать жилье напрямую у хозяина. Только некоторые китайцы делают это в обход риелторов. Все нормальные люди снимают жилье через агентство «Лианджа» — у него монополия на рынке. Через приложение «Лианджа» удобно искать квартиры или комнаты в конкретном районе. Новые квартиры появляются регулярно.
Всё, что вы видите на фотографиях и в тексте объявления, ждет вас и в реальности — я ни разу не встречала тут мошеннических объявлений. Разве что может оказаться, что в двух соседних комнатах живут пять человек, на кухне бегают тараканы, а через стены слышен каждый шаг. Это невозможно узнать через приложение, поэтому нужно ехать и смотреть лично.
Найти жилье через это приложение реально, но запаситесь терпением и временем. Я трижды снимала жилье через «Лианджа», и все три истории не похожи.
Первую комнату с балконом и отдельным санузлом мне помогло найти агентство, которое организовало переезд в Китай. За комнату в спальном районе я платила 2000 ¥ (19 643 Р) в месяц. За свет и газ по счетчикам получалось еще порядка 100 ¥ (982 Р) в месяц. За год соседи сменились трижды, но ни с кем не было проблем.
Вторую комнату в центре я искала две недели, посмотрев десять других вариантов с агентами. В итоге выбрала комнату в трехкомнатной квартире в новом доме в центре за 3600 ¥ (35 358 Р) в месяц.
Там я прожила всего три месяца, потому что не повезло с соседями: к молодой девушке постоянно приезжала мама из провинции, которая начинала греметь кастрюлями в 6 утра и заканчивала в 11 вечера, а еще мыла ноги в раковине на кухне. В другую комнату въехала взрослая семейная пара, которая постоянно ругалась, приглашала гостей и хлопала дверьми среди ночи. Когда мимо меня пролетел нож для разделки мяса и посыпались угрозы, я пожаловалась в агентство и сказала, что обращусь в полицию. Тогда мне вернули обычно невозвратный залог и помогли найти новое жилье.
Слева на фотографии — дом, где была моя вторая комната в Пекине. Там я жила с неадекватными соседями и съехала через три месяца
В третий раз я сняла студию в тихом новом районе подальше от шумного центра. Квартира стоила 4500 ¥ (44 198 Р). Правило одно для всех: при въезде нужно заплатить за месяц вперед, внести залог в размере одного месяца аренды и оплатить услуги агентства — еще одна месячная плата. Итого при заселении нужно сразу отдать 13 500 ¥ (132 593 Р).
Платеж вы проводите официально, на банковский счет агентства. Залог возвращают, только если прожить в квартире год, как прописано в контракте. В услуги агентства входит интернет на год, возможность вызвать мастера, если что-то сломалось, и уборка раз в месяц. Все обязательства агентство выполняло исправно и ни разу не обмануло.
Быт и ЖКХ. Коммунальные платежи надо оплачивать авансом. Это делается всё в тех же приложениях «Вичат» или «Али-пэй». В моем третьем доме была частная котельная, поэтому я ходила в офис по соседству, чтобы покупать горячую воду из расчета 20 ¥ (196 Р) за кубометр. За отопление платил хозяин квартиры, а за холодную воду крепили квитанцию на дверь — обычно это было тоже около 20 ¥. Баланс на счету виден на счетчике в общем коридоре. Как только деньги заканчиваются — свет пропадает, пополняете — и через минуту он появляется вновь.
Покупка жилья
На среднюю зарплату в Пекине можно прожить, но будет сложно накопить на поездки в отпуск и абсолютно невозможно — на покупку жилья. Жилье здесь стоит дороже, чем в Москве. Квадратный метр за пределами центра Пекина обойдется в среднем в 50 000 ¥ (491 085 Р). Я жила в квартире-студии площадью 34 м², купить такую стоило бы 1 700 000 ¥ (16 696 890 Р).
В Пекине много новостроек, но есть и старинные дома в центре — «хутонги». В них тоже сдают комнаты, тогда до центра можно дойти пешком. Но в хутонгах нет централизованного отопления, а иногда и туалетов — зато общественных уборных в Пекине в изобилии.
Жилья хватает на всех — я ни разу не встречала бездомных в Пекине. Возможно, они и существуют, но я видела только спящих людей с котомками на одном из пяти железнодорожных вокзалов. Город постоянно растет в размерах. Бум строительства произошел после Олимпиады в 2008 году.
Это хутонги в историческом центре Пекина, где до сих пор живут люди. Комнату там можно снять примерно за 3000 ¥ (29 253 Р) в месяц, но без отопления и удобств. В хутонгах до сих пор сушат белье на улицах и хранят хлам во дворах. Прогуляйтесь по этим улочкам и узнаете, как живет большинство китайцев — в старинных постройках у себя в провинциях.
Транспорт
Метро — главный вид транспорта в Пекине. Оно состоит из 18 линий и ежедневно перевозит 6 млн человек. Это на полмиллиона пассажиров меньше, чем в Москве. С 2007 по 2017 год протяженность линий увеличилась в 5 раз. Новые станции строятся не в чистом поле, а в районах, где уже много домов.
В час пик в метро столпотворение. На некоторых станциях в центре люди стоят в очереди, чтобы просто спуститься под землю. Днем в метро не так плотно, можно даже присесть на сиденье, но придется посоревноваться с китайцами: даже пожилая женщина может обогнать вас в погоне за сидячим местом.
Поездка стоит 3—7 ¥ (29—69 Р) в зависимости от расстояния. Нет никаких скидок: или пополняете карту, или берете разовые билеты от станции к станции. Билет нужно сохранять до конца поездки и приложить к турникету при выходе.
Пекинское метро комфортное и интуитивно понятное: машинист не тормозит резко, внутри вагонов тихо, и я ни разу не заблудилась даже без знания китайского. В поездах нет вайфая, зато ловит мобильная связь. На каждой станции метро есть общественные туалеты и автоматы с едой и напитками, банкоматы, а порой и фотокабины. Удобно, что метро соединено с аэропортом. Поездка в одну сторону стоит 25 ¥ (246 Р).
Автобусы — самый дешевый вид транспорта. Поездка по городу стоит 1—2 ¥ (10—20 Р) в зависимости от расстояния. Остановки объявляют, их названия дублируются на «пиньине» — латинской транслитерации китайского языка, поэтому пропустить остановку сложно.
У автобусов есть три недостатка. Во-первых, в наземном транспорте проезд для пенсионеров бесплатный, поэтому автобусы переполнены даже днем. Во-вторых, для них не везде есть отдельная выделенная полоса — можно застрять в пробке. В-третьих, если кто-то из пассажиров начнет кричать о том, что его обокрали или домогались, то автобус остановится посреди проезжей части, всех пассажиров попросят выйти, а водитель вместе с пострадавшим будет ждать приезда полиции. Правонарушителя, скорее всего, найдут по камерам, которыми напичкан весь общественный транспорт. Турникеты в автобусах есть у всех дверей. В каждом автобусе контролер следит за тем, чтобы карточку прикладывали к турникету.
Велосипеды и скутеры. Китайцы полюбили общественные велосипеды и часто используют их, чтобы добраться от метро домой или на работу. Есть несколько сервисов аренды велосипедов: UFO, BlueGo, Mobike. Чтобы воспользоваться прокатным велосипедом, потребуется внести в приложении паспортные данные, заплатить депозит около 400 ¥ (3929 Р) и иметь под рукой интернет, чтобы разблокировать велосипед по куар-коду. Удобно, что велосипеды не нужно возвращать на стоянку, а можно оставить в любом месте. Каждая компания делает цвета своих велосипедов поярче, чтобы они были заметнее и не сливались с личными велосипедами на стоянке
Велодорожки есть везде, кроме главных кольцевых автодорог. На личном велосипеде принято ездить и на работу, и в магазины за покупками, а не только на велопрогулки. Оставлять личный велосипед лучше на велопарковке, закрывая на надежный замок, — иначе его могут украсть.
На скутерах передвигаются в основном доставщики еды, агенты по недвижимости и небогатые люди. Они едут по одной полосе с велосипедами и любят сигналить и обгонять. Ездить на скутере может не каждый — для этого нужно специальное разрешение. С целью защиты экологии в Пекине разрешены только электроскутеры. Изредка встречаются и прокатные скутеры, но я ни разу ими не пользовалась.
Такси. Китайский монополист такси — компания «Диди», которая поглотила и «Убер», и других конкурентов. В ее приложении есть английский интерфейс, можно выбирать точку на карте — звучит несложно. Но проблемы начинаются, когда таксист приезжает и зачем-то обязательно звонит пассажиру. Вначале я не говорила на китайском, поэтому не заказывала такси самостоятельно: это был бы стресс и для меня, и для водителя. Если таксист не поймет вас по телефону, он, скорее всего, отменит заказ и уедет.
Другой способ — поймать одно из проезжающих мимо желтых такси. У каждого лицензированного таксиста есть счетчик, который он обязан включить в начале поездки, чтобы выдать вам чек в конце. Отсчет начинается с 13 ¥ (128 Р). Обязательно проконтролируйте, чтобы водитель включил счетчик, иначе он может в конце назвать астрономическую сумму, подумав, что вы олигарх из США. У пожилых водителей такси может не быть кошелька в «Вичате», поэтому заранее приготовьте наличные.
Такси в Пекине популярно и доступно. Я пользовалась им несколько раз в неделю. За 10 км пути платила около 40 ¥ (393 Р), за 25 км — около 100 ¥ (982 Р). В часы пик может не быть свободных машин экономкласса, но класс комфорт есть всегда.
Личный автомобиль
Купить автомобиль в Пекине проще, чем получить для него регистрационный номер. Для этого китайцы ждут в очереди и участвуют в официальной лотерее: желающих больше, чем номеров. Чтобы ограничить поток машин, по будням в Пекине действуют такие правила:
В понедельник запрещено въезжать в город с номером, оканчивающимся на 1 и 6.
Во вторник — на 2 и 7.
В среду — на 3 и 8.
В четверг — на 4 и 9.
В пятницу — на 0.
Чтобы обойти это ограничение, пекинцы покупают вторую машину или едут на работу на такси. Не уверена, что это реально помогает заботиться об экологии.
У меня есть водительские права, но чтобы водить машину в Пекине, пришлось бы пересдавать экзамен на китайском. Иностранцев за рулем в Китае я никогда не видела.
В Пекине нет стихийных парковок — есть только бесплатные наземные парковки и платные парк-хаусы. В центре они дороже, чем на окраине, — около 13 ¥ (128 Р) за час. Во дворах новостроек нет машин, потому что у каждого нового дома есть подземные многоуровневые парковки. В старых микрорайонах за каждой машиной закреплено свое место.
Почему у машины прикрыты колеса? Я отправила этот вопрос в программу «Что? Где? Когда?», но он так и не появился в эфире. Делюсь секретом: так китайцы защищают свои машины от собачьих меток
Иностранцы думают, что в Пекине должны быть жуткие пробки. Но они возникают реже, чем в Москве, потому что движение многополосное и построено очень много удобных развязок
В течение двух лет в Китае у меня была частная страховка польской компании PZU. По ней однажды я попала в международную медицинскую клинику, где весь персонал говорил на английском. За прием у лора, пачку антибиотиков и ушные капли страховая отдала за меня 300 $ (19 739 Р). Это было в 2015 году.
После этого я была только в обычной районной больнице по месту жительства, чтобы получить рецепт на парацетамол и справку о болезни для работодателя. Прием у терапевта и две упаковки таблеток обошлись в 60 ¥ (589 Р).
В государственных больницах прием устроен так: сперва вы с паспортом получаете талон на прием к нужному специалисту, потом оплачиваете прием и получаете от доктора направление на анализы, если они нужны. Анализы можно сдать тут же — результаты будут готовы через 15 минут. Потом надо вернуться к врачу за заключением и рецептом.
Будьте готовы, что в кабинет с вами зайдут еще несколько китайцев или будут бесцеремонно открывать дверь из коридора, как было со мной. В Пекине сосредоточены лучшие медицинские учреждения Китая, куда приезжают лечиться со всей страны, оттого там всегда многолюдно.
Аптеки. Даже анальгин можно получить только в аптеке при больнице и по рецепту врача. В уличных аптеках продают только безобидные препараты на травах и лейкопластыри. Вдобавок цены там выше: мне предлагали леденцы от боли в горле за 100 ¥ (982 Р). Такие же можно купить и в продуктовом магазине на кассе за 30 ¥ (295 Р).
Я работала в детском саду с детьми и изучила все виды первой медицинской помощи, принятой в Китае. Ушиб мажут растительным маслом, порез — слабым раствором йода, при болях в желудке прикладывают грелку, а все остальные проблемы лечат стаканом горячей воды. Я бесконечное количество раз слышала от всех поколений китайцев универсальный совет: просто выпей побольше горячей воды. Для них это панацея от всех бед. Даже в любом ресторане вам по умолчанию приносят горячую воду до начала еды.
Вещи и шопинг
Китайские интернет-магазины — это рай для шопоголиков. Там можно купить все что угодно: от пуговицы до автомобиля. Самые популярные площадки — «Тао-бао» и «Цзиндонг», которые предлагают экспресс-доставку за 24 часа в любую точку Китая. Цены на доставку начинаются от 6 ¥ (59 Р), но можно найти и бесплатную. Обычно я платила около 10—30 ¥ (98—295 Р) в зависимости от тяжести и объема посылки.
Курьеры складывают посылки на коврик у входной двери — это обычная практика. В большой коробке — чемодан
В магазинах вещи стоят дороже, чем в России, и ассортимент в них ориентирован в основном на китайцев. Очень сложно найти симпатичное платье, которое стоило бы меньше 20 000 Р и было бы не из синтетики. В среднем свитер стоит около 300 ¥ (2947 Р), а верхняя одежда — от 600 ¥ (5893 Р). Но эти цифры очень относительны: можно найти вещи в три раза дешевле в интернете и в тридцать три раза дороже в бутике.
За хорошее качество придется выложить больше. Безусловно, в Китае есть качественные вещи — не стоит судить обо всем по экономвариантам с «Алиэкспресса» или по магазинам вроде «Фикс-прайса».
Ванфуцзин — одна из центральных улиц города. Тут много торговых центров. Если поедете за покупками на окраину Пекина, дешевле не будет
В моем любимом молле Artwork в районе Донгдачао всегда есть интересные инсталляции — я с удовольствием туда приходила как на выставку современного искусства
Скульптура Дали настоящая, но рядом нет ни охраны, ни сигнализации. Дали в Китае не знают, а владелец молла — очень богатый человек и одновременно ценитель искусства, который решил поделиться своей коллекцией с народом
Продукты и еда
Цены на продукты колеблются в зависимости от сети супермаркетов: в «Спаре» или «Волмарте» — дешевле, в фирменном BHG — дороже. Рядом с жилыми домами обычно есть небольшие семейные магазины, где в изобилии продают овощи и фрукты, тофу, молоко, лапшу, рис, пельмени — основу рациона для китайцев. Приветливость вознаграждается: в двух магазинах сотрудники заметили мою любовь к манго и в конце дня отдавали мне его за полцены.
традиционная паровая булка — 1 ¥ (10 Р);
молоко, 200 мл — 3 ¥ (29 Р);
тофу, 200 г — 10 ¥ (98 Р);
креветки, 1 кг — 100 ¥ (982 Р);
лосось, 1 кг — 130 ¥ (1277 Р).
Когда я в первый раз попала в типичный китайский магазин, то не понимала, что из этого не опасно для здоровья. Такие снеки китайцы едят редко — они любят готовить дома и встречаться за столом в ресторанах
Непривычно дорого стоят кондитерские изделия, сыр и сливочное масло — они никогда традиционно в китайский рацион не входили. Шесть толстых кусков хлеба в супермаркете стоят 12 ¥ (118 Р) и выглядят так, будто не испортятся никогда. Те же шесть кусков в булочной обойдутся примерно в 20 ¥ (196 Р), зато от них, скорее всего, не заболит живот. Сыр в основном импортируется из Новой Зеландии и Ирландии, но в интернете можно заказать и хорошую моцареллу из Италии — только приготовьтесь оплатить доставку.
В месяц на продукты я тратила около 1200 ¥ (11 786 Р). По выходным питалась в основном в ресторанах, иногда брала блюда навынос — на это у меня уходила примерно такая же сумма. После переезда в Китай я стала есть больше фруктов: заменила овсянку и сырники на фруктовый смузи по утрам, а картошку и рыбу — на салат и рис. Поскольку хлеб здесь не популярен, а кондитерские изделия не такие сладкие, я стала их меньше есть. К слову, 1,5 кг торта в популярной кондитерской «Ведоме» стоит около 300 ¥ (2947 Р).
Странные существа на переднем плане по цене 9,9 ¥ (97 рублей) за штуку — это тыковки, выращенные в форме талисмана удачи
Для китайцев привычно есть в кафе и ресторанах, поэтому они тут на каждом шагу. В среднем простой обед на одного обойдется в 30—40 ¥ (295—393 Р), а ужин — в 50—60 ¥ (491—589 Р). Но в Китае не принято ходить в рестораны в одиночку, поэтому обычно заказывают несколько блюд на всех, которые ставят в центре стола, а оставшееся забирают с собой в пищевых контейнерах.
В Китае царит культ еды, потому что страна долгое время голодала. Тут нормально спросить при встрече не «Как дела?», а «Ты поел?».
Мои любимые блюда: жареные баклажаны и тофу с капустой. В китайской кухне очень много блюд без мяса — рай для вегетарианцев
Ужин, который приготовил отец моей ученицы по случаю ее дня рождения
Западную кухню без проблем можно найти в кофейнях и ресторанах
Так выглядит типичный обед или ужин школьника не дома: суп с водорослями и яйцом, рис, овощи, курица и паровая булка
Во фруктовый чай добавили помидоры черри. Они тут считаются ягодой
Услуги и развлечения
Сфера услуг в Пекине прекрасно развита: предложений хватает на любой кошелек. Очень много парикмахерских — они постоянно открываются и закрываются, как в России кофейни. Мужская стрижка стоит от 40 ¥ (393 Р), а женская — от 65 ¥ (638 Р). Конкуренция очень высокая, поэтому цены не растут. Обрезной маникюр стоит от 60 ¥ (589 Р), гель-лак — от 200 ¥ (1964 Р).
Мой абонемент в спортзал стоил 1200 ¥ (11 786 Р) на три месяца и 1800 ¥ (17 679 Р) на полгода. В него входило неограниченное посещение тренажерного зала и все групповые тренировки.
Билет в кино стоит 30—60 ¥ (295—589 Р), в китайский цирк — около 120 ¥ (1179 Р). В Пекин приезжают с гастролями зарубежные шоу и артисты: цирк «Дю Солей», группа «Мьюз», бродвейские мюзиклы, гастроли Большого театра и даже «Снежное шоу» Славы Полунина. Билеты на такие мероприятия обычно стоят дороже и начинаются от 300—400 ¥ (2947—3929 Р) за место в самом дальнем ряду.
Любимое развлечение китайцев по выходным — это прогулки в парке, ужин в ресторане, шопинг или кино. Еще есть ледовые катки, уроки гончарного мастерства, стрельба из арбалета, лекции по искусству. Эти занятия иностранцу найти сложнее, потому что они обычно анонсируются в местных приложениях и только на китайском.
Отличительная черта Китая в том, что вход в государственные музеи и галереи бесплатный, а в парки и дворцы — платный. Вход в парк стоит около 2 ¥ (20 Р). Есть и бесплатные парки, но они обычно не в центре города. Я жила рядом с двумя бесплатным парками, они были отличными.
Язык и общение
Китайцы говорят на упрощенном китайском, а еще есть традиционный с более сложной письменностью и большим количеством иероглифов. Во всех провинциях страны изучают упрощенный китайский и местный диалект, который заметно отличается от тех, на которых говорят даже в соседних регионах. Южное произношение более мягкое, в нем вместо звука «ш» появляется звук «с» с придыханием.
Жители Пекина плохо говорят на английском. Если вам нужна помощь, обращайтесь к молодежи: в школе английский все-таки учат. Не рассчитывайте, что работники сферы услуг хорошо знают английский — скорее, наоборот. Зато сотрудники международных компаний и студенты, учившиеся за рубежом, могут проявить участие и постараться вам помочь, увидев растерянный взгляд иностранца. В Пекине очень много приезжих из провинций, где уровень образования ниже, поэтому и англоговорящих людей там почти нет.
Китайский язык выучить легче, чем кажется, но нужно пройти разные стадии смирения. Первые полгода я с трудом переносила китайскую речь — она казалась бессвязным набором неприятных звуков. Затем я стала различать отдельные слоги, которые в китайском и есть слова. Запоминала часто повторяющиеся и копировала интонации. Затем отрабатывала на знакомых китайцах умение произносить слова в одной из четырех тональностей — без этого навыка бесполезно запоминать слова, потому что при неправильной тональности вас никто не поймет.
Письменный китайский — это не просто рисование. В нем есть свой набор правил, включая виды начертаний и последовательность их использования. Для меня китайские иероглифы — это рисование по алгоритму. Их можно освоить, было бы желание.
Я советую учить китайский по Пимслеру и обязательно практиковаться в произношении слов — от этого зависит, как точно вас поймут. Китайцы открыты к общению с иностранцами — стоит только найти кого-то из них в сети, и китайский учитель вам гарантирован.
Путешествия
Китайцы много путешествуют внутри своей страны. На праздники они отправляются либо в родной город в провинции, либо к одному из морей, либо в горы. Автомобильные дороги в это время становятся бесплатными, билеты на поезда раскупают сразу после открытия продаж за месяц вперед, а полеты на самолете дорожают в два-три раза. Не планируйте свой отпуск в китайские праздники: вы не разглядите никаких красот Китая за спинами туристов.
Популярные туристические места в Китае: родина панд и острой еды — Сычуань; родина небоскребов и первого в стране «Диснейленда» — Шанхай; родина императорской терракотовой армии и Си Цзиньпина — Сиань; живописное место, где Великая Китайская стена уходит в море — Циньхуандао; родина чайных плантаций — Гулин и Юньнань; родина гор из фильма «Аватар» — Хунань; популярный среди китайцев курорт — южный остров Хайнань.
Первым делом туристы, приезжающие в Пекин, рвутся попасть на Великую Китайскую стену. Она не так близко от города: добираться минимум два часа на рейсовом автобусе от турагентства за 85 ¥ (835 Р) или три часа на маршрутном транспорте с пересадками за 10 ¥ (98 Р).
Вот что вам стоит узнать о Великой Китайской стене. В пригороде Пекина есть несколько ее участков — выбирайте Мутанью, потому что там меньше людей и больше красивых видов. Советую снизить ожидания: количество китайцев может впечатлить больше, чем само реконструированное чуда света.
Мой любимый участок Великой Китайской стены — это ее конец, уходящий в море в городке Циньхуандао. Из Пекина туда можно добраться на скором поезде за те же два часа, заодно успеете насладиться удобством китайских поездов, которые развивают скорость до 360 км/ч.
В Циньхуандао доступны сразу два участка стены: один среди гор, а второй уходящий в море. Один билет распространяется на два парка, где можно посмотреть и типичную китайскую архитектуру разных веков в этнопоселках около стены. Между двумя частями стены курсирует бесплатный автобус.
Участок Великой Китайской стены в Мутанью, куда лучше отправляться через турфирму организованным автобусом из центра Пекина. Спросите в любом окошке турагентства в центре города — ориентируйтесь на цену в 85 ¥ (829 рублей)
Так заканчивается Великая Китайская стена — у моря. Летом на пляже рядом со стеной можно купаться
Погода
В Пекине умеренный континентальный климат: летом жарко и влажно, весной и осенью тепло, а зимой температура опускается до нуля. Пару раз за сезон выпадает мокрый снег. Летом сложно жить без кондиционера, а зимой — без отопления. Китаянки берегут кожу, поэтому часто прячутся от солнца под зонтиком и обожают солнцезащитные кремы.
Зима в Пекине теплая, если сравнивать с центральной полосой России. Всего несколько раз за сезон тут выпадает снег, но если дует сильный ветер, то лучше одеваться потеплее. Тонкого пуховика и угги хватает всегда, многие китайцы ходят в одних и тех же кроссовках — что зимой, что летом
Самая большая проблема климата Пекина и всего Китая — смог. Город находится в низменности, куда стекаются промышленные выхлопы от окружающих Пекин заводов. В отопительный сезон с ноября по март тут используют уголь, а еще в городе очень много машин. Ситуация со смогом поддается контролю: когда в Пекин прилетали Владимир Путин и Дональд Трамп, небо оставалось голубым целую неделю, что обычно редкость. К визитам глав других государств в Пекине останавливали работу заводов и частично запрещали въезд транспорта.
Первым делом утром в Пекине я смотрела приложение Air Matters, которое показывает уровень смога. Это нужно, чтобы узнать, можно ли вообще открывать окно. На 28.01.2019 пять китайских городов входят в десятку самых загрязненных городов мира за последние 48 часов.
Загрязненность Пекина по районам — уровень смога я проверяла каждый день по несколько раз, потому что он быстро меняется с ветром.
От смога начинает болеть голова, появляется вялость и наступает общий упадок сил, иногда — перш
|
</> |